В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996)


  • Рецензент: Т. С. Кюрегян, доктор искусствоведения, профессор; Т. В. Цареградская, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2015
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 176
  • ISBN: 978-5-89598-315-7 (в обл.)

В высоте небес. О музыке Эдисона Денисова : К 85-летию со дня рождения (1929–1996) : материалы научно-практической конференции.

Редактор-составитель: Е. О. Купровская, кандидат искуствоведения.


Монографический сборник составлен по материалам научной конференции, проходившей 22 апреля 2014 года в Московской консерватории и приуроченной к 85-летию со дня рождения одного из ведущих русских композиторов ХХ века — Эдисона Васильевича Денисова (1929–1996). Три раздела сборника предлагают три взгляда на творчество и личность Э. Денисова: музыковедческий, исполнительский и композиторский. Издание предназначается для музыковедов-специалистов и читателей, интересующихся современной музыкой.

От редактора-составителя 5

А. C. Соколов Приветственное слово 7

Слово музыковедам

Г. В. Григорьева Ранние опусы Денисова: к вопросу о «моделях» в становлении стиля 11

В. В. Тарнопольский «Почему все большие поэты несчастны?» (о вокальном цикле Э. Денисова «Жизнь в красном цвете» на стихи Б. Виана) 22

П.-А. Кастане От сумрака к свету: Реквием Эдисона Денисова 38

Е. В. Бараш Тональный вектор сонорики Эдисона Денисова 50

Е. О. Купровская О некоторых чертах оркестрового мышления Эдисона Денисова 67

В. Н. Холопова Дихотомия «звук-пауза» как фактор психологической активности 84

Исполняя музыку Денисова: вчера и сегодня

И. И. Блажков Об Эдисоне Денисове 93

А. Б. Любимов Денисов и моя «Новая музыка», 1968–1971. Первые исполнения «Плачей», Трёх пьес в четыре руки, «Пения птиц» 96

Т. А. Алиханов Моё творческое сотрудничество с Эдисоном Денисовым 102

И. Г. Соколов Несколько мыслей о музыке Денисова 107

М. Э. Дубов Играя Денисова: образ, жест, аффект 109

Д. Кавка Слово исполнителя 114

Композиторы за круглым столом

Ю. С. Каспаров Феномен Эдисона Денисова 131

В. А. Екимовский Эдисон Денисов и АСМ 143

А. К. Вустин Эдисон Денисов в моей жизни 146

Ф. К. Караев EDEs каким мы его знали и любили 149

Д. Ю. Капырин Уроки Мастера 152

Невыгодный классик. Антон Дубин беседует с композиторами Юрием Каспаровым и Владимиром Тарнопольским 155

А. А. Кнайфель Посвящение 172

Сведения об авторах 173

Contents 175

Основой настоящего сборника стали выступления на научно-практической конференции, посвящённой 85-летию Эдисона Васильевича Денисова и прошедшей 22 апреля 2014 года в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Состав сборника уникален: большинство авторов лично знали Мастера и находились под обаянием его таланта.

Представленные материалы предлагают три взгляда на творчество и личность Денисова: музыковедческий, исполнительский и композиторский и, соответственно, составляют три раздела сборника. Он открывается приветствием участникам конференции ректора Московской государственной консерватории Александра Сергеевича Соколова.

В каждой из статей первого раздела акцентируется внимание на отдельном аспекте творчества Денисова. Г. В. Григорьева рассматривает некоторые ранние сочинения, в том числе Скрипичную сонату 1963 года — как опус, показательный для этого периода, свидетельствующий о стилевых ориентирах той эпохи и, в частности, о явном влиянии С. С. Прокофьева и Б. Бартока. В. В. Тарнопольский детально анализирует вокальный цикл «Жизнь в красном цвете» (1973) на стихи Бориса Виана, помещая его в историко-эстетический контекст эпохи каждого из авторов. В. Н. Холопова обращается к вопросу о психологической роли публики в постижении музыкального произведения, а также к феномену внутренней активности слушателя. Особое значение она придаёт паузам в музыкальном дискурсе, демонстрируя это на примере двух сочинений Э. В. Денисова и С. А. Губайдулиной. Французский музыковед и композитор П.-А. Кастане предлагает свой взгляд на Реквием Денисова в панораме европейской религиозной музыки XX–XXI веков.

Статьи Е. В. Бараш и Е. О. Купровской затрагивают сонорный аспект творчества композитора. Е. В. Бараш исследует закономерности использования тональных центров и трезвучий в музыке Денисова, опираясь преимущественно на примеры из его поздних сочинений. Е. О. Купровская раскрывает некоторые специфические черты тембрового и пространственного мышления композитора, уделяя особое внимание внемузыкальным факторам.

Личность и деятельность Эдисона Денисова — композитора, педагога, организатора музыкальной жизни — неотделимы от эпохи, в которую он жил и работал. Во второй части книги известные музыканты — исполнители музыки Денисова — делятся своими воспоминаниями о совместной работе с композитором, рассказывают о легендарных премьерах и о сложностях культурной ситуации в советскую эпоху. Таковы воспоминания И. И. Блажкова, А. Б. Любимова и Т. А. Алиханова.

В этом же разделе важное место уделено сегодняшнему исполнительскому подходу к музыке Денисова. Пианист и композитор И. Г. Соколов предлагает «...заново осмыслить <...> творчество этого удивительного, ещё совсем непознанного композитора» и высказывает на первый взгляд парадоксальную идею о том, что «...музыку Денисова надо слушать глазами». Анализ М. Э. Дубова интересен тем, что не только раскрывает ключевые черты инструментального стиля Денисова, которые автор объединяет термином «словарь музыкальных жестов», но и может быть использован как методическое пособие в исполнительской работе над сочинениями композитора. Статья дирижёра Д. Кавки ломает традиционные представления о французской исполнительской позиции как картезианской — то есть в первую очередь рациональной. Кавка постоянно апеллирует к сенсорным аспектам восприятия музыки — как у исполнителей, так и у слушателей, а также прибегает к широкому спектру внемузыкальных понятий для изложения своего подхода к денисовским произведениям.

В третьей части слово предоставляется композиторам — членам Ассоциации современной музыки, ученикам Денисова, его соратникам по культурной и общественной деятельности. Это «штрихи к портрету» старшего коллеги, учителя, друга, которого они знали и любили. Таковы статьи Ю. С. Каспарова, А. К. Вустина, Ф. К. Караева. В. А. Екимовский акцентирует внимание на работе Денисова в качестве президента АСМ, а заметки Д. Ю. Капырина посвящены Мастеру — учителю композиции.

Интервью А. Б. Дубина с композиторами Ю. С. Каспаровым и В. Г. Тарнопольским органично вписывается в круг актуальных проблем творчества Денисова. Так, например, вопрос восприятия его музыки сегодня является одним из самых животрепещущих — как для исполнителей, так и для слушателей.

Несмотря на постоянный интерес к творчеству Денисова со стороны исполнителей, музыковедов, широкой публики, литература о композиторе остаётся весьма ограниченной1. Данное издание пополняет этот ряд, раскрывая новые грани личности и творчества Эдисона Денисова и внося свой вклад в его изучение.

Екатерина Купровская


1   Укажем на два недавно вышедших во Франции издания: сборник статей под редакцией автора этих строк «Edison Denisov, compositeur de la lumière» (Paris: CDMC, 2011) и монографию: Kouprovskaia E. Edison Denisov. Château-Gontier: Ed. Aedam musicae, 2015.

Автор(ы)


Александр Соколов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

Тигран Алиханов

Народный артист России

Алексей Любимов

Народный артист РФ

Галина Григорьева

Заслуженный деятель искусств РФ

Юрий Каспаров

Заслуженный деятель искусств РФ
Деятель культуры «Мәдениет саласының үздігі» Казахстана
Кавалер ордена «За заслуги в искусстве и литературе» Франции

Валентина Холопова

Заслуженный деятель искусств РФ, Лауреат Премии Правительства РФ

Ссылки