В разные годы кафедрой руководили крупные музыканты, имеющие большой научный авторитет, — И. В. Способин, С. С. Скребков, С. С. Григорьев, Е. В. Назайкинский. С 1996 года обязанности заведующего кафедрой исполняет профессор А. С. Соколов, ректор Московской консерватории (2001–2004 и с 2009), в прошлом министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2004–2008).
В настоящее время в состав кафедры входят 35 человек, из них 15 работают в должности профессора, 11 доцентов, 1 ассистент и 7 преподавателей. Ещё 4 преподавателя работают на почасовой основе.
Почти все члены кафедры имеют ученые степени и звания. 15 человек имеют учёную степень доктора искусствоведения (14 в должности профессора, 1 в должности доцента), 17 человек — учёную степень кандидата искусствоведения (10 в должности доцента, 6 в должности преподавателя, 1 ассистент). Среди преподавателей-почасовиков — 2 кандидата искусствоведения.
Кафедра имеет в своём составе три секции: гармонии и сольфеджио (заведующая секцией — кандидат искусствоведения, доцент М. И. Катунян); полифонии и анализа музыкальных произведений (заведующая секцией — доктор искусствоведения, профессор М. С. Филатова); инструментовки (заведующая секцией — доктор искусствоведения, профессор И. А. Барсова).
Учебно-педагогическая работа кафедры состоит из чтения лекций, проведения семинарских, индивидуальных и практических занятий, консультирования при написании дипломных и курсовых работ, руководства аспирантами и соискателями, проведения экзаменов, зачётов и контрольных уроков.
К обязательным учебным дисциплинам относятся: сольфеджио, гармония, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, полифония, музыкально-теоретические системы, чтение партитур, инструментовка, инструментоведение, история оркестровых стилей, история нотации, музыкальная информатика, латынь, бассо-континуо, музыкальные культуры мира, музыкальная культура Дальнего Востока, практическое музицирование, основы музыкальной синологии, педпрактика. Помимо этого в 2015–2016 учебном году для студентов читались 4 факультативных курса:
1) «Григорианское пение» — доктор искусствоведения, профессор Ю. В. Москва;
2) «Музыкальные культуры мира (японские музыкальные инструменты, китайские музыкальные инструменты, индийский вокал и барабаны табла, турецкая баглама)» — кандидат искусствоведения, доцент М. И. Каратыгина;
3) «История органной исполнительской практики» — кандидат искусствоведения, преподаватель Е. О. Дмитриева;
4) «Неклассическая гармония» (для дирижёров-симфонистов) — доцент Г. И. Лыжов.
Для слушателей ФПК были предложены 9 авторских курсов:
1) «Методология курса сольфеджио: новые психотехники» (профессор М. В. Карасёва);
2) «Дисциплина «Музыкальная форма» в ВУЗе: её прошлое, настоящее, будущее» (профессор Т. С. Кюрегян);
3) «Музыкальная эстетика и поэтика Нового времени: эволюции и революции» (профессор М. И. Катунян);
4) «Григорианская семиология (невменная нотация григорианского хорала)» (профессор Ю. В. Москва);
5) «Общая методология курса «Музыкальные культуры мира» (доцент М. И. Каратыгина);
6) «Прохождение педагогической практики студентами Московской консерватории: вопросы организации» (доцент Л. Р. Джуманова); 7) «Органная музыка XX века: история, теория, практика» (преподаватель М. В. Воинова); 8) «Проблемы старинной полифонии» (профессор Н. И. Тарасевич);
9) «Русская хоровая музыка эпохи барокко (конец XVII — середина XVIII века) — доцент Н. Ю. Плотникова.
Помимо преподавания члены кафедры занимаются интенсивной научной деятельностью, издают монографии и статьи, пишут учебники и учебные программы, выступают на международных научных конференциях, проводят семинары и мастер-классы, занимаются организационной и редакторской работой.
Сфера научных интересов сотрудников кафедры очень широка. Сюда можно отнести общетеоретические и методологические проблемы теории музыки, исследования в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры, изучение музыкального языка классической, старинной и современной музыки, текстологические изыскания и переводы отечественных и зарубежных музыкально-теоретических трактатов, проблемы музыкальной педагогики и др.
Кафедра теории музыки является инициатором ряда новых научных направлений музыкальной науки. Появившиеся ещё в 1970-е годы труды Е. В. Назайкинского и В. В. Медушевского способствовали возникновению музыкальной психологии и социологии музыки. В 1980-е годы на кафедре появились специалисты в области медиевистики, занимающейся изучением средневековья (Р. Л. Поспелова, Н. И. Тарасевич). Начиная с 1990-х годов, неуклонно растёт интерес к изучению музыки XX века (А. С. Соколов).
Результатом активной научно-методической деятельности кафедры явилось большое количество учебной литературы и создание фундаментальных учебников по всем теоретическим предметам. Имена их авторов, среди которых — И. В. Способин, С. С. Скребков, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. В. Протопопов, Т. Ф. Мюллер, С. С. Григорьев, С. Е. Максимов, А. П. Агажанов, Н. С. Качалина и другие известные музыковеды, широко известны у нас в стране и на всём постсоветском пространстве.
На кафедре проводится постоянная работа по пересмотру и написанию новых учебных программ, учебников, учебных пособий и хрестоматий. В разные годы издавались учебные пособия по гармонии (Ю. Н. Холопов), истории нотации (И. А. Барсова), музыкальной форме (Т. С. Кюрегян, В. Н. Холопова), сольфеджио (М. В. Карасева). Была издана коллективная «История полифонии» в 5 томах (Ю. К. Евдокимова, В. В. Протопов, Т. Н. Дубравская). Вышли в вет новые учебные пособия по полифонии, истории нотации и музыкальной форме (Н. А. Симакова, Р. Л. Поспелова, Е. В. Назайкинский, Г. В. Григорьева, А. С. Соколов). Большим достижением кафедры является изданное в 2005 году и неоднократно переиздававшееся фундаментальное учебное пособие «Теория современной композиции», подготовленное коллективом авторов (ответственный редактор — В. С. Ценова).
Авторитет кафедры теории музыки Московской консерватории очень высок. Продолжая традиции, заложенные её основателями, она находится на переднем крае музыкальной науки и обеспечивает студентам базовое теоретическое образование.
Затикян Рубен Георгиевич
Старший преподаватель
Инструментовка, полифония, инструментоведение
Гордон (Федотова) Татьяна Андреевна
Кандидат искусствоведения
Преподаватель
Musica Theorica-XXX
Совместная студенческая конференция по материалам курсовых работ по гармонии (II курс) и музыкальной форме (IV курс)
30 марта 2024, Класс № 21 (1-й учебный корпус)Круглый стол сольфеджистов, посвящённый 110-летию со дня рождения А.П.Агажанова
11 апреля 2023 года в Конференц-зале Московской консерватории состоится расширенное заседание кафедры теории музыки, посвященное 110-летию со дня рождения Артёма Петровича Агажанова.
11 апреля 2023Musica Theorica 2023
25 марта 2023 года в 10:00 в конференц-зале Московской консерватории пройдет ежегодная студенческая конференция «Musica Theorica».
25 марта 2023, Конференц-зал консерваторииМеждународная конференция «Наследие Ю. Н. Холопова и XXI век»
Заявки на участие в конференции принимаются до 10 сентября 2022 года.
26 октября 2022 - 29 октября 2022, Конференц-зал консерватории«Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования»
18—19 ноября 2019 года состоится Вторая международная научная конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования».
Конференция является частью проекта «Русская духовная музыка в столице и регионах России».
18 ноября 2019 - 19 ноября 2019Международная научная конференция «Музыкальная композиция и новые методы гуманитарных исследований»
В связи с пропускным режимом в консерватории фамилии докладчиков из других учреждений будут переданы на вахты Большого и Рахманиновского залов. Всем желающим посетить конференцию необходимо сообщить об этом не позднее 12:00 4 октября 2019 г. по адресу nauka@mosconsv.ru. Для прохода в корпуса в соответствии со списками необходимо иметь при себе паспорт.
7 октября 2019 - 9 октября 2019, Конференц-зал консерваторииПоздравляем с присвоением учёного звания доцента Л. А. Джуманову
Поздравляем с присвоением учёного звания доцента в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 585/нк от 01.07.2019 года Джуманову Лолу Абдуравифовну, кафедра теории музыки.
1 июля 2019Musica theorica-XXV. Конференция по гармонии студентов II курса ИТФ
Кафедра теории музыки представляет научную конференцию по гармонии студентов 2-го курса историко-теоретического факультета Musica theorica-XXV.
23 марта 2019Открытое заседание кафедры теории музыки, посвященное Ю.Н. Тюлину
15 марта 2019 года в 21 классе состоится Открытое заседание кафедры теории музыки, посвященное выдающемуся ученому Юрию Николаевичу Тюлину (1893-1978).
15 марта 2019«Актуальные проблемы современного сольфеджио»
4 апреля 2018 года, в среду, состоится встреча преподавателей кафедр теории музыки Московской и Санкт-Петербургской консерваторий на тему: «Актуальные проблемы современного сольфеджио».
4 апреля 2018Особенности формообразования в вокальной музыке. Методика анализа
Москва, 2024Творчество Б. Гуаюля и основные композиционно-технические аспекты полифонии позднего Ренессанса
Москва, 2023Образцы письменных заданий на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии
Москва, 2023Вильгельм Фишер, его «тип развертывания» и сравнительный анализ барочного и классического стилей
Москва, 2023Полифония. Учебная программа дисциплины
Москва, 2023О русской и зарубежной музыке: Статьи. Материалы
Москва, 2022Рекомендации к написанию выпускной квалификационной работы по специальности 53.05.02
Москва, 2022Записная книжка. 1922–1941
Москва, 2022Транспонирующие инструменты : Хрестоматия
Москва, 2021Методическое пособие по преподаванию гармонии
Москва, 2021Учебная программа дисциплины "Сольфеджио"
Москва, 2021Музыкальные формы в хорах С. И. Танеева. Методика анализа
Москва, 2021Арсис: Сборник статей и материалов в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского
Москва, 2021Антон Веберн о музыкальных формах. Учение о форме, представленное в анализах
Москва, 2020Партитура со старинными ключами: Дидактические образцы XVI–XX вв.: Исторический очерк и хрестоматия
Москва, 2020Рекомендации к выполнению реферата к гос. экзамену «Профессиональная и педагогическая подготовка»
Москва, 2020Нотация клавирной музыки XVII–XVIII веков (Гийом Нивер, Франсуа Куперен, Джироламо Фрескобальди)
Москва, 2019Методика преподавания элементарной теории музыки: Учебно-методическое пособие
Москва, 2019Учебная педагогическая практика
Москва, 2019Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении
Москва, 2018Гармония для начинающих : Практическое руководство для иностранных студентов
Москва, 2018Учебная программа дисциплины «Музыкально-теоретические системы»
Москва, 2018Наталья Андреевна Любомудрова: Избранные статьи и методические работы.Воспоминания коллег и учеников
Москва, 2018Рабочая программа дисциплины «История нотации»
Москва, 2018Альфред Шнитке: На пересечении прошлого и будущего
Москва, 2017Аврелий Августин. Шесть книг о музыке
Москва, 2017Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова
Москва, 2016Две жизни Иосифа Шиллингера. Жизнь первая: Россия. Жизнь вторая: Америка
Москва, 2015Компьютерный анализ звука в музыкальной науке
Москва, 2015Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания
Москва, 2015О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы
Москва, 2015Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. 2-е изд.
Москва, 2014Полифония Василия Титова: учебное пособие
Москва, 2014Николай Сидельников
Москва, 2014Сто лет русского авангарда
Москва, 2013Азбука полифонии: Учебное пособие
Москва, 2013Густав Малер и музыкальная культура его времени
Москва, 2013Избранное
Москва, 2012Полифония в русской музыке XX века. Выпуск 1: Учебное пособие
Москва, 2012Музыкальные формы классической традиции
Москва, 2012Ирэне Владимировне Лаврентьевой — коллеги, друзья, ученики
Москва, 2012Гармония для начинающих. Часть I
Москва, 2012Гармония для начинающих. Часть II
Москва, 2012Музыка ХХ века : от авангарда к постмодерну : Учебное пособие
Москва, 2011История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова
Москва, 2011Задачи по гармонии
Москва, 2011Из неопубликованного наследия
Москва, 2011Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой
Москва, 2011Памяти Евгения Владимировича Назайкинского: Интервью. Статьи. Воспоминания
Москва, 2011Образцы письменных заданий на вступительных экзаменах по сольфеджио и гармонии
Москва, 2010Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса
Москва, 2009Постмодернизм в контексте современной культуры
Москва, 2009Оркестр без границ: Материалы научной конференции памяти Ю. А. Фортунатова
Москва, 2009Григорианский хорал
Москва, 2008Адриан Пети Коклико Compendium musices (1552)
Москва, 2007Оркестр. Инструменты. Партитура
Москва, 2007Теория жанров в музыкальной науке: история и современность
Москва, 2007Гармония: программа-конспект спецкурса для историко-теоретических факультетов вузов
Москва, 2005Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения
Москва, 2003Оркестр. Инструменты. Партитура. Памяти Юрия Александровича Фортунатова
Москва, 2003Введение в интертекстуальный анализ музыки
Москва, 2002Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Выпуск 1
Москва, 2002Вокальные жанры эпохи Возрождения
2002Concerto grosso № 4 / Симфония № 5 Альфреда Шнитке. Опыт интертекстуального анализа
Москва, 2002Сольфеджио — психотехника развития музыкального слуха
Москва, 1999Индивидуальное и типическое как категории музыковедческого анализа
Москва, 1999Современное сольфеджио в трех частях. Часть II
Москва, 1996Современное сольфеджио в трех частях. Часть I
Москва, 1996Теоретические основы полифонии ХХ века
Москва, 1994Музыкальное искусство XX века
Москва, 1992Музыкальный язык, жанр, стиль. Проблемы теории и истории. Сборник научных трудов
Москва, 1987