Родился в городе Баку (Азербайджан). В 1966 году с отличием закончил Азербайджанскую Государственную Консерваторию им. Уз. Гаджибекова, в 1971 году — аспирантуру по классу композиции своего отца Кара Караева. В 1994–1996 годах — вице-президент московской Ассоциации Современной Музыки (АСМ). C 1995 года — президент Общества Современной Музыки «Yeni Musiqi», основанного им в Баку. В 1980–1994 годах — художественный руководитель «ВаКаRА-ENSEMBLE» (Баку).
В 1991–1992 годах — стипендиат культурного фонда А. Круппа (Эссен, Германия).
«Фарадж Караев — один из ведущих композиторов постсоветского пространства. Хронология его творческих поисков более похожа на типичную авангардную кардиограммность, чем на классическую поступенность. Неоклассицизм и серийность, пуантилизм и сонорика, коллажность и модальность, неоромантика и «мугамность», постмодернизм и джаз, европейский инструментальный театр имтеатр инструментов национальных, концептуальность и электроника... Впрочем, всё это немопределяет содержания и смысла его композиторского искусства. Для Ф. Караева важно другое, а именно — маркировка музыки и абсурдности всяких композиторских практик, технологий и стилистик.
Он легко работает с любым муззнаком, стилем, технологией и образом, не испытывая композиторского комплекса даже тогда, когда оказывается вдруг не на своей, чужой «музыкальной территории». Ощущение его музыки весьма противоречивое, порой взаимоисключающее.
Можно представить, что в музыке Ф. Караева — концепции, образы, мысли и чувства напрочь иллюзорны, так как не содержат никаких нагрузок, выражений, планов, значений и констатаций. Амможно услышать в его сочинениях такое количество неоднозначностей, параллелей, смыслов и контекстов, что кажется, будто речь идёт не об одном, но о нескольких авторах одновременно.
В период тотального господства в советском искусстве социалистического реализма, однопартийного диктата и цензуры, Ф. Караев пишет музыку, отличную от общепринятой, в корне не соответствующую расхожей композиторской традиции и практике. Правда, представлять его в иде неприкрытого оппонента системы, диссидента или радикального оппозиционера, было бы преувеличением. Просто он умел в любых ситуациях оставаться самим собой, сохраняя внутреннюю свободу и право художественного выбора...» (из аннотации Р. Фархадова к СD «Nostalgia»).
Подробная информация о композиторе (дискография, публикации, новости, фотогалерея) на официальном сайте.
Педагогическая деятельность:
С 1966 по 2003 год преподавал композицию, инструментовку и полифонию в Азербайджанской государственной консерватории им. Уз. Гаджибекова (с 1991 года — Бакинская музыкальная академия), с 1994 года — профессор. С 1991 года живёт в Москве и Баку. С 1999 года — профессор кафедры теории музыки Московской консерватории, в 2003–2005 годах — профессор кафедры композиции Казанской государственной консерватории им. Н. Жиганова.
Сочинения:
Сочинения Ф. Караева исполняются на фестивалях и концертах в странах СНГ, Европы, Южной Америки, в США и Японии. Среди исполнителей его сочинений — дирижёры Г. Рождественский, В. Синайский, А. Лазарев, М. Шостакович, И. Дронов, А. Виноградов, (СССР/Россия), Р. Абдуллаев (Азербайджан), Э. Багиров (Турция/Азербайджан), И. Мецмахер (Германия), Р. де Лееув и Э. Шпааньярд (Голландия), Д. Сакс (США), Р. Фрайзитцер (Австрия); Ансамбль солистов оркестра Большого театра (Москва), «Студия новой музыки» (Москва), Московский ансамбль современной музыки, «Ensemble Modern» (Франкфурт-на-Майне, Германия), «Nieuw Ensemble» и «Schönberg Ensemble» (Амстердам, Голландия), «Quatuor Danel» (Франция), «Continuum» (Нью-Йорк, США) и другие.
Список сочинений
- 1967 — Соната № 2 для фортепиано;
- 1967 — Concerto grosso памяти А. Веберна для камерного оркестра;
- 1969 — «Тени Кобыстана», балет;
- 1971 — «Калейдоскоп», балет;
- 1974 — Концерт для фортепиано и камерного оркестра;
- 1976 — Соната для двух исполнителей;
- 1978 — «Journey to love», моноопера для тенора (сопрано) и камерного оркестра на стихи поэтов ХХ века;
- 1980 — «Tristessa II» для симфонического и камерного оркестров;
- 1982 — «Tristessa I» (Прощальная симфония) для камерного оркестра;
- 1982 — «Я простился с Моцартом на Карловом мосту в Праге» для большого симфонического оркестра;
- 1983 — «1791» для малого симфонического оркестра;
- 1983–1986 — «В ожидании...», музыка для исполнения на театральной сцене;
- 1984 — «In memoriam...», сюита для струнного квартета памяти А. Берга;
- 1985–1988–1998 — «...a crumb of music for George Crumb» для инструментального ансамбля;
- 1987 — «Terminus» для виолончели соло;
- 1988 — Камерный концерт для пяти инструменталистов (Квинтет для духовых инструментов);
- 1989 — «Klänge einer traurigen Nacht» для инструментального ансамбля;
- 1989 — «...alla “Nostalgia”», камерный концерт памяти Андрея Тарковского;
- 1990 — Четыре постлюдии для симфонического оркестра;
- 1990 — «The (Moz)art of elite», постлюдия для симфонического оркестра;
- 1990 — Постлюдия I для фортепиано;
- 1990 — Постлюдия II для фортепиано, контрабаса и струнного квартета за сценой;
- 1990 — «Aus…», три фрагмента для кларнета/бассетгорна/бас-кларнета и вибрафона/маримбы;
- 1991 — «Der Stand der Dinge» для инструментального ансамбля и магнитофонной записи;
- 1991 — «Musik für die Stadt Forst» для двух фортепиано;
- 1991 — Постлюдия III для двух фортепиано в 8 рук;
- 1993 — «Ist es genug?..» для ансамбля и магнитофонной записи;
- 1993–1998 — Постлюдии IV–VII для различных инструментальных составов;
- 1997 — «Musik für Jacqueline und Peter» для вибрафона/маримбы и фортепиано;
- 1997 — «...Monsieur Bee line — eccentric» для фортепиано;
- 1997 — «Xütbä, mugam ve sura» для инструментального ансамбля;
- 1998 — «(K)ein kleines Schauspiel» для двух гитар и басовой флейты;
- 1998 — «5 Stücke mit Kanons v. Arnold Schönberg» для инструментального ансамбля;
- 1999 — «Schöncheit — Utopie?» для гитары соло;
- 2000 — «Вы всё ещё живы, господин министр??!!» для скрипки соло;
- 2000 — «Ton und Verklärung» для оркестра и магнитофонной записи;
- 2001 — «Verklärung und Tod» для оркестра и магнитофонной записи;
- 2001 — «Cancion de cuna» для сопрано и ансамбля на слова Ф. Г. Лорки;
- 2001 — «Вы всё ещё живы, господин министр???!!!» для инструментального ансамбля;
- 2001 — «Malheur me bat» для двух хоров a cappella;
- 2001 — Постлюдия VIII для кларнета, фортепиано и струнного квартета за сценой;
- 2001 — «Malheur me bat» для голоса и гитары;
- 2002 — «Вавилонская башня» для инструментального ансамбля;
- 2002 — «Посторонний» маленький спектакль на слова И. Ахметьева;
- 2003 — «Эстафета» для ансамбля ударных инструментов;
- 2003 — «Malheur me bat» для двух маримб и двух вибрафонов;
- 2003 — «...Monsieur Bee line — eccentric» или «Вы всё ещё живы, господин министр?!» для флейты и фортепиано;
- 2003 — Постлюдия IX для вибрафона/колокольчиков и органа;
- 2003–2005 — «Drei Bagatellen» для фортепиано соло и пяти (шести) инструментов;
- 2004 — Постлюдия X (für Ensemble Reconsil Wien) для фортепиано, кларнета и флейты, тромбона, скрипки и виолончели за сценой;
- 2004 — Концерт для оркестра и скрипки соло;
- 2004 — Постлюдия VIIIа для кларнета, фортепиано и скрипки и виолончели за сценой;
- 2004 — «Hommage à Alexei Lubimov» для ансамбля;
- 2004 — Торжественные фанфары на открытие всемирных дней музыки в Швейцарии для тромбона соло;
- 2008 — «in memoriam...», сюита (переложение для камерного оркестра);
- 2009 — «vingt après — nostalgie…», концерт для оркестра;
- 2010 — «schnell zu/g vergangenheit oder ist eine alte musik schon/auch k/eine musik?/!» для трёх групп инструментов;
- 2011 — Постлюдия VIIIb для кларнета, фортепиано и скрипки, альта и виолончели за сценой;
- 2011 — Постлюдия XI для фортепиано, струнного квартета и хора за сценой;
- 2011 — «Terminus II» для шести виолончелей;
- 2012 — «Сказка сказок, или вчерашнее завтра» для инструментального ансамбля и сопрано соло;
- 2013 — «Épitaphe à Witold Lutosławski» для басовой флейты, контрабаса и струнного квартета;
- 2013 — Концерт для оркестра и скрипки соло(редакция для малого оркестра);
- 2014 — «Der Herr Botschafter ist bereits nach Jaffa abgereist» для инструментального ансамбля;
- 2015 — Постлюдия XII для фортепиано, вибрафона и струнного квартета за сценой;
- 2015 — «Last postlude — post…» для фортепиано, вибрафона, контрабаса и струнного квартета за сценой.
Переложения сочинений других композиторов
- для симфонического оркестра:
- 2007 — Кара Караев, Соната для скрипки и фортепиано — Quasi uno concerto;
- 2007 — Кара Караев, Царскосельская статуя — Quasi una fantasia;
- для камерного оркестра:
- 1998 — Кара Караев, Сонатина для фортепиано — Quasi una sonatina;
- 1998 — Кара Караев, Второй струнный квартет — Quasi uno concerto grosso;
- для инструментального ансамбля:
- 1991 — Александр Скрябин, Десятая соната;
- 2004 — Арнольд Шёнберг, «Ожидание» (UE 32 994);
- 2008 — Альбан Берг, Концерт для скрипки с оркестром (UE 35 052);
- 2008 — Кара Караев, Концерт для скрипки с оркестром;
- 2010 — Артур Лурье, Синтезы.
Контактный e-mail: faka@karaev.net
Современная музыка: вглядываясь в себя
Москва, 2024В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996)
Москва, 2015Николай Корндорф: Материалы. Статьи. Воспоминания
Москва, 2015Поёт Камерный хор Московской консерватории. Выпуск 1
Москва, 2014Бела Барток сегодня
Москва, 2012