Кафедра сочинения

С предысторией кафедры сочинения (композиции) тесно связано имя выдающегося ученика и впоследствии близкого друга П.И. Чайковского — С.И. Танеева. Оно первым высечено золотом на мраморной доске почета консерватории. Прирожденный педагог, он продолжил дело своего учителя, возглавил московскую композиторскую школу и воспитал созвездие талантливых композиторов. Класс С.И. Танеева недаром назвали первым крупным центром воспитания композиторов в Московской консерватории. У С.И. Танеева учились или консультировались А. Скрябин, Н. Метнер, С. Рахманинов, В.П. Задерацкий, А. Кастальский, Б. Яворский, Г. Конюс, Р. Глиэр, С. Василенко, Ан. Александров, С. Евсеев, А. Станчинский и многие другие.

Заметную роль в становлении кафедры сыграли талантливый композитор и ученый Г.Л. Катуар, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов — питомцы Санкт-Петербургской консерватории и ученики Н.А. Римского-Корсакова. Р.М. Глиэр, М.Ф. Гнесин и Н.Я. Мясковский занимали ведущее положение на композиторском отделении в 1920-е годы. В классе Р.М. Глиэра учились Б. Александров, М. Ипполитов-Иванов, З. Компанеец, Г. Литинский, Н. Раков, И. Способин, В. Фере, ставший заведующим кафедрой сочинения в 1959–62 гг., и многие другие. Многие композиторы прямые или косвенные ученики Н.Я. Мясковского (с 1938 года он заведующий кафедрой сочинения и полифонии). Его школа — это три поколения композиторов: В. Гейгерова, Д. Кабалевский, А. Локшин, В. Мурадели, Н. Пейко, А. Хачатурян, В. Шебалин, Е. Голубев и другие. В 1930-е годы в качестве профессора-консультанта на кафедре преподавал С.С. Прокофьев.

Еще при Н.Я. Мясковском его ученики начали преподавать в консерватории. Первое место среди них, несомненно, принадлежит В.Я. Шебалину, талантливому композитору, блестящему педагогу (в 1940–41 заведующий кафедрой композиции), проработавшему в консерватории тридцать пять лет. Из его класса вышли такие разные по стилю композиторы, как Т. Хренников, А. Спадавеккиа, Г. Фрид, А. Пахмутова, А. Николаев, В. Агафонников. На многие годы связали свою жизнь с Московской консерваторией и другие ученики Н.Я. Мясковского — Е. Голубев, Д. Кабалевский, В. Фере, А. Хачатурян. Е.К. Голубев начал свою интенсивную педагогическую деятельность в 1938 году ассистентом Н.Я. Мясковского, в 1956–59 гг. возглавлял кафедру композиции. Среди его учеников по сочинению — Т. Николаева, А. Эшпай, А. Холминов, А. Шнитке, К. Баташов. Традиции танеевской школы в советский период развивал Ан.Н. Александров, из класса которого на протяжении более 40 лет выходили талантливые воспитанники — Н. Чемберджи, Г. Егиазарян, А. Аксенов, Я. Солодухо, В. Бунин, К. Молчанов, Г. Шантырь, С. Агабабов, Р. Леденев, А. Мазаев.

В 1940-х годах кафедра сочинения Московской консерватории пополнилась новыми педагогами, воспитанниками Санкт-Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории — Д.Д. Шостаковичем, С.С. Богатыревым (он возглавлял кафедру сочинения в 1944–48 гг.), Ю.А. Шапориным, М.И. Чулаки (возглавлявшим кафедру композиции в 1952–54 гг.). Крупнейший композитор ХХ столетия Д.Д. Шостакович работал в Московской консерватории с 1943 по 1948 год. Именно в классе Шостаковича развернулись дарования его учеников К. Караева, К. Хачатуряна, Г. Галынина, Д. Гаджиева, Б. Чайковского, А. Чугаева и других.

Позже кафедру сочинения возглавляли известные композиторы С.А. Баласанян и А.С. Леман. Последние 19 лет заведующим кафедрой сочинения является Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор А.В. Чайковский.

Сегодня в числе профессоров кафедры такие известные в мире имена, как В.Г. Агафонников, В.В. Задерацкий, Ю.С. Каспаров, А.А. Кобляков, В.Г. Тарнопольский, Т.А. Чудова, высококлассные специалисты своего дела К.К. Баташов, Л.Б. Бобылёв, Ю.В. Воронцов, С.В. Голубков, Д.В. Дианов, И.А. Дубкова, С.А. Загний и талантливая молодежь: А.Н. Ананьев, К.А. Бодров, А.В. Комиссаренко, А.С. Сюмак, С.В. Фомина, Т.Г. Шатковская-Айзенберг. Классики современной музыки С.А. Губайдулина, К. Пендерецкий и Р.К. Щедрин — почетные профессора консерватории.

На кафедре сочинения также ведется активная научно-методическая деятельность. Л.Б. Бобылёв исследует историю композиторского образования и методические вопросы полифонии, Ю.В. Воронцов разрабатывает вопросы методологии музыкальной формы, С.В. Голубков — вопросы синтеза модальных и серийных форм организации музыки, С.А. Загний занимается некоторыми аспектами полифонии, В.В. Задерацкий — научно-теоретическими вопросами формы, А.А. Кобляков — методологией преподавания гармонии, а также вопросами логики творческого процесса. А.В. Комиссаренко изучает композиторские школы Москвы и Санкт-Петербурга, Т.А. Чудова — вопросы обучения композиции в музыкальной школе.


Места нахождения:

1. Здание Московской консерватории, 1895–1901 гг., архитектор В.П. Загорский (по охранному обязательству). Здание Московской консерватории, ставшей одним из центров музыкального образования в нашей стране. Здесь жил и работал композитор А.Ф. Гедике (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 13/6, стр. 1. Нежилое здание

2. Административное здание 3-го учебного корпуса (по выписке из РФИ). Жилой дом, конец XVIII — начало XIX вв. (по охранному обязательству). Усадьба городская XVIII–XIX вв. (Колычевых) (по паспорту культурного наследия). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, ул. Б. Никитская, д. 11/4, стр. 1. Нежилое здание

3. Административное здание (по выписке из РФИ). Доходный дом с погребами, первая треть XIX в. (по охранному обязательству). 125009, г. Москва, ЦАО, Пресненский район, Ср. Кисловский пер., д. 3, стр. 1. Нежилое здание.

Дисциплины, преподаваемые на кафедре:

Сочинение, гармония, музыкальная форма, полифония, сольфеджио, профессиональная и педагогическая подготовка, методика преподавания композиции, общая теория творчества, основы дирижирования, массовая музыкальная культура.

Рабочие программы дисциплин и практик, составленные педагогами кафедры:

  • для студентов, обучающихся по специальности «Композиция» — «Сочинение» (Л.Б. Бобылёв, А.В. Комиссаренко), «Гармония» (А.А. Кобляков), «Музыкальная форма» (Ю.В. Воронцов), «Полифония» (Л.Б. Бобылев, С.А. Загний), «Сольфеджио» (Д.В. Дианов, А.В. Комиссаренко), «Профессиональная и педагогическая подготовка» (Л.Б. Бобылёв, А.В. Комиссаренко), «Методика преподавания композиции» (А.В. Комиссаренко), «Общая теория творчества» (А.А. Кобляков), «Основы дирижирования» (В.А. Валеев), «Производственная практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» (А.В. Комиссаренко), «Производственная педагогическая практика» (Л.Р. Джуманова, А.В. Комиссаренко), «Преддипломная практика» (А.В. Комиссаренко);
  • для ассистентов-стажеров, обучающихся по специальности «Искусство композиции» (уровень подготовки кадров высшей квалификации) — «Специальный класс» (А.А. Кобляков, С.В. Голубков), «Актуальные проблемы композиторского искусства в контексте общей теории творчества» (А.А. Кобляков), «Педагогическая практика» (С.В. Голубков);
  • для слушателей двухгодичной профессиональной переподготовки Факультета повышения квалификации, обучающихся по специальности «Композиция» — «Сочинение» (Л.Б. Бобылёв, А.В. Комиссаренко), «Теория композиции» («Гармония», «Полифония», «Анализ музыкальной формы») (А.Н. Ананьев);
  • для иностранных граждан, обучающихся по дополнительной образовательной программе (подготовка к поступлению в вуз) по специальности «Композиция» — «Сочинение» (Л.Б. Бобылёв, А.В. Комиссаренко), «Гармония» (А.В. Комиссаренко), «Полифония» (А.В. Комиссаренко), «Сольфеджио» (И.А. Дубкова);
  • для иностранных граждан, обучающихся по дополнительным профессиональным образовательным программам (стажировка) по специальности «Композиция» — «Сочинение» (Л.Б. Бобылёв, А.В. Комиссаренко), «Педагогическая практика» (А.В. Комиссаренко).

 

Все события»