Немецкий композитор нидерландского происхождения Бальдуин Гуаюль (ок. 1547–1594) вошел в историю музыки как создатель уникального цикла магнификатов в технике пародии, автор латинских и немецких мотетов, месс, внесший ощутимый вклад в католическую и протестантскую музыкальную культуру. Впервые в отечественной литературе освещены жизненный и творческий путь композитора, а также различные композиционно-технические аспекты его сочинений.
Издание адресовано музыковедам, композиторам, искусствоведам, историкам, а также всем интересующимся старинной музыкой. Материалы исследования могут быть использованы в вузовских курсах полифонии и истории зарубежной музыки.
Введение 5
Глава 1. Бальдуин Гуаюль и музыкальная жизнь Штутгарта второй половины XVI века 11
1.1. Имя и происхождение композитора 11
1.2. Вюртембергская капелла в первой половине XVI века 12
1.3. Гуаюль — представитель школы Лассо 19
1.4. Вюртембергская капелла в последней трети XVI века и творческая деятельность Бальдуина Гуаюля 30
1.5. Капелла Вюртемберга после Бальдуина Гуаюля: пик расцвета и внезапное крушение 40
1.6. Духовное и светское музицирование участников Штутгартской капеллы в период деятельности Бальдуина Гуаюля 42
Глава 2. Музыкальный язык эпохи и стиль Бальдуина Гуаюля 51
2.1. Претворение риторических принципов в творчестве Гуаюля 53
2.1.1. Мелодические фигуры 53
2.1.2. Ритмика 55
2.1.3. Гармонические средства. Акциденции 56
2.1.4. Типы фактуры и приемы композиторского письма как риторические инструменты 57
2.2. Интонационный словарь эпохи и тематизм Гуаюля. Диспозиция тематизма 61
2.2.1. Соджетти в квинте (характерные для автентических тонов с квинтовым остовным консонансом — по ступеням лада I и V) 62
2.2.2. Соджетти в кварте 63
2.2.3. Соджетти с кварто-секстовым остовом (лады с финалисами mi и sol — III, VIII) 64
2.2.4. Способы диспозиции тематизма 65
2.3. Лад и особенности многоголосия 73
2.3.1. Ладовая система 74
2.3.2. Системы ключей и транспозиций. Финалис 76
2.3.3. Голосоведение 79
2.3.4. Каденции. Каденционные планы 83
2.3.5. Конкорды и их последовательность 91
2.4. Техники письма 95
2.4.1. Особенности техники сквозного имитационного письма вне опоры на заданный первоисточник 95
2.5. Контрапункт в сочинениях Гуаюля 97
2.5.1. Контрапункт в сочинениях на основе многоголосного первоисточника 98
2.5.2. Контрапункт вне условий техники пародии 103
2.5.3. Моноритмический контрапункт 109
2.6. Особенности тексто-музыкальной формы 111
2.6.1. Работа с текстом в мотетной форме 111
2.6.2. Рефренные и репризные формы 118
2.6.3. Многочастные мотеты 119
2.6.4. Особенности формы бар в немецких мотетах 121
2.7. Стиль Гуаюля в контексте музыки XVI века 123
Глава 3. Творческое наследие Бальдуина Гуаюля 132
3.1. Латинские мотеты 132
3.2. Немецкие мотеты 156
3.3. Трицинии 163
3.4. Магнификаты 168
3.4.1. Феномен магнификата-пародии 171
3.4.2. Особенности тематизма в рамках техники пародии 173
Функции тематизма 174
3.4.3. Критерии классификации типов и принципов пародии 175
3.4.4. Магнификат-пародия в творчестве Гуаюля 181
Диспозиция тематизма магнификатов-пародий 181
Претворение принципов пародии в магнификатах Гуаюля 185
3.5. Мессы 204
Заключение 217
Список литературы 220
Приложения
Приложение 1. Список сочинений Б. Гуаюля и их изданий 231
Приложение 2. Ладовая атрибуция сочинений Б. Гуаюля 232
Приложение 3. Б. Гуаюль. Духовные песни и псалмы для трех голосов 235
Приложение 4. Инициальные фрагменты книг партий неопубликованных сочинений Б. Гуаюля 248
Приложение 5. Б. Гуаюль. Мотет «In te Domine speravi» 249
Приложение 6. Записи сочинений Б. Гуаюля 260
Список иллюстраций 262
Композиторская техника и мастерство ее применения представляют собой важнейший феномен, наблюдения над которым способствуют познанию тайн творчества. Музыкальное искусство Ренессанса отмечено особым вниманием к композиционным процессам: появляется термин res facta1, который ренессансный теоретик Иоанн Тинкторис2 противопоставляет иному виду создания музыки — super librum cantare3; вводятся понятия inventio как специального этапа сочинения взамен заимствования тематизма и dispositio — его распределения во вновь созданном произведении. Повышается значимость личности композитора, определяемого все тем же Тинкторисом так: «тот, кто написал новое произведение»4, то есть творец сочинения, написанного в соответствии с той или иной композиционной техникой.
Вместе с тем музыкальное искусство второй половины XVI века в целом еще ориентировано на принцип художественного канона, и сочинение на заданный первоисточник по-прежнему (со времен Средневековья) остается ведущим методом композиции. Хотя, справедливости ради, следует добавить, что в сравнении со средневековой практикой в эпоху Ренессанса значительно расширился как сам круг первоисточников, так и методы работы с ними5.
Обычно композиционные техники рассматриваются в контексте творчества самых ярких представителей эпохи. Однако внимания заслуживают и не столь широко известные авторы, чьи сочинения также представляют интерес как в художественном, так и в композиционно-техническом отношениях. Один из таких композиторов, чье имя сейчас редко упоминается в литературе, а произведения почти не звучат в наше время, — Бальдуин Гуаюль (Balduin Hoyoul, ок. 1547–1594), ученик Орландо ди Лассо, придворный капельмейстер Штутгарта, автор духовных сочинений на латинском и немецком языках. Его имя время от времени встречается наряду с именами многих забытых в наше время композиторов в западноевропейских музыковедческих трудах и практически никогда — в работах отечественных авторов. Вместе с тем Гуаюль внес заметный вклад в музыкальное искусство Ренессанса — в развитие магнификата, мессы, латинского и немецкого мотетов, трехголосных песен и псалмов на немецком языке. Велики его заслуги в сложении жанровой разновидности магнификата-пародии. Данная работа обусловлена необходимостью разностороннего исследования творчества Бальдуина Гуаюля и осознания его значения в истории немецкой музыки второй половины XVI века.
Обычно имя Гуаюля упоминается в связи с историей жанра магнификата6, реже — латиноязычного мотета7 и немецких духовных песен8. В подобных случаях информация о композиторе носит, как правило, справочный характер, сведен к минимуму какой-либо анализ сочинений, а следовательно и обобщения эстетического, стилевого, наконец, композиционно-технического характера.
Информацию о жизни и творчестве Гуаюля и некоторые выводы относительно композиционных приемов в его сочинениях всё же содержат отдельные работы XX — начала XXI века. В первой половине XX столетия творчество Гуаюля изучал Хельмут Остхоф, автор монографии о немецкой песне эпохи Ренессанса в творчестве нидерландских композиторов9. В середине XX века исследование жизненного пути Гуаюля и обзор его сохранившегося наследия стали делом американца Дэниэла Теодора Политоске — первого музыковеда в XX веке, наиболее кропотливо изучившего все документы, связанные с именем этого композитора. Политоске назвал свою работу так: «Бальдуин Гуаюль. Нидерландец в немецкой придворной капелле»10, подчеркнув таким образом и происхождение композитора, и его связь с традициями франко-фламандской полифонии, и те условия, в которых Гуаюль реализовал свой творческий потенциал, благодаря чему в его наследии большую роль играют протестантские жанры. Именно немецкие мотеты Гуаюля Политоске издал в качестве отдельного нотного сборника11. Во втором томе диссертации Политоске впервые были представлены в современной нотации обе мессы Гуаюля, все его восемь магнификатов, а также избранные латинские и немецкие мотеты (по четыре в каждой категории)12.
В своих работах Политоске описывает Гуаюля как «весьма компетентного и умелого композитора», однако «консервативного в плане идей и их выражения...»13. Впрочем, от таких оценок воздерживаются другие исследователи XX века, так или иначе обращавшиеся к творчеству Гуаюля — Остхоф, признавший роль Гуаюля в развитии немецкой песни второй половины XVI века весомой и значимой14, а также Вольфганг Бёттихер, который в ряде исследований о творчестве Лассо упоминает Гуаюля и его сочинения15. На рубеже XX–XXI веков оценка музыки Гуаюля была окончательно пересмотрена такими исследователями, как А. Трауб, М. Х. Шмид, П. Вибе, Х. Лëйхтман16.
Биографические сведения о Гуаюле в основном содержатся в исследованиях Г. Боссерта, еще в начале XX века опубликовавшего документы из архивов Штутгартской капеллы17. На этих материалах базируются диссертация и статьи Политоске, краткая биография, составленная Лёйхтманом, а также предисловие Трауба к изданиям сочинений Гуаюля на рубеже XX–XXI веков в серии «Музыкальные памятники Баден-Вюртемберга» (Denkmӓler der Musik in Baden-Württemberg). Важнейшим источником сведений о Гуаюле и его сочинениях на немецком языке является монография Остхофа18. О немецкой школе Лассо пишут его биографы Бёттихер и Лёйхтман19. На рубеже XX–XXI веков вышли статьи Д. Голли-Беккер, П. Вибе, А. Трауба, М. Х. Шмида, содержащие информацию о некоторых сочинениях Гуаюля и их краткий анализ20. Кроме того, косвенными источниками о жизни и творчестве малоизвестного композитора служат сочинения его учителя, Орландо Лассо, а также других его воспитанников.
В последние десятилетия большой интерес к сохранившимся сочинениям Гуаюля отмечается как у нотоиздателей, так и у исполнителей. В конце 1990 — начале 2000-х годов вышли из печати все сохранившиеся сочинения Гуаюля в двух томах серии «Музыкальные памятники Баден-Вюртемберга»21. В 1991 году в коллекцию записей немецких позднеренессансных и барочных сочинений на текст «Auß tieffer not schrey ich zu dir»22 в исполнении вокального ансамбля «Capella Sancti Michaelis» (дирижер Эрик ван Невель) вошел пятиголосный мотет Гуаюля23. В 2008 году те же исполнители включили данный мотет в третий альбом «Orlandus Lassus» из серии «Masters from Flanders: Polyphony from the 15th & 16th Century». В 1996 году в серии рождественских песнопений («Festliche Weihnacht»), записанных Баховским хором Мюнхена во главе с художественным руководителем Хансом-Мартином Шнайдтом, появляется трехголосная немецкая песня Гуаюля «Gelobet seist du, Jesu Christ». А в 2000 году «Ensemble Hofkapelle» осуществил запись семнадцати латинских мотетов из цикла Гуаюля «Sacrae cantiones».
Последние годы, особенно в связи с празднованием 500-летия Реформации, отмечены усилением интереса к протестантскому наследию Гуаюля. Так, появилась запись немецкого мотета «Christ lag in Todesbanden» на диске «Luther: The Noble Art of Music», осуществленная бельгийским ансамблем «Utopia». Первое российское исполнение сочинений Гуаюля — Магнификата первого тона и двух первых частей Мессы «Ancor che col partire» — относится к 2016 году и было осуществлено силами студентов кафедры хорового дирижирования24 Московской государственной консерватории (дирижер — Анна Белова). 5 октября 2019 года в соборе Непорочного Зачатия Девы Марии в Москве ансамбль «Encarnaciόn» под управлением Вячеслава Половянова представил публике два произведения Гуаюля — Магнификат четвертого тона «In me transierunt» и Мессу «Ancor che col partire».
Внимание к творчеству Гуаюля проявляют и инструментальные исполнители. Так, Натаниел Браун осуществил транскрипцию мотета Гуаюля «Auß tieffer not schrey ich zu dir» для органа. Все это живо доказывает интерес музыкантов к наследию композитора.
Настоящая работа призвана осветить прежде всего композиционно-технические особенности музыки Гуаюля и расширить представление о работе с первоисточником — техниках cantus firmus, парафразе, пародии в музыкальном искусстве последней трети XVI века. В подробном рассмотрении нуждается и зарождение основ musica poetica в русле позднеренессансной нидерландской и немецкой полифонии благодаря широкому использованию музыкально-риторических средств. Кроме того, историческая часть работы включает информацию о немецких композиторах — прямых последователях Лассо, об истории Штутгартской капеллы в XVI веке. Восстановление стилевого контекста, на фоне которого рассматривается творчество Гуаюля, а также детальное изучение и систематизация композиторских техник, к которым автор обращается в своих произведениях, также являются целями данного исследования. Вне зависимости от того, идет ли речь о работе с заимствованным или сочиненным тематизмом, помимо техники анализу подвергаются типы полифонических soggetti, ладовая система, особенности построения формы.
В качестве материала исследования выступает сохранившееся наследие Гуаюля:
— сочинения, изданные в «Музыкальных памятниках Баден-Вюртемберга»: двадцать латинских мотетов из сборника «Sacrae cantiones» и шесть отдельных сохранившихся мотетов, девятнадцать немецких мотетов, восемь магнификатов-пародий и две мессы-пародии25;
— восстановленные Остхофом трицинии26;
— три восстановленных трициния в издании «Справочник по немецкой евангелической церковной музыке»27;
— фрагменты немецких трициниев XVI века (из книг второй и третьей партий библиотеки Института музыковедения Франкфуртского университета имени И. В. Гёте)28. В работе приведен вариант полного текста нескольких трициниев, сохранившихся частично (воссозданы утерянные партии верхнего голоса)29;
— мотет «In te Domine speravi», сохранившийся в виде книг партий в Государственной библиотеке Ансбаха30.
Монография включает три главы, введение и заключение. Первая глава «Бальдуин Гуаюль и музыкальная жизнь Штутгарта второй половины XVI века» знакомит с биографией композитора, историческим контекстом его деятельности — немецкой школой Лассо и ее представителями, музыкальной жизнью Штутгартского двора. Во второй главе «Музыкальный язык эпохи и стиль Бальдуина Гуаюля» охарактеризованы музыкальный язык композитора и не зависящие от избранного тематизма техники письма: имитация в разных ее видах, канон, канонические секвенции, сложный контрапункт. Сюда примыкает материал, касающийся сочинения «малых тем» (soggetti)31, оформления каденций, особенностей использования лада и гармонического сочетания голосов (контрапункта). Особое внимание уделено проблемам риторики. Очерчен круг композиторских техник работы с первоисточниками — одноголосными и многоголосными. Следует отметить, что описываемые во второй главе особенности тематизма, имитационных и контрапунктических приемов, методов работы с первоисточником, модальной гармонии, типы каденций, принципы формообразования характеризуют не столько индивидуальный творческий почерк Гуаюля (хотя внимание уделяется и его специфическому подходу к традиционным выразительным средствам), сколько композиционно-технические и эстетические идеалы музыки его времени: сочинения Гуаюля в данном случае выступают в качестве характерного примера для выявления черт стиля эпохи и свидетельствуют о том, что композитор примыкает к поколению поздних нидерландцев, отстаивавших жизнеспособность проверенных временем жанров и методов письма. Наконец, третья глава «Творческое наследие Бальдуина Гуаюля» посвящена анализу сочинений Гуаюля. В первых трех жанровых группах — латинских мотетах, немецких мотетах и трициниях (разделы 3.1–3.3) рассматриваются особенности письма на заимствованный одноголосный первоисточник (техники парафразы и cantus firmus). Особое внимание уделено технике канона как способа организации одноголосного cantus prius factus. Работа с многоголосным первоисточником детально описана при анализе магнификатов и месс (разделы 3.4–3.5). Здесь поставлена проблема претворения пародии в условиях разных жанров и избранного круга первоисточников, систематизированы методы работы с многоголосным заимствованным материалом.
Приложения, приведенные в конце исследования, также являются его итогом. В первом приложении приводится полный список сохранившихся на сегодняшний день сочинений Бальдуина Гуаюля, во втором — ладовая атрибуция его мотетов и месс, в третьем — восстановленные версии немецких духовных трициниев, в четвертом — фрагменты сохранившихся книг партий, в пятом — мотет «In te Domine speravi» (не вошедший в серию «Музыкальные памятники Баден-Вюртемберга») в виде современной партитуры. Ссылки на записи музыки Гуаюля в виде qr-кодов приведены в шестом приложении.
1 Res facta (лат.) — завершенное (законченное) сочинение.
2 Tinctoris J. Terminorum musicae diffinitorium (1472). Подробно о трудах Тинкториса см. в кн.: Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.
3 Super librum cantare (лат.) — петь по книге; то есть импровизируемый контрапункт.
4 Alicuius novi cantus editor (см.: Поспелова Р. Л. Трактаты о музыке Иоанна Тинкториса. С. 593).
5 См.: Евдокимова Ю. К., Симакова Н. А. Музыка эпохи Возрождения: Cantus prius factus и работа с ним. М.: Музыка, 1982. С. 5–15.
6 Die Musik des 15. und 16. Jahrhunderts / hrsg. von L. Finscher. Laaber: Laaber-Verlag, 1990. (Neues Handbuch der Musikwissenschaft; Bd. 3/2). S. 385; Kirsch W. Magnificat: Polyphonic to 1600 // The New Grove Dictionary of Music and Musicians: in 29 vols. / ed. by S. Sadie and J. Tyrrell. 2nd ed. London: MacMillan, 2001. Vol. 15. P. 588–593; Crook D. Orlando di Lasso’s Imitation Magnificats for Counter-Reformation Munich. Princeton: Princeton Univ. Press, 1994.
7 Boetticher W. Geschichte der Motette. Darmstadt: Wiss. Buchges., 1989. S. 102.
8 Osthoff H. Die Niederländer und das deutsche Lied (1400–1640). Tutzing: Schneider, 1967.
9 Ibid.
10 Politoske D. Th. Balduin Hoyoul. A Netherlander at a German Court Chapel: Diss. Univ. of Michigan, 1967.
11 Hoyoul B. Chorale motets / ed. by D. Th. Politoske. Middleton: A-R Editions, 1976. (Recent Researches in the Music of the Renaissance; Vol. 23).
12 Politoske D. Th. Balduin Hoyoul. A Netherlander at a German Court Chapel. Vol. 2.
13 См.: Ibid. Vol. 1. P. 194–195.
14 Osthoff H. Die Niederländer und das deutsche Lied (1400–1640). S. 294–307.
15 Boetticher W. Orlando di Lasso und seine Zeit. 1532–1594: Repertoire-Untersuchungen zur Musik der Spätrenaissance. Bd. 1: Monographie. Kassel; Basel: Bärenreiter, 1958. S. 710–720.
16 Traub A. Einleitung // Denkmӓler der Musik in Baden-Württemberg. Bd. 7: Hoyoul B. (um 1548–1594) Lateinisсhe und deutsche Motetten / vorgelegt von D. Golly-Becker, A. Traub. München: Strube, 1998. S. IX–XXIV; Wiebe P. «To Adorn the Groom with Chaste Delights»: Tafelmusik at the Weddings of Duke Ludwig of Württemberg (1585) and Melchior Jäger (1586) // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 1999. Bd. 6 / hrsg. von G. Günther, R. Nägele. Stuttgart: Metzler, 1999. S. 63–99; Schmid M. H. Zur Edition von Musik des 16. Jahrhunderts // Denkmӓler der Musik in Baden-Württemberg. Bd. 7: Hoyoul B. (um 1548–1594) Lateinisсhe und deutsche Motetten. S. XXV–XXXVI; Leuchtmann H. Hoyoul Balduin // Neue Deutsche Biographie / hrsg. von der Historischen Kommission bei der Bayerischen Akademie der Wissenschaften. Bd. 9. Berlin: Duncker & Humblot, 1972.
17 Bossert G. Die Hofkapelle unter Herzog Ulrich (1498–1550) // Württembergische Vierteljahrshefte für Landesgeschichte. Neue Folge. 1916. Jg. XXV. S. 383–430; Bossert G. Die Hofkantorei unter Herzog Christoph von Württemberg // Monatshefte für Musik-Geschichte von der Gesellschaft für Musikforschung. 1899. Jg. XXXI. S. 1–25.
18 Osthoff H. Die Niederländer und das deutsche Lied (1400–1640).
19 Boetticher W. Orlando di Lasso und seine Zeit. Bd. 1: Monographie; Leuchtmann H. Orlando di Lasso. Вd. 1: Sein Leben. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1976.
20 Traub A. Zur Motette «Miserere mei Deus» von Balduin Hoyoul // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 1999. Bd. 6. S. 101–102; Wiebe P. «To Adorn the Groom with Chaste Delights»: Tafelmusik at the Weddings of Duke Ludwig of Württemberg (1585) and Melchior Jäger (1586); Schmid M. H. Zur Edition von Musik des 16. Jahrhunderts // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 1999. Bd. 6. S. 185–208; Golly-Becker D. Süddeutsche Konkurrenten: Die Beziehung zwischen der Stuttgarter und der Münchner Hofkapelle in der zweiten Hälfe des 16. Jahrhunderts // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 1995. Bd. 2 / hrsg. von G. Günther, H. Völkl. Stuttgart: Metzler, 1995. S. 109–118; Golly-Becker D. Wie ein Geheimnis gehütet: Die Hofkapellen von Stuttgart und München im Konkurrenzkampf um exclusive Kompositionstechniken in der zweiten Hӓlfte des 16. Jahrhunderts // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 1996. Bd. 1 / hrsg. von G. Günther, H. Völkl. Stuttgart: Metzler, 1996. S. 91–102; Golly-Becker D. Die Motette In te Domine speravi von Balduin Hoyoul // Musik in Baden-Württemberg. Jb. 2012. Bd. 19 / hrsg. von A.-K. Zimmermann. München: Strube, 2012. S. 97–100.
21 Hoyoul B. (um 1548–1594) Lateinisсhe und deutsche Motetten / vorgelegt von D. Golly-Becker und A. Traub // Denkmӓler der Musik in Baden-Württemberg. Bd. 7. München: Strube, 1998; Hoyoul B. (um 1548–1594) Magnificat-Zyklus und zwei Messen / vorgelegt von A. Traub // Denkmӓler der Musik in Baden-Württemberg. Bd. 10. München: Strube, 2001.
22 Здесь и далее используется аутентичное написание немецких текстов, согласно собранию сочинений Гуаюля (см.: Hoyoul B. (um 1548–1594) Lateinisсhe und deutsche Motetten), а также сохранившимся источникам прижизненных изданий (фрагменты книг партий немецких трициниев 1589 года частично приведены в Приложении 4)
23 Именно это сочинение более или менее известно сегодня любителям старинной музыки. Ссылки на упомянутые записи сочинений Гуаюля представлены в Приложении 6.
24 На тот момент — кафедры современного хорового исполнительского искусства.
25 Hoyoul B. (um 1548–1594) Lateinisсhe und deutsche Motetten; Hoyoul B. (um 1548–1594) Magnificat-Zyklus und zwei Messen.
26 Osthoff H. Die Niederländer und das deutsche Lied (1400–1640). S. 301–304.
27 Handbuch der deutschen evangelischen Kirchenmusik. Bd. 3. T. 2: Das Gemeindelied / hrsg. von K. Ameln. Göttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1935.
28 Hoyoul B. Geistliche Lieder und Psalmen mit 3 Stimmen. Издание 1589 года. Титульный лист не сохранился. На настоящий момент доступны фрагменты второй и третьей книг партий. Подробно см. главы 1, 3 настоящей работы.
29 Восстановленные трицинии приведены в Приложении 3.
30 Электронная копия мотета: URL: https://daten.digitale-sammlungen.de/0008/bsb00087506/images/index.html?id=00087506&groesser=&fip=eayaxsqrseayawyztsweayaenxs&no=6&seite=298 (дата обращения: 02.02.2023). Указанный мотет в виде современной партитуры представлен в Приложении 5.
31 «Малая тема» — термин В. В. Протопопова (см.: Протопопов В. В. Проблема музыкально-тематического единства в мессах Палестрины // Русская книга о Палестрине: К 400-летию со дня смерти / сост. Т. Н. Дубравская. М.: Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. (Науч. тр. Московской гос. консерватории; сб. 33). С. 101–131). Термин soggetto (во множественном числе soggetti; далее в тексте используются уже вошедшие в обиход русифицированные варианты: соджетто/соджетти) использовался теоретиками эпохи Ренессанса в качестве синонима понятия «музыкальная тема» (см.: Тарасевич Н. И. Трактат А. Коклико в системе художественного и научного мышления Ренессанса // Коклико А. Compendium musices (1552) / публ., пер., исслед. и коммент. Н. И. Тарасевича. М.: Московская консерватория, 2007. С. 380–384).