10 сентября 1925 (Москва) – 7 февраля 1996 (Москва)
Композитор, пианист, педагог.
Народный артист СССР, Лауреат государственной премии СССР, профессор.
Поступил на композиторский факультет Московской консерватории в 16-летнем возрасте. На вступительных экзаменах в ансамбле со Святославом Рихтером исполнил четырехручное переложение своего юношеского квартета. Ученик В.Я. Шебалина, Д.Д. Шостаковича, Н.Я. Мясковского (сочинение) и Л.Н. Оборина (фортепиано). Дипломная работа Б. Чайковского – опера «Звезда» на либретто поэта Давида Самойлова (по повести Э. Казакевича) – была запрещенна к исполнению после Постановления 1948 года вместе с сочинениями Шостаковича, Мясковского и Прокофьева.
Б.А. Чайковский принадлежит к числу крупнейших композиторов ХХ столетия. Обладал непререкаемым творческим и нравственным авторитетом, как в профессиональной среде (включавшей его учителей), так и у многочисленных ценителей творчества композитора во многих странах мира. Большую часть жизни занимался исключительно композиторским трудом. Преподавал лишь в последние годы жизни, руководя собственным классом композиции и оркестровки в Российской академии музыки им. Гнесиных. Среди его немногочисленных учеников – Ю.Б. Абдоков, С.М. Прокудин и др.
Автор множества симфонических сочинений, неповторимых по образным замыслам, оркестровым составам и композиционным решениям. Знаковыми для мировой симфонической культуры ХХ столетия стали его масштабные Вторая и «Севастопольская» симфонии, «Музыка для оркестра», «Тема и восемь вариаций», поэмы для оркестра «Подросток» (по Ф. Достоевскому) и «Ветер Сибири», Виолончельный, Скрипичный и Фортепианный концерты, «Симфония с арфой» и др. Среди наиболее крупных камерно-оркестровых и ансамблевых сочинений – «Симфониетта», «Камерная симфония», «Четыре прелюдии для камерного оркестра», «Шесть этюдов для струнных и органа», 6 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Струнное и Фортепианное трио, Скрипичная и Виолончельная сонаты, Секстет и др. Вокальные сочинения: «Лирика Пушкина», «Последняя весна» (на стихи Н. Заболоцкого), «Четыре стихотворения И. Бродского», «Из Киплинга», Кантата «Знаки Зодиака» для сопрано, струнных и клавесина (на стихи Ф. Тютчева, А. Блока, М. Цветаевой, Н. Заболоцого) и др.
Б.А. Чайковский – один из самых неангажированных в нравственном и эстетическом смыслах русских художников ХХ в. Стиль композитора в равной степени свободен от влияния главенствовавших в СССР идеологий и от модных веяний извне. В его основе, по словам профессора МГК – Ю. Абдокова: «воплощение первозданных, специфически “чайковских“ типов инструментального интонирования, движения, тектоники, темброво-акустической оптики и оркестровой живописи, выражающих не только восхитительную виртуозность поэтического письма, но, прежде всего, уникальный по своей чистоте этос художника-мыслителя».
Среди интерпретаторов музыки Бориса Чайковского крупнейшие музыканты разных поколений: С. Самосуд, А. Гаук, К. Кондрашин, Р. Баршай, М. Ростропович, Г. Вишневская, В. Пикайзен, Н. Шаховская, Э. Серов, Г. Писаренко, В. Федосеев, В. Гергиев, М. Янсонс, И. Монигетти, С. Престон, Н. Хондзинский, квартеты им. Бородина и им. Прокофьева и многие другие.