Аспирантура

Обучение в аспирантуре осуществляется по направлению подготовки

50.06.01 Искусствоведение

Научные специальности:
17.00.02 Музыкальное искусство
17.00.09 Теория и история искусства

 

1. Общие положения

1.1. В Федеральном государственном бюджетном учреждении высшего образования  «Московская государственная консерватория имени  П. И. Чайковского» (далее – Консерватория) предоставляется возможность получения образования по образовательным программам высшего образования третьего уровня — программам подготовки научно-педагогических кадров (уровень – подготовка кадров высшей квалификации) в форме аспирантуры (Лицензия – №1979 от 03 марта 2016 г. серия 90Л01 №0009012, выданная Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки).

1.2. Аспирантура является одной из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в системе высшего образования, предоставляющими гражданам Российской Федерации возможность повышения уровня образования, педагогической и научной квалификации.

1.3. Граждане иностранных государств (включая государства-участники СНГ) принимаются в Консерваторию для обучения в форме аспирантуры в соответствии с международными договорами Российской Федерации и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также в порядке, установленном Федеральным законом «Об образовании» (с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами).

1.4 Прием лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в аспирантуру осуществляется Консерваторией в порядке, предусмотренном для граждан Российской Федерации.

1.5. Лицам, завершившим подготовку по образовательной программе в форме аспирантуры,  Консерваторией выдаются документы государственного образца.

1.6. Общее руководство по реализации программ высшего образования (уровень – подготовка кадров высшей квалификации) осуществляет проректор по научной работе. Непосредственное руководство осуществляет Научно-методический центр подготовки творческо-исполнительских и научно-педагогических кадров высшей квалификации (далее – Центр, НМЦ).

1.7. Все этапы подготовки аспирантов (прием, прохождение вступительных испытаний, зачисление в аспирантуру, назначение научных руководителей и консультантов, организация учебного процесса, назначение комиссий по приему кандидатских экзаменов, допуск к экзаменам, решение о завершении обучения или отчислении и др.) осуществляются по решению Ученого Совета и в соответствии с приказами ректора Консерватории, по представлению Центра, согласованному с проректором по научной работе.

1.8. Образовательная и научная  деятельность в Центре осуществляется на государственном языке Российской Федерации (русский). 

2. Организация образовательного процесса по образовательным программам

2.1 Образовательный процесс по образовательной программе разделяется на учебные годы:  

- срок обучения в очной аспирантуре  составляет три года, в заочной – четыре года. Срок обучения может быть сокращен, но не более чем на 1 учебный год, если аспирант полностью выполняет индивидуальный план и сдает экзамены экстерном по предварительному согласованию с выпускающими кафедрами, Центром и проректором по научной работе. Решение о досрочном окончании обучения обучающегося принимается Ученым Советом на основании его личного заявления при условии полного досрочного выполнения индивидуального учебного плана и оформляется локальным актом;

 -учебный год по очной (заочной) форме обучения начинается 1 сентября и заканчивается 30 июня.

2.2 Контроль за реализацией образовательного процесса в форме аспирантуры осуществляет Научно-методический центр, который регулярно отчитывается о своей работе перед Ученым советом.

2.3 В учебном году устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее 6 недель.

2.4 Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения:

- учебным годам (курсам);

- периодам обучения — семестрам (2 семестра в рамках одного курса).

2.5  Центр до начала периода  обучения по образовательной программе формирует расписание учебных занятий в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком.

2.6 По образовательным программам могут проводиться учебные занятия следующих видов, включая учебные занятия, направленные на проведение текущего контроля успеваемости:

- лекции;

- семинары;

- практические занятия;

- индивидуальные занятия;

- групповые занятия;

- индивидуальные и групповые консультации;

- самостоятельная работа обучающегося.

2.7 Контактная работа обучающихся с преподавателем включает в себя занятия лекционного типа, и (или) практические занятия, и (или) индивидуальную работу обучающегося с преподавателем, а также аттестационные испытания промежуточной аттестации,  итоговой и государственной итоговой аттестации обучающихся.

2.8 Для проведения лекционных занятий формируются учебные группы численностью не более 10 человек.

2.9 Назначение научных руководителей и утверждение тем научно-квалификационных работ (диссертации) осуществляется не позднее 2 месяцев после зачисления на обучение на выпускающих кафедрах Консерватории и утверждается Ученым советом, а также приказом ректора Консерватории.

2.10  На каждый год обучения составляется индивидуальный план работы аспиранта на основе Учебного плана, утверждаемого на заседании кафедры. В индивидуальном плане указываются объемы и сроки выполнения каждого мероприятия. В начале нового учебного года, но не позднее 1 ноября, в него могут вноситься изменения и дополнения в части дисциплин по выбору, факультативов, дополнительных образовательных программ, выбранных аспирантом на предстоящий учебный год.

2.11  Объем образовательной программы, реализуемый в процессе обучения в аспирантуре при очной форме обучения составляет 180 зачетных единиц. Объем образовательных программ выражается целым числом зачетных единиц. Зачетная единица для образовательных программ, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО), эквивалентна 36 академическим часам (при продолжительности академического часа 45 минут) или 27 астрономическим часам. Программа аспирантуры имеет структуру, указанную в Таблице 1.

Таблица 1

Наименование элемента программы

Объем (в зачётных единицах)

Блок 1 «Дисциплины (модули)»

30

Базовая часть

Дисциплины (модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов («Иностранный язык», «История и философия науки»)

9

Вариативная часть

Дисциплина/Дисциплины (модуль/модули), в том числе направленные на подготовку к сдаче кандидатского экзамена Дисциплина/Дисциплины (модуль/модули), направленные на подготовку к преподавательской деятельности

 

21

Блок 2 «Практика»

Вариативная часть

Блок 3 «Научно-исследовательская работа»

Вариативная часть

141

Блок 4 «Государственная итоговая аттестация (итоговая аттестация)»

Базовая часть

 

9

Объем программы аспирантуры

180

 

2.12 Дисциплины (модули) Блока 1, относящиеся к базовой части, в том числе, направленные на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, являются обязательными для освоения независимо от направленности осваиваемой программы аспирантуры. Набор вариативной части Блока 1 Консерватория определяет самостоятельно в соответствии с направленностью программы аспирантуры в объеме, установленном ФГОС ВО.

2.13. Блок 2 «Практика» - практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе педагогическая практика, являющаяся обязательной). По способу проведения педагогическая практика подразделяется на стационарную и выездную. Практика может проводиться в структурных подразделениях Консерватории. Отчетность  аспирантов о проделанной работе за определенный период, а так же по всем видам практик отражена в индивидуальных планах.

2.14. Блок 3 «Научно-исследовательская работа» - выполнение научно-исследовательской работы в соответствии с критериями, установленными для научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. После выбора аспирантом направленности программы и темы научно-квалификационной работы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения.

2.15. Блок 4 – подготовка и сдача государственного/итогового экзамена и представления научного доклада, выполненного на основе результатов научно-исследовательской работы.

2.16. Аспиранты за время обучения обязаны:

- полностью и в установленные сроки выполнить свой индивидуальный план на основе утвержденного Учебного плана подготовки;

- сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине на основании Программы-минимума кандидатского экзамена по данным дисциплинам; представить научный доклад;

- пройти стационарную, выездную практику и сдать итоговый экзамен по педагогической практике в форме открытого урока;

- присутствовать на заседаниях кафедр и экзаменах, в соответствии с индивидуальным планом;

- в основном завершить работу над научно-квалификационной работой (диссертацией), представить полный текст диссертации, автореферат,  библиографию и представить все материалы  на выпускающую кафедру для получения соответствующего заключения  с учетом проверки научно-квалификационной работы системой «Антиплагиат»;

- сдать государственный экзамен.

2.17  Аспирант, который планирует пропустить/пропустил  подряд 4 и более плановых лекционно-семинарских занятий (гастроли, участие в конкурсах, болезнь и пр.) по дисциплинам, предусматривающим групповые аудиторные занятия, переводится на индивидуальный план на период его отсутствия. Перевод на индивидуальный план занятий оформляется личным заявлением обучающегося, согласовывается с научным руководителем, Центром и проректором по научной работе.

2.18 Аспирант, отчисленный из аспирантуры за невыполнение индивидуального плана в течение 3-го/2-го года обучения, но сдавший все задолженности за 3-й/2-й год в течение 2-х месяцев с момента окончания срока обучения (без учета каникулярного времени), приказом ректора считается окончившим аспирантуру Консерватории.

2.19 Лицам, отчисленным из аспирантуры за невыполнение индивидуального плана в указанные сроки, а также в установленный 2-х-месячный срок после окончания обучения (до 1 ноября), при условии наличия не более двух задолженностей по любым дисциплинам учебного плана, Консерватория предоставляет возможность их сдачи на платной основе.

2.20  Срок обучения в очной аспирантуре за счет средств федерального бюджета или на возмездной основе (с сохранением места в общежитии для иногородних) продлевается приказом ректора Консерватории на основании личного заявления аспиранта на время отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, а также на период болезни продолжительностью свыше месяца при наличии соответствующего медицинского заключения. 

3. Организация практики аспиранта

3.1  Программы практик разрабатываются индивидуально для каждого аспиранта с учетом его научных, музыкально-просветительских и педагогических интересов.

3.2 Программы практик разрабатываются выпускающими кафедрами, ответственными за реализацию ФГОС ВО, в соответствии с учебными планами подготовки аспирантов соответствующей специальности с учетом их индивидуальных учебных планов.

3.3 Организаторами практик являются Центр и кафедры, отвечающие за реализацию ООП ВО-3 по соответствующей научной специальности.

3.4 Типы производственной практики: педагогическая, музыкально-просветительская, научно-исследовательская.

3.5 Способы проведения производственной практики: стационарная и выездная.

3.6  Общий объем практик аспирантов составляет 324 часа (9 з.е.), в т. ч.: 6 з.е. – обязательная часть практики, где 3 з.е. – педагогическая практика, 3 з.е. – научно-исследовательская практика, 3 з.е. – вариативная часть практики, в т. ч. музыкально-просветительская практика.

3.7 Основной базой практик аспирантов является Консерватория (где осуществляется стационарная практика).

3.8 Выбор и закрепление за аспирантом иной базы практик осуществляется Центром индивидуально в соответствии с пожеланиями аспиранта и после проверки учреждения на соответствие требованиям по направлению подготовки аспиранта и заключения (подтверждения) Соглашения между Консерваторией и учреждением о предоставлении базы практики.

3.9 Иные базы практик должны характеризоваться наличием условий для прохождения практики аспирантами, предоставлять возможности для участия аспирантов в педагогической и научно-исследовательской деятельности учреждения.

3.10 Руководителем всех видов практик является научный руководитель по специальности, который закрепляется за обучающимся на весь период обучения независимо от места прохождения, типа и способов проведения практик (в т. ч. – в случае прохождения практик за пределами Консерватории). Смена научного руководителя влечет за собой автоматическую смену и руководителя практик.

3.11 Научный руководитель несет ответственность за предоставление в научно-методический центр годовой отчетности  аспирантов о проделанной научной и научно-педагогической работе за отчетной период, а также по всем видам практик, что должно быть отражено в индивидуальных планах. Научный руководитель контролирует и несет ответственность за выполнение аспирантом индивидуального плана.

3.12 Оценочные средства представляются в виде фонда оценочных средств для промежуточной аттестации обучающихся, итоговой и государственной итоговой аттестации (5-ти балльная система оценки).

3.13  Выбор методов и средств обучения, учебно-методического обеспечения реализации образовательных программ осуществляется Консерваторией самостоятельно, исходя из необходимости достижения аспирантами планируемых результатов освоения образовательной программы, а также с учетом индивидуальных возможностей обучающихся.

4. Текущий и промежуточный контроль успеваемости, итоговая и государственная итоговая аттестация аспирантов

4.1 Контроль качества освоения образовательных программ включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию и итоговую (государственную итоговую) аттестацию обучающихся.

4.2 Текущий контроль успеваемости обеспечивает оценивание хода освоения дисциплин (модулей) и прохождения практик, промежуточная аттестация — оценивание промежуточных и/или окончательных результатов обучения по дисциплинам (модулям) и прохождения практик (в том числе результатов научно-исследовательской работы).

4.3  Итоговая аттестация по педагогической практике проводится в форме экзамена (открытого урока). Оценка за экзамен по педагогической практике выставляется по 5-балльной системе специально создаваемой ректором экзаменационной комиссией. Приказом ректора Консерватории определяются сроки проведения итоговой аттестации по педагогической практике – до 1 июня текущего года.

4.4 Государственная итоговая/итоговая аттестация включает представление доклада об основных результатах подготовленной научно-квалифицированной работы (диссертации), оформленной в соответствии с требованиями к оформлению диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения (ГОСТ Р 7.0.11-2011) и сдачу государственного экзамена.

4.5 Оценка за научный доклад по итогам выполнения научно-квалификационной работы соответствует: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и выставляется, если за нее проголосовало большинство членов государственной аттестационной комиссии. При равенстве голосов решающим является голос председателя государственной аттестационной комиссии. Выпускные квалификационные работы хранятся в Консерватории 1 год.

4.6 Сроки проведения ГИА устанавливается приказом ректора Консерватории по согласованию с председателем государственной аттестационной комиссии не позднее, чем за 180 календарных дней до даты завершения освоения образовательной программы обучающимися.

4.7 Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании с присвоением квалификации.

4.8 Лицам, не прошедшим государственной итоговой аттестации или получившим на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты по 5-ти балльной системе,  а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения.

4.9 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной/итоговой государственной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю) или практике, входящий в состав соответственно рабочей программы дисциплины (модуля) или программы практики, включает в себя:

- перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы;

- описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания;

- типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы;

- методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и навыков.

4.10 Контроль за выполнением аспирантом индивидуального учебного плана осуществляют научный руководитель и заведующий выпускающей кафедрой.

4.11  Перевод аспирантов на следующий год обучения осуществляется приказом ректора Консерватории по результатам выполнения учебного плана и летней зачетно-экзаменационной сессии.

4.12  Кандидатские экзамены являются обязательной формой аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогическим кадров в аспирантуре. Кандидатский экзамен по дисциплинам «История и философия науки» и «Иностранный язык» сдаются по программам-минимумам, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 8 октября 2007 г. № 274.

Кандидатский экзамен по специальности 50.06.01 сдается во время сессий (декабрь-январь; май-июнь) по программе-минимуму, утвержденной Высшей аттестационной комиссией при Министерстве образования РФ и дополнительной программе разработанной соответствующей кафедрой и утвержденной Ученым советом Консерватории. В программу кандидатского экзамена могут быть включены вопросы по тематике диссертационной работы и библиографии.

4.13  На каждого аспиранта заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и/или вопросы, заданные членами комиссии. Уровень знаний оценивается на «отлично», «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».  О сдаче кандидатского экзамена выдается удостоверение установленной формы; после сдачи последнего экзамена удостоверения о сдаче предыдущих экзаменов заменяются на единое удостоверение.

4.14 Комиссии по приему кандидатских экзаменов аспирантов по каждой дисциплине организуются под председательством проректора по научной работе. Члены комиссии назначаются приказом ректора Консерватории из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая научных руководителей аспирантов не позднее 15 дней до начала зачетно-экзаменационной сессии       (декабрь-январь, май-июнь).

4.15 Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по специальной дисциплине правомочна принимать кандидатский экзамен по специальной дисциплине, если в ее заседании участвуют не менее 3 специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук по научной специальности, соответствующей специальной дисциплине, в том числе 1 доктор наук.

4.16  Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по истории и философии науки правомочна принимать кандидатский экзамен по истории и философии науки, если в ее заседании участвуют не менее двух специалистов, имеющих ученую степень кандидата или доктора философских наук и один доктор или кандидат искусствоведения/ исторических/политических/социологических наук.

4.17  Экзаменационная комиссия по приему кандидатского экзамена по иностранному языку правомочна принимать кандидатский экзамен по иностранному языку, если в ее заседании участвуют не менее 2 специалистов, имеющих высшее образование в области языкознания, подтвержденное дипломом специалиста или магистра, и владеющих этим иностранным языком, в том числе 1 кандидат филологических наук, а также 1 специалист по проблемам научной специальности, по которой лицо, сдающее кандидатский экзамен, подготовило или готовит диссертацию, имеющий ученую степень кандидата или доктора наук и владеющий этим иностранным языком.

4.18 Кандидатские экзамены проводятся по усмотрению экзаменационной комиссии по билетам или без билетов. Для подготовки ответа аспирант использует экзаменационные листы, которые сохраняются после приема экзамена в соответствии с номенклатурой дел.

4.19  На каждого, сдающего кандидатские экзамены заполняется протокол приема кандидатского экзамена, в который вносятся вопросы билетов и/или вопросы, заданные соискателю членами комиссии.

4.20  Уровень знаний оценивается на «отлично», «хорошо» «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». Критерии оценок по каждой дисциплине  кандидатского минимума разрабатываются соответствующими кафедрами на основании ФГОС ВО, учебных планов и программ,  утверждаются Ученым Советом и приказом ректора Консерватории.

4.21 Повторная сдача кандидатского экзамена в течение одной сессии не допускается. 

5. Права и обязанности аспиранта

5.1 Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет бюджетных средств, обеспечиваются стипендией в установленном размере. Все иногородние аспиранты на период обучения получают регистрацию, им предоставляются места в общежитии Консерватории. Оплата за проживание в общежитии производится аспирантом по тарифу, установленному ректором Консерватории.

5.2 Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре, пользуются ежегодно каникулами продолжительностью не менее 6 недель. Окончившим очную аспирантуру (в том числе досрочно) и полностью выполнившими индивидуальный план, сдавшим кандидатские экзамены и представившим завершенную диссертацию, предоставляется месячный отпуск.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью тридцать календарных дней с сохранением среднего заработка.

К ежегодному дополнительному отпуску аспиранта добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места нахождения аспирантуры и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает организация-работодатель.

Аспиранты, обучающиеся в аспирантуре по заочной форме обучения, имеют право на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере пятидесяти процентов получаемой зарплаты, но не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Иногородним аспирантам, обучающимся в аспирантуре по заочной форме, предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

5.3 Аспиранты в период обучения имеют право пользоваться оборудованием, услугами библиотеки, фондов и др., участвовать в госбюджетных и хоздоговорных работах, в конкурсах грантов, работать в сфере научных интересов.

5.4 В период обучения аспиранты могут вступить в профсоюзную организацию Консерватории и пользоваться всеми льготами наравне с постоянными сотрудниками.

5.5 В соответствии с действующим законодательством аспиранты очной формы обучения имеют отсрочку от призыва в Вооруженные силы Российской Федерации.

5.6 Для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук сотрудникам по месту работы могут предоставляться отпуска с сохранением средней заработной платы продолжительностью три или шесть месяцев соответственно.

5.7 Отпуск для завершения диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук (три месяца) предоставляется по месту работы лицам, сочетающим основную работу с научной деятельностью, по рекомендации Ученого совета Консерватории с учетом актуальности научной работы, объема проведенных исследований, возможности завершения диссертации за время отпуска, с указанием времени и срока его предоставления.

5.8 Аспирантам, обучавшимся за счет средств федерального бюджета, полностью выполнившим индивидуальный план и успешно окончившим аспирантуру выплачивается стипендия после окончания обучения в Консерватории еще 1 месяц. 

6. Прекращение образовательных отношений

6.1 Образовательные отношения прекращаются в связи с отчислением обучающегося из организации, осуществляющей образовательную деятельность:

1) в связи с получением образования (завершением обучения);

2) досрочно.

6.2. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно в следующих случаях:

1) по инициативе аспиранта, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

2) по инициативе Консерватории в случае применения к аспиранту, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения аспирантом/ассистентом-стажером обязанностей по освоению образовательной программы и выполнению учебного/индивидуального плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в Консерваторию, повлекшего по вине аспиранта его незаконное зачисление;

3) по обстоятельствам, не зависящим от воли аспиранта и Консерватории, в том числе в случае ликвидации аспирантуры.

6.3. Досрочное прекращение образовательных отношений по инициативе аспиранта не влечет за собой возникновение каких-либо дополнительных, в том числе материальных, обязательств указанного аспиранта/ассистента-стажера перед Консерваторией.

6.4. Основанием для прекращения образовательных отношений является приказ ректора Консерватории, об отчислении. Если с аспирантом или законными представителями заключен договор об оказании платных образовательных услуг, при досрочном прекращении образовательных отношений такой договор расторгается на основании распорядительного акта Консерватории, об отчислении. Права и обязанности аспиранта, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами Консерватории, прекращаются с даты его отчисления.

6.5. При досрочном прекращении образовательных отношений НМЦ в трехдневный срок после издания распорядительного акта об отчислении выдает лицу, отчисленному из аспирантуры, справку об обучении установленного образца. 

7. Порядок отчисления из аспирантуры

7.1. Аспирант отчисляется за:

- неуспеваемость  (невыполнение индивидуального плана; наличие задолженности – половина и более половины от вынесенных на текущую сессию предметов);

- нарушение дисциплины (в том числе  не предоставление в указанный срок учетно-отчетной документации);

- правил проживания в общежитии;

- невыполнение договорных обязательств;

- нарушение российского законодательства.

7.2. Порядок отчисления в случае неуспеваемости, нарушения дисциплины:

- аспирант пишет заявление на имя руководителя НМЦ с просьбой разрешить выполнить индивидуальный план, ликвидировать  задолженности до 1 марта (зимняя сессия) или 1 октября (летняя сессия);

- не представившие в указанный срок учетно-отчетную документацию, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности снимаются со стипендии и по представлению руководителя НМЦ, согласованному с выпускающей кафедрой, в месячный срок отчисляются приказом ректора Консерватории как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

1.      Поступление в аспирантуру

1.1 В аспирантуру Консерватории на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее образование.

1.2 Обучение в аспирантуре осуществляется по очной и заочной формам. Срок обучения в очной аспирантуре не должен превышать трех лет, в заочной – четырех лет. Срок обучения может быть сокращен, но не более, чем на 1 учебный год, если аспирант полностью выполняет индивидуальный план и сдает экзамены экстерном по предварительному согласованию с кафедрами и Центра.

1.3 Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств федерального бюджета.

1.4 Лица, обучающиеся в аспирантуре, имеют право поступления в аспирантуру на другие специальности:

         – в общем конкурсе на платное место (для обучающихся на местах, финансируемых из федерального бюджета);

         – в общем конкурсе на бюджетное место (для обучающихся на платной основе и ранее не заканчивавших аспирантуру по бюджетной форме финансирования).

1.5 Лица, до 2005 года включительно прошедшие полный курс обучения в аспирантуре по программе 2-х-годичной подготовки аспирантов по творческо-исполнительским специальностям или по программе ассистентуры-стажировки (до 2005 года), имеют право вторичного обучения в аспирантуре только на платной основе.

1.6 Лица, ранее не прошедшие полный курс обучения в аспирантуре по уважительным причинам, могут быть зачислены в аспирантуру Консерватории на оставшийся срок по представлению соответствующих факультетов и кафедр.

1.7 Лица, желающие поступить в аспирантуру Консерватории (за исключением выпускников МГК), проходят собеседование с предполагаемым научным руководителем, представляя ему вступительный реферат по специальности (требования к вступительному реферату см. в Приложениях 1, 2). Результат собеседования предполагаемый научный руководитель сообщает в письменном виде в НМЦ (в форме рецензии, см. Приложение № 3). В случае положительного отзыва и согласия предполагаемого научного руководителя возглавить работу соискателя над его будущим диссертационным исследованием в аспирантуре, абитуриент представляет в Центр:

- заявление о приеме в аспирантуру на имя ректора Консерватории с указанием специальности, кафедры, домашнего адреса и почтового индекса (заполняется в Центре). В заявлении поступающий указывает: 1) фамилию, имя, отчество (при наличии); 2) дату рождения; 3) сведения о гражданстве (отсутствии гражданства); 4) реквизиты документа, удостоверяющего его личность, в том числе реквизиты выдачи указанного документа (когда и кем выдан); 5) сведения о предыдущем уровне образования и документе об образовании и (или) о квалификации, его подтверждающем; 6) направление подготовки, для обучения по которому он планирует поступать, с указанием формы обучения и условий обучения; 7) сведения о наличии или отсутствии у поступающего опубликованных работ, изобретений и отчетов по научно-исследовательской работе; 8) сведения о необходимости создания для поступающего специальных условий при проведении вступительных испытаний в связи с его ограниченными возможностями здоровья или инвалидностью; 9) сведения о месте прохождения вступительных испытаний с использованием дистанционных технологий (в случае проведения таких вступительных испытаний); 10) сведения о наличии или отсутствии у поступающего индивидуальных достижений (при наличии - с указанием сведений о них); 11) сведения о наличии или отсутствии у поступающего потребности в предоставлении места для проживания в общежитии на период обучения; 12) почтовый адрес и (или) электронный адрес (по желанию поступающего); 13) способ возврата поданных документов в случае непоступления на обучение (в случае представления оригиналов документов).

В заявлении также фиксируется факт ознакомления (в том числе через информационные системы общего пользования) с копиями лицензии на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации организации и приложений к ним или отсутствием копии указанного свидетельства. Факт ознакомления заверяется личной подписью поступающего либо подписью доверенного лица, если поступающим предоставлено доверенному лицу соответствующее полномочие.

И следующие документы:

- копию диплома о высшем образовании и приложение к нему (для лиц, получивших образование за рубежом, включая граждан государств – участников СНГ, – копию соответствующего диплома, а также копию свидетельства об эквивалентности документов иностранных государств об образовании диплому о высшем профессиональном образовании Российской Федерации, выданного Министерством образования и науки Российской Федерации);

- автобиографию-резюме;

- удостоверение о сдаче кандидатских экзаменов (при наличии у поступающего сданных кандидатских экзаменов; для лиц, сдавших кандидатские экзамены за рубежом, обязательна справка о наличии законной силы предъявленного документа о сдаче кандидатских экзаменов, выданная Министерством образования и науки Российской Федерации); кандидатский экзамен по иностранному языку засчитывается только в том случае, если он был сдан в профильном вузе (т.е. имеющем отношение к культуре и искусству); результаты кандидатских экзаменов, сданных абитуриентом до получения диплома о высшем образовании считаются недействительными;

- три фотографии (размером 3x4);

- характеристику с последнего места учебы или работы;

- копию трудовой книжки, заверенную по месту работы – для работающих;

- личный листок по учету кадров с обязательным указанием иностранного языка, который будет сдаваться при поступлении (заполняется в Центре);

- копию паспорта гражданина РФ или одной из стран СНГ (Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан), с которой заключено специальное соглашение, допускающее прием граждан на бюджетные места;

- для лиц мужского пола – копию военного билета или приписного свидетельства (по прибытии в НМЦ необходимо предъявить подлинник документа);

- список опубликованных научных работ и (или) отчетов о научно-исследовательской работе в печатном и в электронном виде;

- реферат по теме будущего диссертационного исследования  в печатном (в 4-х экз.) и в электронном виде (см. Приложения № 1, 2);

Документ, удостоверяющий личность, и диплом об окончании высшего учебного заведения поступающие в аспирантуру представляют лично.

1.8 Подписью поступающего (доверенного лица) заверяются также: получение высшего образования данного уровня впервые; ознакомление (в том числе через информационные системы общего пользования) с правилами подачи апелляции по результатам проведения вступительных испытаний, с датами завершения представления поступающими оригинала диплома специалиста или диплома магистра при зачислении на места в рамках контрольных цифр, с датой  завершения представления поступающими сведений о согласии на зачисление на места по договорам об оказании платных образовательных услуг; согласие поступающего на обработку его персональных данных; информированность поступающего об ответственности за достоверность сведений, указываемых в заявлении о приеме, и за подлинность документов, подаваемых для поступления.

1.9  При поступлении в организацию поданных документов формируется личное дело поступающего, в котором хранятся указанные документы, материалы сдачи вступительных испытаний, в том числе документы, связанные с апелляцией, а также оригиналы и (или) копии доверенностей, представленные в организацию доверенными лицами.

1.10 В случае представления поступающим заявления, содержащего не все сведения, а также в случае представления неполного комплекта документов и (или) несоответствия поданных документов установленным требованиям, организация возвращает документы поступающему. 1.11 Документы принимаются Консерваторией с 14 по 24 июня года поступления. Документы и рефераты предъявляются лично или высылаются по почте. Адрес: 125009, Москва, Средний  Кисловский пер., д.3, стр.1, ком. 432, Научно-методический центр. Тел.: (495) 629-65-18, e-mail: aspirantura@mosconsv.ru.

1.12  Для рассмотрения документов и организации приема в аспирантуру приказом ректора Консерватории назначаются Центральная (под председательством ректора Консерватории), предметные приемные комиссии (под председательством проректора по научной работе), апелляционная комиссия (под председательством ректора Консерватории). Члены приемной комиссии по специальности назначаются из числа высококвалифицированных научно-педагогических и научных кадров, включая предполагаемых научных руководителей аспирантов.

1.13 Лицам, допущенным к вступительным экзаменам в аспирантуру,  предоставляется отпуск продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы для подготовки и сдачи вступительных экзаменов.

1.14 Лица, поступающие в аспирантуру Консерватории, сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии и иностранному языку, необходимому аспиранту для выполнения научно-творческого исследования (английский, немецкий, французский, итальянский) согласно Требованиям к вступительным экзаменам по каждой дисциплине (см. Приложения № 6,7).

НАУЧНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

17.00.02 – «МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО» (направление подготовки 50.06.01 «Искусствоведение)

а) защита реферата по теме будущего диссертационного исследования –

5-балльная система оценок (см. Приложения № 1, 2, 3);

б) задача по гармонии (прелюдия) – выполняется 5 часов без проигрывания на фортепиано – 5-балльная система оценок (см. Приложение № 4);

в) двойная четырехголосная фуга с раздельной экспозицией (для абитуриентов кафедры теории музыки) – выполняется 7 часов с проигрыванием на фортепиано по окончании написания; или трехголосная фуга (для абитуриентов кафедр истории музыки, междисциплинарных специализаций музыковедов, истории и теории исполнительского искусства) – выполняется 5 часов с проигрыванием на фортепиано по окончании написания – 5-балльная система оценок (см. Приложение № 4).

17.00.09 – «ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВА» (направление подготовки 50.06.01 «Искусствоведение)

а) защита реферата по теме будущего диссертационного исследования –

5-балльная система оценок (см. Приложения № 1, 2, 3);

б) коллоквиум по проблемам современного искусствознания –

5-балльная система оценок.

Вопросы к вступительному экзамену – см. в Приложении № 5.

Цель экзамена – выявить потенциальные возможности абитуриента в сфере научно-исследовательской работы.

ФИЛОСОФИЯ

5-балльная система оценок (итоговая оценка является средней арифметической от суммы баллов за каждый вопрос билета);

Экзаменационные вопросы по философии формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (см. Приложение № 6).

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

5-балльная система оценок (итоговая оценка является средней арифметической от суммы баллов за каждый раздел экзамена).

Экзамен по иностранному языку ставит своей целью выявить объем знаний, необходимых аспиранту для полного исследования предстоящей темы. Вступительный экзамен включает чтение и письменный перевод со словарем на русский язык оригинального текста по специальности, реферирование на русском и иностранном языке текста по специальности, беседу на иностранном языке по теме научной работы (см. Приложение № 7).

1.15 Лица, сдавшие кандидатские экзамены по истории и философии науки и иностранному языку и предоставившие соответствующее удостоверение, от сдачи вступительных экзаменов по философии и иностранному языку освобождаются с зачетом оценок, полученных за кандидатский экзамен, сданный ранее.

Лица, поступающие в аспирантуру для получения второй специальности, имеющие сданный кандидатский минимум, от вступительных экзаменов по философии и иностранному языку также освобождаются. Оценки, полученные ранее при сдаче кандидатских экзаменов, засчитываются, выставляются в общую ведомость и суммируются вместе с остальными, полученными абитуриентом.

1.16 Вступительные экзамены в аспирантуру Консерватории проводятся в период с 25 июня по 17 июля Центральной приемной комиссией и предметными комиссиями факультетов и кафедр, назначаемыми приказом ректора Консерватории. Вступительные экзамены проводятся на русском языке. Уровень знаний оценивается по пятибалльной системе, каждое испытание оценивается отдельно.

1.17 В состав Центральной приемной комиссии входят ректор Консерватории – Председатель, проректор по научной работе – заместитель Председателя, деканы факультетов и заведующие межфакультетскими кафедрами.

1.18 В состав предметных комиссий входят доктора или кандидаты наук по соответствующему предмету. Председателем предметных комиссий является проректор по научной работе.

В состав предметных комиссий по иностранному языку входят квалифицированные преподаватели, в достаточной степени владеющие соответствующим иностранным языком, возможно без ученой степени и ученого звания.

1.19 Апелляции подаются на имя ректора Консерватории в день объявления оценки или в течение следующего рабочего дня в случае нарушения порядка проведения вступительного испытания,  по мнению поступающего,  и/или несогласия его с полученной оценкой. Рассмотрение апелляции не является пересдачей вступительного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения испытания и/или правильность оценивания результатов испытания. При рассмотрении апелляции имеет право присутствовать поступающий (доверенное лицо) при наличии документа, удостоверяющего личность. После рассмотрения апелляции апелляционной комиссией выносится решение об изменении оценки результатов испытания или оставлении оценки без изменений. Решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решающим является голос Председателя комиссии. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения абитуриента (под роспись).

1.20 Центральная приемная комиссия до начала экзамена устанавливает проходной балл по специальной дисциплине на места, финансируемые из федерального бюджета и места для обучения на возмездной основе. Проходной балл по специальности является определяющим для разделения абитуриентов всех специальностей на два потока – 1. претендующих на места, финансируемые из федерального бюджета или 2. претендующих на обучение на возмездной основе – каждый из которых имеет свой внутренний конкурс.

1.21 По итоговой сумме баллов абитуриент, набравший по специальности проходной балл ниже, установленного для мест, финансируемых из федерального бюджета, не имеет права претендовать на бюджетное место. Пересдача вступительных экзаменов не допускается. Сданные вступительные экзамены в аспирантуру действительны в течение календарного года до даты зачисления в аспирантуру абитуриентов нового приема.

 1.22 Зачисление в аспирантуру Консерватории производится на основе Плана подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации на следующий учебный год,  устанавливаемого ежегодно Министерством культуры РФ, и проходного балла, устанавливаемого ежегодно Центральной приемной комиссией для каждой специальности.

1.23 Проходной балл исключает наличие у абитуриента «удовлетворительных» оценок по специальности и музыкально-теоретическим дисциплинам специального цикла, как не соответствующим уровню аспирантуры Московской консерватории.

1.24 Центральная приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому абитуриенту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной и научно-педагогической деятельности. При наличии одинакового итогового количества баллов предпочтение отдается  абитуриентам, получившим более высокий балл по специальной дисциплине.

1.25 Результаты проведения вступительного испытания оформляются протоколом на каждого поступающего. Лица, не явившиеся на вступительное испытание по уважительной причине (болезнь или иные обязательства, подтвержденные документально), могут быть допущены к ним в других группах или индивидуально в период вступительных испытаний на основании личного заявления и медицинского документа.

1.26 Решение о приеме в аспирантуру или отказе в приеме сообщается абитуриенту в период проведения вступительных экзаменов в форме приказа о зачислении в аспирантуру на места, финансируемые из федерального бюджета или о рекомендации к зачислению на платной основе.

1.27 Лица, рекомендованные к зачислению, но не предъявившие в установленный срок  оригинал диплома выбывают из конкурса и рассматриваются как отказавшиеся от зачисления. Лица, забравшие документы после завершения приема документов или не получившие на вступительных испытаниях количество баллов, подтверждающее успешное прохождение вступительных испытаний, выбывают из конкурса.

1.28 Перевод аспирантов из других вузов в аспирантуру Консерватории осуществляется при наличии мест в период вступительных экзаменов по личному заявлению на имя ректора Консерватории.

1.29 Граждане с ограниченными возможностями здоровья сдают вступительные испытания в порядке, установленном организацией самостоятельно с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности) таких поступающих.

1.30 В целях повышения образовательного и профессионального уровня абитуриентов, поступающих в аспирантуру Московской консерватории, Центр организует платные подготовительные курсы (годовые и интенсивные).


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

2016 - 2017 учебный год

Расписание занятий на 2 (4,6) семестр 2016-2017 учебного года (скачать)


 


 


Календарный план аттестации аспирантов

Первый год обучения

16 июля Зачисление в аспирантуру (для аспирантов бесплатной формы обучения)
1 сентября Зачисление в аспирантуру (для аспирантов платной формы обучения).
Начало занятий
Не позднее
15 сентября
Назначение научных и творческих руководителей
Не позднее
10 октября
Утверждение темы реферата по истории и философии науки
Не позднее
25 октября
Утверждение темы диссертации
(выпускной квалификационной работы)
Не позднее
1 ноября
Утверждение индивидуального плана аспиранта
на первый год обучения
Не позднее
1 ноября
Утверждение библиографического списка к реферату
по истории и философии науки
Не позднее
1 декабря
Утверждение плана реферата по истории и философии науки
Не позднее
20 декабря
Зачет по иностранному языку
(сдача не менее 60 страниц устного перевода)
Не позднее
30 декабря
Отчет на кафедре о результатах работы над диссертацией
(для музыковедов)
Не позднее
1 февраля
Сдача реферата по истории и философии науки
Май-июнь Отчет на кафедре о результатах работы над диссертацией
(выпускной квалификационной работой)
Май-июнь Кандидатский экзамен по истории и философии науки
Не позднее
31 мая
Зачет по иностранному языку
(сдача не менее 60 страниц устного перевода)
Не позднее
30 июня
Предоставление отчетов о сыгранных концертах
(для всех, кроме музыковедов)

 
Второй год обучения

Не позднее
30 декабря
Отчет на кафедре о результатах работы над диссертацией
(для музыковедов)
Не позднее
30 декабря
Зачет по иностранному языку
(сдача не менее 60 страниц устного перевода)
Не позднее
30 апреля
Зачет по иностранному языку со сдачей 15 страниц
письменного перевода из общего объема
Май-июнь Отчет на кафедре о результатах работы над диссертацией
(выпускной квалификационной работой)
Май Кандидатский экзамен по иностранному языку
Не позднее
30 июня
Предоставление отчетов о сыгранных концертах
(для всех, кроме музыковедов)


Третий год обучения  

Не позднее
30 июня
Для исполнителей, композиторов, дирижеров:
1. Кандидатский экзамен по специальности (исполнительская часть)
2. Кандидатский экзамен по специальности
(защита выпускной квалификационной работы)
Не позднее
30 июня
Для музыковедов:
1. Кандидатский экзамен по специальности
2. Предварительная защита диссертации на кафедре


По каждому предмету учебного плана аспирант обязан в конце каждого семестра оформить зачетно-экзаменационную ведомость с подписью руководителя и заведующего кафедрой (или декана факультета), которые должны быть предоставлены в Отдел послевузовского профессионального образования до 30 декабря (за первый семестр) и до 30 июня (за второй семестр) для итоговой аттестации.

По факультативным предметам аспирант в конце каждого учебного года обязан оформить зачетно-экзаменационную ведомость и предоставить ее в Отдел послевузовского профессионального образования до 30 июня.


Зачетно-экзаменационные ведомости

Для оформления зачета по всем предметам используется зачетно-экзаменационная ведомость.

Бланк ведомости можно взять в Отделе послевузовского профессионального образования или скачать ниже.

Зачетно-экзаменационная ведомость

Для оформления кандидатского экзамена используется протокол. Бланк протокола выдается перед экзаменом в Отделе послевузовского профессионального образования.


Темы рефератов по истории и философии науки

Темы рефератов по истории и философии науки

Требования к реферату (эссе):

Объем письменной работы – 1 п. л. (22-24 страницы); компьютерные параметры: 1 страница = 1.800 знаков (включая пробелы), шрифт – 14, интервал – 1,5.

К работе прилагается список использованной литературы с указанием полных выходных данных источников (название, место и год издания, количество страниц).

Цитатный материал оформляется в соответствии с нормативами научных работ (сноски с указанием литературного источника, номера страницы обязательны).

Цитатный материал не должен превышать 20% от общего объема текста реферата (эссе).

Частичный или полный плагиат, другие формы присвоения чужого авторства (использование интернета и т. п.) недопустимы и служат основанием для дисквалификации работы, в результате чего аспирант не допускается к кандидатскому экзамену по истории и философии науки.

График выполнения и сдачи реферата (эссе)

Утверждение темы и научного руководителя Отделом послевузовского профессионального образования – 1 октября.

Утверждение научным руководителем библиографического списка – 1 ноября.

Утверждение научным руководителем плана реферата (в случае написания эссе утверждается общая концепция) – 1 декабря.

Сдача работы – 1 февраля.


Кандидатские экзамены

История и философия науки

I. Вопросы к экзамену 22, 23, 24 мая 2012 г.

1. Предмет и задачи дисциплины «история и философия науки».
2. Генезис научного знания. Периодизация истории науки и ее существующие варианты.
3. Формирование научного знания в период античности.
4. Основные черты средневековой учености и науки.
5. Наука в эпоху европейского Возрождения.
6. Первая научная революция XVI – XVII веков.
7. Спор Дж. Вико с картезианством. Понятия «verum» и «certum».
8. Наука в Новое время: появление научных обществ и национальных академий наук.
9. Трансформация науки и появление новых научных институций в XIX веке.
10. Философия науки и искусства в кантианстве.
11. Философия науки и искусства в немецком идеализме.
12. Философия позитивизма. Основные идеи Огюста Конта.
13. Формирование методологии гуманитарных наук. Герменевтика Ф. Шлейермахера.
14. Формирование методологии гуманитарных наук. Проект Вильгельма Дильтея.
15. Кризис классической науки в начале ХХ века и формирование предпосылок для новой научной революции.
16. Герменевтический принцип в философии науки. Проблема понимания, герменевтический круг как гуманитарный метод.
17. «Лингвистический поворот» в философии науки. Философия Л. Витгенштейна.
18. Понятие «языковой игры» в философии позднего Л. Витгенштейна.
19. Формирование понятия «искусство» в немецком идеализме и романтизме.
20. Философии науки и искусства в марксизме.
21. Философия неопозитивизма: Б. Рассел и Л. Витгенштейн.
22. Философия постпозитизма: К. Поппер, П. Фейерабенд.
23. Основные идеи и понятия книги Т. Куна «Структура научных революций».
24. «Игра» как научно-философское понятие.
25. Понимание науки и научности в философии структурализма.
26. Философия гуманитарных наук в книге М. Фуко «Слова и вещи».
27. Понятия «искусства» и «понимания» в философии Г.-Г. Гадамера.
28. Искусство как предмет эстетической науки. Концепции искусства в истории эстетики.
29. Проблема научности в гуманитарных науках.
30. Проблемы философии науки и музыкознание.

II. Литература

Учебные пособия

1. Бычков В. В. Эстетическая аура бытия. Современная эстетика как наука и философия искусства. М., 2010.
2. Гилберт К. Э., Кун Г. История эстетики. СПб, 2000.
3. Кохановский В. П. и др. Основы философии науки. М., 2007.
4. Кривцун А. В. Эстетика. М., 1999.
5. Лебедев С. А., Ильин В. В., Лазарев Ф. В., Лесков Л. В. Введение в историю и философию науки. М., 2007.
6. Микешина Л. А. Философия науки. М., 2005.
7. Современная философия науки. Знание, рациональность, ценности в трудах мыслителей Запада. М., 1996.
8. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., 2006.
9. Степин В. С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.

Тексты и исследования

1. Автономова Н. С. Познание и перевод. Опыты философии языка. М., 2008.
2. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.
3. Витгенштейн Л. Философские исследования (издания разных лет).
4. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.
5. Гуляницкая Н. С. Методы науки в музыке: Исследование. М., 2009.
6. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. СПб, 2004.
7. Дильтей В. Собрание сочинений: Том 1. Введение в науки о духе. М., 2000.
8. Исупов К. Г. Русская эстетика истории. СПб, 1993.
9. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975 или другие издания.
10. Лакатос И. Методология исследовательских программ. М., 2003.
11. Махлин В. Л. Второе сознание. Подступы к гуманитарной эпистемологии. М., 2009.
12. Михайлов А. В. Языки культуры. М., 1997.
13. Поппер К. Логика научного исследования. М., 2004.
14. Пуанкаре А. О науке. М., 1983.
15. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
16. Уайтхед А. Н. Истоки современной науки. Наука и философия // Уайтхед А. Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
17. Фейерабенд П. Избранные труды по философии науки. М., 1986.
18. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977.
19. Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы: Учебник для историко-теоретических и композиторских факультетов музыкальных вузов. М., 2006.
20. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб, 2004.
 

Иностранный язык

Условием допуска аспиранта (соискателя) к кандидатскому экзамену служит выполнение:

  • устного перевода на русский язык 240-300 страниц научного текста, связанного по тематике с областью профессиональной деятельности аспиранта (соискателя) (240-300 страниц – это общий объем литературы за полный курс, примерно 600-750 тыс. печатных знаков);
  • письменного перевода 15 страниц научного текста на русский язык (выбранного фрагмента из общего объема). К переводу должна быть приложена копия оригинального текста.
    Срок сдачи письменного перевода – до 30 апреля.

Кандидатский экзамен проводится устно и включает в себя три задания:

  1. Изучающее чтение (со словарем) оригинального текста по специальности.
    Объем – 2500-3000 печатных знаков (примерно 1 страница печатного текста).
    Время выполнения работы – 45-60 минут.
    Форма проверки – передача извлеченной информации на иностранном языке (подробный пересказ).
  2. Беглое (просмотровое) чтение (без словаря) оригинального текста по специальности.
    Объем – 1000-1500 печатных знаков (примерно 0,5 страницы печатного текста).
    Время выполнения – 2-3 минуты.
    Форма проверки – передача извлеченной информации на иностранном языке (подробный пересказ).
  3. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта (соискателя).

Специальность

Вопросы к экзамену и список литературы (по специальностям и разделам)

27 апреля 2016 - 27 апреля 2026

Аспиранты 3 года обучения!

26 апреля 2016 - 26 апреля 2025

Ассистенты-стажеры 2 года обучения!

24 февраля 2016 - 24 февраля 2021

Менеджмент концертной деятельности

Все события»