Кафедра сочинения

С предысторией кафедры сочинения (композиции) тесно связано имя выдающегося ученика и впоследствии близкого друга П.И. Чайковского — С.И. Танеева. Оно первым высечено золотом на мраморной доске почета консерватории. Прирожденный педагог, он продолжил дело своего учителя, возглавил московскую композиторскую школу и воспитал созвездие талантливых композиторов. Класс С.И. Танеева недаром назвали первым крупным центром воспитания композиторов в Московской консерватории. У С.И. Танеева учились или консультировались А. Скрябин, Н. Метнер, С. Рахманинов, В.П. Задерацкий, А. Кастальский, Б. Яворский, Г. Конюс, Р. Глиэр, С. Василенко, Ан. Александров, С. Евсеев, А. Станчинский и многие другие.

Заметную роль в становлении кафедры сыграли талантливый композитор и ученый Г.Л. Катуар, А.С. Аренский и М.М. Ипполитов-Иванов — питомцы Санкт-Петербургской консерватории и ученики Н.А. Римского-Корсакова. Р.М. Глиэр, М.Ф. Гнесин и Н.Я. Мясковский занимали ведущее положение на композиторском отделении в 1920-е годы. В классе Р.М. Глиэра учились Б. Александров, М. Ипполитов-Иванов, З. Компанеец, Г. Литинский, Н. Раков, И. Способин, В. Фере, ставший заведующим кафедрой сочинения в 1959–62 гг., и многие другие. Многие композиторы прямые или косвенные ученики Н.Я. Мясковского (с 1938 года он заведующий кафедрой сочинения и полифонии). Его школа — это три поколения композиторов: В. Гейгерова, Д. Кабалевский, А. Локшин, В. Мурадели, Н. Пейко, А. Хачатурян, В. Шебалин, Е. Голубев и другие. В 1930-е годы в качестве профессора-консультанта на кафедре преподавал С.С. Прокофьев.

Еще при Н.Я. Мясковском его ученики начали преподавать в консерватории. Первое место среди них, несомненно, принадлежит В.Я. Шебалину, талантливому композитору, блестящему педагогу (в 1940–41 заведующий кафедрой композиции), проработавшему в консерватории тридцать пять лет. Из его класса вышли такие разные по стилю композиторы, как Т. Хренников, А. Спадавеккиа, Г. Фрид, А. Пахмутова, А. Николаев, В. Агафонников. На многие годы связали свою жизнь с Московской консерваторией и другие ученики Н.Я. Мясковского — Е. Голубев, Д. Кабалевский, В. Фере, А. Хачатурян. Е.К. Голубев начал свою интенсивную педагогическую деятельность в 1938 году ассистентом Н.Я. Мясковского, в 1956–59 гг. возглавлял кафедру композиции. Среди его учеников по сочинению — Т. Николаева, А. Эшпай, А. Холминов, А. Шнитке, К. Баташов. Традиции танеевской школы в советский период развивал Ан.Н. Александров, из класса которого на протяжении более 40 лет выходили талантливые воспитанники — Н. Чемберджи, Г. Егиазарян, А. Аксенов, Я. Солодухо, В. Бунин, К. Молчанов, Г. Шантырь, С. Агабабов, Р. Леденев, А. Мазаев.

В 1940-х годах кафедра сочинения Московской консерватории пополнилась новыми педагогами, воспитанниками Санкт-Петербургской (тогда Ленинградской) консерватории — Д.Д. Шостаковичем, С.С. Богатыревым (он возглавлял кафедру сочинения в 1944–48 гг.), Ю.А. Шапориным, М.И. Чулаки (возглавлявшим кафедру композиции в 1952–54 гг.). Крупнейший композитор ХХ столетия Д.Д. Шостакович работал в Московской консерватории с 1943 по 1948 год. Именно в классе Шостаковича развернулись дарования его учеников К. Караева, К. Хачатуряна, Г. Галынина, Д. Гаджиева, Б. Чайковского, А. Чугаева и других.

Позже кафедру сочинения возглавляли известные композиторы С.А. Баласанян и А.С. Леман. Последние 19 лет заведующим кафедрой сочинения является Народный артист РФ, Заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор А.В. Чайковский.

Сегодня в числе профессоров кафедры такие известные в мире имена, как В.Г. Агафонников, В.В. Задерацкий, Ю.С. Каспаров, А.А. Кобляков, В.Г. Тарнопольский, Т.А. Чудова, высококлассные специалисты своего дела К.К. Баташов, Л.Б. Бобылёв, Ю.В. Воронцов, С.В. Голубков, Д.В. Дианов, И.А. Дубкова, С.А. Загний и талантливая молодежь: А.Н. Ананьев, К.А. Бодров, А.В. Комиссаренко, А.С. Сюмак, С.В. Фомина, Т.Г. Шатковская-Айзенберг. Классики современной музыки С.А. Губайдулина, К. Пендерецкий и Р.К. Щедрин — почетные профессора консерватории.

На кафедре сочинения также ведется активная научно-методическая деятельность. Л.Б. Бобылёв исследует историю композиторского образования и методические вопросы полифонии, Ю.В. Воронцов разрабатывает вопросы методологии музыкальной формы, С.В. Голубков — вопросы синтеза модальных и серийных форм организации музыки, С.А. Загний занимается некоторыми аспектами полифонии, В.В. Задерацкий — научно-теоретическими вопросами формы, А.А. Кобляков — методологией преподавания гармонии, а также вопросами логики творческого процесса. А.В. Комиссаренко изучает композиторские школы Москвы и Санкт-Петербурга, Т.А. Чудова — вопросы обучения композиции в музыкальной школе.