Абдоков
Юрий Борисович

  • Кандидат искусствоведения
  • Профессор
Абдоков<br /> Юрий Борисович
  • • Лауреат Международных конкурсов, премий и фестивалей
  • • Лауреат Национальной премии России «Лучшая книга года – 2020»
  • • Художественный руководитель Международной творческой мастерской «Terra Musica» (Россия – Германия – Италия)
  • • Председатель Художественного совета Международной премии имени Б. Чайковского и «The Boris Tchaikovsky Soсiety»
  • • Президент «Фонда Н. И. Пейко» и председатель жюри Международного конкурса композиторов им. Н.И. Пейко
  • • Сопредседатель Музыкально-педагогической ассоциации «Наследие Виссариона Шебалина» (Music Pedagogical Assatiation «Heritage of Vissarion Shebalin»)
  • • Председатель жюри Международного конкурса «Искусство оркестровки» имени В. Я. Шебалина
  • • Заслуженный деятель искусств К-ЧР

Академическое образование получил под руководством Народного артиста СССР, Лауреата Государственной премии СССР, профессора Б. А. Чайковского (1925–1996), Лауреата Государственных премий СССР, профессора Н. И. Пейко (1916–1995) в Российской Академии Музыки имени Гнесиных, которую окончил досрочно в 1991 году. Педагогическую деятельность начал в 1992 году в РАМ имени Гнесиных, будучи ассистентом в композиторском классе Б. А. Чайковского. С 1996 года преподает на композиторском факультете Московской консерватории. Помимо индивидуального класса (сочинение, инструментовка) руководит лекционными курсами: «История оркестровых стилей» у композиторов и оперно-симфонических дирижеров, «Теория оркестрового письма» и «Анализ оркестровых партитур» – у аспирантов (ассистентов-стажеров). Параллельно с Московской консерваторией: заведующий кафедрой композиции Академии Хорового Искусства имени В. С. Попова (2000-2007); руководитель курса музыкальной композиции и драматургии балетмейстерской кафедры Ю. Н. Григоровича в МГАХ (1997–2014). Воспитал более 40 лауреатов международных конкурсов, премий и фестивалей, среди которых: композиторы Д. Коростелев, Ф. Степанов, Х. Мотояма (США – Япония), А. Цытленок (Беларусь), А. Тлеуов и др.; оперно-симфонические дирижеры А. Дадашев, Н. Хондзинский, И. Никифорчин и др.; балетмейстеры К. Радев (Россия – Испания), К. Семенов, А. Беляков и др. В рамках Международной творческой мастерской «Terra Musica» (Россия – Германия – Италия) осуществил российские и мировые премьеры и записи сочинений композиторов европейского Ренессанса и барокко, первые мировые записи опусов Н. Мясковского, Д. Шостаковича, В. Шебалина, М. Вайнберга, Н. Пейко, Б. Чайковского, Г. Галынина, Г. Свиридова, Г. Попова и др. С 1998 года проводит мастер-классы для композиторов, оперно-симфонических дирижеров и балетмейстеров в России и за рубежом. Научный руководитель диссертационных проектов по вопросам композиторской феноменологии, оркестрового письма, истории оркестровых стилей и музыкально-хореографического синтеза.

Музыка композитора исполняется на ведущих концертных площадках мира – Staatskapelle Dresden, Берлинская филармония, Konzerthaus Berlin, Palau de la Música Catalana (Испания), Rudolfinum (Прага), концертные залы США, Японии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Португалии, Бразилии, Китая, Алжира и др. Среди последних крупных работ: балет «Sombras ajenas» (Барселона, «Сorella Ballet»); Хоральная Постлюдия для альта с оркестром – «Памяти Рудольфа Баршая» (премьера – Konzerthaus Berlin) и др.

Основные сочинения:

  • • Опера-притча «Светлорукая» в 3-х картинах. Концертное исполнение – Москва, 1991.
  • • Опера «Рембрандт» (по драме Д. Кедрина), 2000.
  • • Симфония «В час незаметной печали» для большого симфонического оркестра и хора дискантов. Премьера – Москва, 1991.
  • • Вторая симфония для большого симфонического оркестра. Премьера – Москва, 1993.
  • • «Симфония для духовых» (по заказу ансамбля исполнителей Дрезденской Статскапеллы). Премьера – Дрезден, 1998.
  • • Камерная кантата «Canzone del vello» на средневековые итальянские тексты (по заказу ансамбля солистов Фламандской оперы). Премьера – Антверпен, Гент, 1997.
  • • Камерная симфония для виоль д'амур и смешанного хора, 2004.
  • • «Осенние этюды» — музыка балета для струнного оркестра и клавесина, 1993.
  • • Первый квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Премьера – Москва, 1991, Бостон – 1991.
  • • Второй квартет для двух скрипок, альта и виолончели. Премьера – Мюнхен, 1997.
  • • Третий квартет для двух скрипок, альта и виолончели (Памяти Т. Н. Пейко-Оболенской), 1997. Премьера – Москва, 2005.
  • • Четвертый квартет для двух скрипок, альта и виолончели, 2003.
  • • Концертный дуэт для альта и виолончели, 1996.
  • • Квинтет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели, 2004.
  • • «Четыре пасторали» для хора дискантов и камерного ансамбля., 1999.
  • • Вокальные циклы на стихи А. Пушкина, Г. Иванова, Н. Заболоцкого, Д. Кедрина, и др.
  • • «Осенние молитвы» – поэма для струнного оркестра, 2010. Премьера — Москва, 2010, одноименный балет – Сеговия (Испания), 2011.
  • • «Птицы под дождем» – поэма для струнного оркестра (Памяти поэта Виктора Гаврилина), 2011.
  • • «На грани таянья и льда» – поэма для струнного оркестра, 2011.
  • • «Прекрасны лица спящих» – поэма для скрипки с оркестром (Памяти Я. И. Чайковской), 2016.
  • • «Архитектура звука» (Три поэмы) для оркестра.
  • • Оркестровые редакции старинной музыки, а также театральных партитур музыки (по заказу театров России, Франции, Германии, Великобритании, Австралии, Дании).
  • • «Эпиграф и Прелюдия-Колокола». – Редакция и оркестровка последнего сочинения Б. А. Чайковского, 1997.
  • • Сочинения для фортепиано, клавесина, органа, инструментальных ансамблей, музыка к театральным постановкам и др.
  • • Оркестровые транскрипции органных и фортепианных сочинений С. Франка, П. Хиндемита, О. Мессиана, В. Лютославского и др.
  • • «Sombras ajenas» (Барселона, «Сorella Ballet»)
  • • Постлюдия для альта с оркестром – «Памяти Рудольфа Баршая»

Автор более 100 научных работ по вопросам композиторской и оркестровой феноменологии, композиторской педагогики, вопросам оркестровой стилистики, дирижерских интерпретаций и музыкально-хореографического искусства.

Научные труды последних лет:

Монографии:

  1.  «Николай Пейко: Восполнивши тайну свою…» – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви; Издательский Дом «Русская Консерватория», Издательство «БОС» МГУ им. М. В. Ломоносова, 2020. – 36, 5 п. л. (Национальная премия России «Лучшая книга года – 2020»).
  2. Поэтика оркестра. (Анализ оркестровых партитур. Учебное пособие для оперно-симфонических дирижеров и композиторов). – М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2022.
  3. Борис Чайковский. Тембровая поэтика. – М., Издательский Дом «Русская Консерватория», 2022. – 15 п. л.
  4. Мир Бориса Чайковского. Опыт исследования оркестрового письма: поэтика, стиль, интерпретация. – М., Издательский Дом «Русская Консерватория», 2023. – 45 п. л.
  5. «Дневник любви». Кантаты Моисея Вайнберга 1965–1966 годов. – М.: Издательский Дом «Русская Консерватория», 2022. – 15 п. л.
  6. Музыкальная поэтика хореографии: Взгляд композитора. – М.: ГИТИС, 2009. – 17 п. л.

Статьи в научных изданиях ВАК РФ (2018-2023):

  1. Борис Чайковский и Кирилл Кондрашин: опыт художественного диалога. Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2022. Т. 14. № 4. С. 57–95. (1,5 п. л.)
  2. «Музыка для струнных» Револя Бунина: Стиль. Тембровая поэтика. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2022. № 1. С. 91–108. (1 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-1-2022
  3. Секстет для арфы и духовых инструментов Бориса Чайковского: очерк стиля и тембровой поэтики. Научный вестник Московской консерватории, 2020. № 3 (2). С. 126–147. (1,5 п. л.) https://doi.org/10.26176/mosconsv.2020.42.3.006
  4. Возрожденный Вайнберг. Сюита для симфонического оркестра ор. 26. Тембровая поэтика. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2023. № 1. С. 114–132. https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-1-2023/
  5. Киномузыка Бориса Чайковского: «тембровая оптика» и «визуальная акустика». Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2022. № 2. С. 104 – 139. (2,5 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2022/
  6. Запрещенный Вайнберг: Кантата «Петр Плаксин». Опыт первого прочтения. Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2021. Т. 13. № 4. С. 57 – 95. (2 п. л.) https://doi.org/10.26156/OM.2021.13.4.003
  7. Неизвестный Вайнберг: Кантата «Хиросимские пятистишия». Тембровая поэтика. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2021. № 3. С. 42 – 60. (1 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-3
  8. Николай Мясковский: «Да не смущается сердце твое…» Жизнь как высвобождающееся призвание. Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 42. С. 79–114. (2 п. л.) 10.15382/sturV202142.79-114
  9. Борис Чайковский и Рудольф Баршай: Диалог мастеров. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2020. № 1. С. 56 – 73. DOI: 10.35852/2588-0144-2020-1-56-73 (1 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-1-2020/
  10. Герман Галынин: «свеча, горящая с обоих концов». Камерно-оркестровая и ансамблевая музыка для струнных. Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2020. Вып. 38. С. 161–178. (1,6 п. л.) 10.15382/sturV202038.161-178
  11. Поэтика цвета и колорита в оркестре Бориса Чайковского. ЮРМА, 2020. № 1. С. 71 – 78. (1 п. л.) https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-11009
  12. Борис Чайковский: Партита для виолончели и камерного ансамбля. Тембровая поэтика. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2020. № 2. С. 65 – 82. DOI: 10.35852/2588-0144-2020-2-65-82 (1,3 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2020/
  13. Эдуард Серов – интерпретатор Первой симфонии Бориса Чайковского: к проблеме стилевого аутентизма. Вестник Санкт-Петербургской консерватории: Opera Musicologica, 2020. Т. 12. № 4. С. 19 – 40. (1,3 п. л.) https://www.conservatory.ru/sites/default/files/uploads/science/OM_12.4_19-40_Abdokov.pdf
  14. Борис Чайковский: Композиторская педагогика в контексте оркестровой поэтики. Музыкальное искусство и образование, 2020. Т. 8. № 4. (1,5 п. л.) http://musart-edu.ru/wp-content/uploads/2021/01/2020-4-42.pdf
  15. У истоков поэтики оркестра. Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. Вып. 35. С. 182–207. (2 п. л.) 10.15382/sturV201935.181-207
  16. Театральный оркестр Бориса Чайковского. Альманах ГИТИСа: Театр. Живопись. Кино. Музыка, 2019. № 2. С. 55 – 70. DOI: 10.35852/2588-0144-2019-2-55-70 (1 п. л.) https://gitis.net/almanac/archive/almanakh-2-2019/
  17. Метафоро-символическая онтология оркестра и симфоническая метафизика Бориса Чайковского. Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 30. С. 138–152. (1, 1 п. л.) 10.15382/sturV201830.138-152
  18. Оркестровая поэтика Пятой симфонии Николая Пейко: этос, лексика, стиль. Вестник ПСТГУ. Серия V: Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2018. Вып. 31. С. 159–174. (1,3 п. л.) 10.15382/sturV201831.159-174
  19. Борис Чайковский: Свобода и одиночество. – М.: «Музыкальный Журнал», 2020 (Вып. IX). – С. 64–67.
  20. Виссарион Шебалин: новые открытия. – М.: «Музыкальный Журнал», 2018 (Вып. V). – C. 28 – 31.
  21. Борис Чайковский: Отзвуки. – М.: «Музыкальный Журнал», 2015 (Вып. IX). – C. 10–13.

Дискография международной творческой мастерской Ю. Абдокова «Terra Musica»:

  1. Vissarion Shebalin / The Complete A Cappella Choral Cycles / First recordings / The Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0112. info@toccataclassics.com
  2. Boris Tchaikovsky/ Chamber Music and Song-Cycles / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0046. info@toccataclassics.com
  3. Mieczyslav Weinberg / Complete Songs Volume 1 / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0078. info@toccataclassics.com
  4. Dmitry Shostakovich /Songs for the Front / Frrangements of 27 songs by Beethoven, Bizet, Rimsky-Korsakov, Rossini / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella / Nikolay Khondzinsky / - Toccata Classics, London / TOCC 0121. info@toccataclassics.com
  5. Mily Balakirev / Russian Folksong / / First recordings / Soloists of the Russkaya Conservatoria Chamber Capella. info@toccataclassics.com (Номинация «Грэмми).
  6. NIKOLAI PEYKO: COMPLETE PIANO MUSIC, VOLUME ONE. / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0401. info@toccataclassics.com
  7. NIKOLAI PEYKO: COMPLETE PIANO MUSIC, VOLUME TWO. / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0105. info@toccataclassics.com
  8. Anatoly Lyadov / Complete Original Choral Works / Academy of Russian Music Chamber Choir Ivan Nikiforchin, conductor. / / First recordings /. Toccata Classics, London / TOCC 0614. info@toccataclassics.com («Диск года» – «Music Web International»; Международная Премия «Чистый звук»).
  9. Herman Galynin / Complete Works for Strings / Academy of Russian Music Chamber Choir Ivan Nikiforchin, conductor. / / First recordings / Toccata Classics, London / TOCC 0514 («Диск года» – «Music Web International»; Международная Премия «Чистый звук).
    И др.

«…Юрий Абдоков – художник со своей интонацией…»

Борис Чайковский
Народный артист СССР Лауреат Государственной премии СССР
Профессор

«…Личность феноменального творческого и аналитического дарования. Среди музыкантов своего поколения — безусловный лидер. Серьезность и художественная самостоятельность Ю. Абдокова читаются в его ярких сочинениях…»

Николай Пейко
Лауреат государственных премий СССР
Заслуженный деятель искусств России
Профессор
Заведующий кафедрой композиции ГМПИ имени Гнесиных

«…Сегодня это выдающийся наставник современной композиторской молодежи, продолжающий традиции Мясковского, Месснера, Шебалина, Пейко, Б. Чайковского. <…> Считаю Юрия Абдокова не только великолепным музыкантом, исследователем и педагогом, но человеком светлого строя с рыцарским отношением к искусству. Это очень редкий и очень ценный дар…»

Карэн Хачатурян
Народный артист России
Лауреат государственных премий СССР и России
Профессор

«…Стиль Абдокова самобытен и хорошо узнаваем и при этом основывается на глубоком претворении высоких художественных и нравственных заветов школы Бориса Чайковского…»

Владимир Федосеев
Народный артист СССР
Лауреат государственных премий СССР и РФ
Художественный руководитель и главный дирижер БСО имени П. И. Чайковского

«…Светлый человек, музыка которого мне очень близка. То же могу сказать о его серьезнейшем педагогическом служении…»

Роман Леденев
Народный артист России
Лауреат Государственной премии России
Профессор

«…Современное искусство объединяет весьма широкий круг персон, чья деятельность так или иначе заметна, отмечена вниманием профессиональной среды и широкой публики. Но и среди тех, чей труд вызывает значительный международный резонанс, можно выделить особый тип художников, чья деятельность ценна не только признанием, но предельно высоким содержательным смыслом, чистотой. Именно к такой категории музыкантов и педагогов принадлежит композитор Юрий Абдоков…»

Михаил Лавровский
Народный артист СССР
Лауреат Ленинской премии
Лауреат Государственной премии СССР
Профессор

«…Автор замечательных произведений, исполняющихся на лучших сценах мира, выдающийся педагог, воспитавший плеяду ярких деятелей искусства и исследователь, открывший новые направления в искусствознании, Ю.Б. Абдоков создал то, что издавна именуется авторизованной школой большого мастера...»

Диана Вишнева
Народная артистка России
Лауреат Государственной премии России
Лауреат премий «Benois de la danse», «Золотая маска»

«…Ю. Б. Абдоков снискал высочайший авторитет у нескольких поколений студентов Московской консерватории – композиторов, оперно-симфонических дирижеров, инструменталистов, музыковедов и бесчисленных семинаристов-вольнослушателей, приезжающих на его индивидуальные уроки и лекции из многих городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Индивидуальный композиторский класс Ю.Б. Абдокова, а также его лекции по «Истории оркестровых стилей», «Теории оркестрового письма» и «Анализу оркестровых партитур», чрезвычайно востребованные у студентов и аспирантов разных специализаций и даже маститых профессоров, давно обрели статус легендарных и воспринимаются как драгоценная часть современного российского искусства и науки. Исполняя музыку Абдокова с лучшими оркестрами страны, я неоднократно убеждался в том, что она вызывает восторженный отклик слушателей…»

Николай Хондзинский
Художественный руководитель и главный дирижер Капеллы «Русская Консерватория»
Дирижер Мариинского театра
Художественный руководитель Международного фестиваля современного искусства «Magnum Opus»
Художественный руководитель Историко-культурного центра «Соборная палата»

«…Не могу представить себе, как сложилась бы моя жизнь – профессиональная и не только – если бы не встреча с моим учителем, профессором Московской консерватории Юрием Борисовичем Абдоковым. <…> Его способность проникать в сущность оркестровой партитуры сродни тайновиденью. Это какое-то волшебство, нечто необъяснимое. Я счастлив тем, что у меня есть возможность общаться с ним, не говоря уже о возможности исполнять его сочинения…»

Иван Никифорчин
Художественный руководитель и главный дирижер «Академии Русской Музыки»
Лауреат Первого Международного конкурса пианистов, композиторов и дирижеров имени С. В. Рахманинова
Дирижер Государственной академической симфонической капеллы России

«…Лекции Юрия Борисовича я не могу кодифицировать как уроки – это скорее творческие встречи, где любая тема в невероятно широком профессиональном, а также эстетическом, философском, поэтическом контексте, выходящем далеко за пределы формальных ремесленных нормативов. Я помню свои впечатления после первой такой встречи: для меня просто пронеслись эти два часа, я вышел охваченный диким желанием заниматься творчеством, самостоятельно изучать новую музыку, самому её творить, исполнять и пропагандировать новые сочинения, которые до этого не знал. После его уроков возникает желание вдохновенно трудиться. Запас творческой энергии, полученный на этих уроках, я, как кажется, не истратил и сегодня. <…> Замечу еще, что уже после окончания консерватории я стал просто нуждаться в творческих встречах с Юрием Борисовичем, хотя формально его курс я прошёл пять лет назад; и я снова стал посещать занятия, ведь самое замечательное, что музыка на «Истории оркестровых стилей», как и круг анализируемых тем у этого профессора не повторяются и обновляется каждый год…»

Антон Шабуров
Лауреат международных конкурсов
Художественный руководитель и главный дирижер Ростовского академического симфонического оркестра