Кафедра сочинения

С историей кафедры сочинения тесно связано имя выдающегося ученика и впоследствии близкого друга П. И. Чайковского — С. И. Танеева. Оно первым высечено золотом на мраморной доске почета консерватории. Прирожденный педагог, он продолжил дело своего учителя, возглавил московскую композиторскую школу и воспитал созвездие талантливых композиторов. Класс Танеева недаром назвали первым крупным центром воспитания композиторов в Московской консерватории. У Танеева учились или консультировались А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер, С. В. Рахманинов, А. Д. Кастальский, Б. Л. Яворский, Г. Э. Конюс, Р. М. Глиэр, С. Н. Василенко, Ан. Н. Александров, С. В. Евсеев, А. В. Станчинский и многие другие.

Заметную роль в истории кафедры сочинения сыграли талантливый композитор и ученый Г. Л. Катуар, А. С. Аренский и М. М. Ипполитов–Иванов — питомцы Санкт–Петербургской консерватории и ученики Н. А. Римского–Корсакова.

Р. М. Глиэр, М. Ф. Гнесин и Н. Я. Мясковский занимали ведущее положение на композиторском отделении в 1920-е гг. В классе Глиэра учились Б. А. Александров, М. М. Ипполитов–Иванов, З. Л. Компанеец, Г. И. Литинский, Н. П. Раков, И. В. Способин, В. Г. Фере (ставший заведующим кафедрой сочинения в 1959–1962 гг.) и многие другие. Многие композиторы — прямые или косвенные ученики Мясковского, который заведовал кафедрой сочинения и полифонии с 1938 г. Его школа — это три поколения композиторов: В. А. Гайгерова, Д. Б. Кабалевский, А. Л. Локшин, В. И. Мурадели, Н. И. Пейко, А. И. Хачатурян, В. Я. Шебалин, Е. К. Голубев и другие.

Ещё при Мясковском его ученики начали преподавать в консерватории. Первое место среди них, несомненно, принадлежит В. Я. Шебалину, талантливому композитору, блестящему педагогу (в 1940–1941 гг. заведующий кафедрой), проработавшему в консерватории тридцать пять лет. Из его класса вышли такие разные по стилю композиторы, как Т. Н. Хренников, А. Э. Спадавеккиа, Г. С. Фрид, А. Н. Пахмутова, А. А. Николаев, В. Г. Агафонников. На многие годы связали свою жизнь с Московской консерваторией и другие ученики Мясковского — Е. К. Голубев, Д. Б. Кабалевский, В. Г. Фере, А. И. Хачатурян.

Е. К. Голубев начал свою интенсивную педагогическую деятельность в 1938 г. ассистентом Мясковского, в 1956–1959 гг. возглавлял кафедру. Среди его учеников по композиции — Т. П. Николаева, А. Я. Эшпай, А. Н. Холминов, А. Г. Шнитке, К. К. Баташов.

Традиции танеевской школы в советский период развивал Ан. Н. Александров, из класса которого на протяжении более 40 лет выходили талантливые воспитанники — Н. К. Чемберджи, Г. И. Егиазарян, А. Н. Аксенов, Я. С. Солодухо, В. В. Бунин, К. В. Молчанов, Г. М. Шантырь, С. А. Агабабов, Р. С. Леденёв, А. Н. Мазаев.

В 1940-е гг. кафедра сочинения Московской консерватории пополнилась новыми педагогами, воспитанниками Санкт–Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории — Д. Д. Шостаковичем, С. С. Богатырёвым (в 1944–1948 гг. он возглавлял кафедру сочинения и теоретико–композиторский факультет), Ю. А. Шапориным, М. И. Чулаки (возглавлявшим кафедру в 1952–1954 гг.).

Крупнейший композитор ХХ столетия Д. Д. Шостакович работал в Московской консерватории с 1943 по 1948 г. Именно в классе Шостаковича развернулись дарования его учеников — К. А. Караева, К. С. Хачатуряна, Г. Г. Галынина, Дж. И. Гаджиева, Б. А. Чайковского, А. Г. Чугаева и других.

Позже кафедру сочинения возглавляли известные композиторы С. А. Баласанян и А. С. Леман.
Заведующий кафедрой сочинения – профессор А. В. Чайковский.