Кафедра теории музыки

В разные годы кафедрой руководили крупные музыканты, имеющие большой научный авторитет, — И. В. Способин, С. С. Скребков, С. С. Григорьев, Е. В. Назайкинский. С 1996 года обязанности заведующего кафедрой исполняет профессор А. С. Соколов, ректор Московской консерватории (2001–2004 и с 2009), в прошлом министр культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (2004–2008).

В настоящее время в состав кафедры входят 35 человек, из них 15 работают в должности профессора, 11 доцентов, 1 ассистент и 7 преподавателей. Ещё 4 преподавателя работают на почасовой основе.

Почти все члены кафедры имеют ученые степени и звания. 15 человек имеют учёную степень доктора искусствоведения (14 в должности профессора, 1 в должности доцента),  17 человек — учёную степень кандидата искусствоведения (10 в должности доцента, 6 в должности преподавателя, 1 ассистент). Среди преподавателей-почасовиков — 2 кандидата искусствоведения.

Кафедра имеет в своём составе три секции: гармонии и сольфеджио (заведующая секцией — кандидат искусствоведения, доцент М. И. Катунян); полифонии и анализа музыкальных произведений (заведующая секцией — доктор искусствоведения, профессор М. С. Филатова); инструментовки (заведующая секцией — доктор искусствоведения, профессор И. А. Барсова).

Учебно-педагогическая работа кафедры состоит из чтения лекций, проведения семинарских, индивидуальных и практических  занятий, консультирования при написании дипломных и курсовых работ, руководства аспирантами и соискателями, проведения экзаменов, зачётов и контрольных уроков.

К обязательным учебным дисциплинам относятся: сольфеджио, гармония, элементарная теория музыки, анализ музыкальных произведений, полифония, музыкально-теоретические системы, чтение партитур, инструментовка, инструментоведение, история оркестровых стилей, история нотации, музыкальная информатика, латынь, бассо-континуо, музыкальные культуры мира, музыкальная культура Дальнего Востока, практическое музицирование, основы музыкальной синологии, педпрактика. Помимо этого в 2015–2016 учебном году для студентов читались 4 факультативных курса:
1) «Григорианское пение» — доктор искусствоведения, профессор Ю. В. Москва;
2) «Музыкальные культуры мира (японские музыкальные инструменты, китайские музыкальные инструменты, индийский вокал и барабаны табла, турецкая баглама)» — кандидат искусствоведения, доцент М. И. Каратыгина;
3) «История органной исполнительской практики» — кандидат искусствоведения, преподаватель Е. О. Дмитриева;
4) «Неклассическая гармония» (для дирижёров-симфонистов) — доцент Г. И. Лыжов.

Для слушателей ФПК были предложены 9 авторских курсов:
1) «Методология курса сольфеджио: новые психотехники» (профессор М. В. Карасёва);
2) «Дисциплина «Музыкальная форма» в ВУЗе: её прошлое, настоящее, будущее» (профессор Т. С. Кюрегян);
3) «Музыкальная эстетика и поэтика Нового времени: эволюции и революции» (профессор М. И. Катунян);
4) «Григорианская семиология (невменная нотация григорианского хорала)» (профессор Ю. В. Москва);
5) «Общая методология курса «Музыкальные культуры мира» (доцент М. И. Каратыгина);
6) «Прохождение педагогической практики студентами Московской консерватории: вопросы организации» (доцент Л. Р. Джуманова); 7) «Органная музыка XX века: история, теория, практика» (преподаватель М. В. Воинова); 8) «Проблемы старинной полифонии» (профессор Н. И. Тарасевич);
9) «Русская хоровая музыка эпохи барокко (конец XVII — середина XVIII века) — доцент Н. Ю. Плотникова.

Помимо преподавания члены кафедры занимаются интенсивной научной деятельностью, издают монографии и статьи, пишут учебники и учебные программы, выступают на международных научных конференциях, проводят семинары и мастер-классы, занимаются организационной и редакторской работой.

Сфера научных интересов сотрудников кафедры очень широка. Сюда можно отнести общетеоретические и методологические проблемы теории музыки, исследования в области отечественной и зарубежной музыкальной культуры, изучение музыкального языка классической, старинной и современной музыки, текстологические изыскания и переводы отечественных и зарубежных музыкально-теоретических трактатов, проблемы музыкальной педагогики и др.

Кафедра теории музыки является инициатором ряда новых научных направлений музыкальной науки. Появившиеся ещё в 1970-е годы труды Е. В. Назайкинского и В. В. Медушевского способствовали возникновению музыкальной психологии и социологии музыки. В 1980-е годы на кафедре появились специалисты в области медиевистики, занимающейся изучением средневековья (Р. Л. Поспелова, Н. И. Тарасевич). Начиная с 1990-х годов, неуклонно растёт интерес к изучению музыки XX века (А. С. Соколов).

Результатом активной научно-методической деятельности кафедры явилось большое количество учебной литературы и создание фундаментальных учебников по всем теоретическим предметам. Имена их авторов, среди которых —  И. В. Способин, С. С. Скребков, Л. А. Мазель, В. А. Цуккерман, В. В. Протопопов, Т. Ф. Мюллер, С. С. Григорьев, С. Е. Максимов, А. П. Агажанов, Н. С. Качалина и другие известные музыковеды, широко известны у нас в стране и на всём постсоветском пространстве.

На кафедре проводится постоянная работа по пересмотру и написанию новых учебных программ, учебников, учебных пособий и хрестоматий. В разные годы издавались учебные пособия по гармонии (Ю. Н. Холопов), истории нотации (И. А. Барсова), музыкальной форме (Т. С. Кюрегян, В. Н. Холопова), сольфеджио (М. В. Карасева). Была издана коллективная «История полифонии» в 5 томах (Ю. К. Евдокимова, В. В. Протопов, Т. Н. Дубравская). Вышли в  вет новые учебные пособия по полифонии, истории нотации и музыкальной форме (Н. А. Симакова, Р. Л. Поспелова, Е. В. Назайкинский, Г. В. Григорьева, А. С. Соколов). Большим достижением кафедры является изданное в 2005 году и неоднократно переиздававшееся фундаментальное учебное пособие «Теория современной композиции», подготовленное коллективом авторов (ответственный редактор — В. С. Ценова).

Авторитет кафедры теории музыки Московской консерватории очень высок. Продолжая традиции, заложенные её основателями, она находится на переднем крае музыкальной науки и обеспечивает студентам базовое теоретическое образование.

Все события»