Кафедра истории зарубежной музыки

И. о. зав. кафедрой, история зарубежной музыки:
Доктор искусствоведения
Профессор
Сапонов Михаил Александрович

Кафедра истории зарубежной музыки — подразделение историко-теоретического факультета Московской консерватории, специализируется на преподавании исторических дисциплин на материале музыкальной культуры зарубежных стран, а также проводит научные исследования и мастер–классы. К началу XXI века на кафедре ведутся лекционные курсы «История зарубежной музыки» (8 семестров для студентов–музыковедов как спецкурс и 4 семестра для студентов–композиторов и исполнителей как общий курс), «Современная музыка» (один семестр на общих курсах),  «Введение в специальность» (один семестр, спецкурс), «Методология музыковедческого исследования» (один семестр, спецкурс),  «Музыкальная литература» (для вокального подготовительного отделения, два семестра, раздел «Зарубежная музыкальная литература»); «История внеевропейских музыкальных культур» (один семестр для музыковедов). Самостоятельную работу студентов стимулируют проводимые педагогами семинары, а на музыковедческой специальности этому способствуют занятия студентов в индивидуальном классе педагогов, осуществляющих научное руководство курсовыми и дипломными работами, а также рефератами по педагогике; занятия молодых музыковедов в индивидуальном классе может продолжаться и в аспирантуре, в процессе написания диссертации.

Выпускники кафедры получают широкое и фундаментальное образование, позволяющее им найти себе применение в разных сферах отечественной культуры — от собственно исследовательской и педагогической до областей журналистики, издательской и музейной деятельности, международных культурных связей и государственного управления культурной жизнью.

Кафедра была образована в конце 1936–37 учебного года под названием «Кафедра всеобщей истории музыки». В 1941–42, в начале Великой Отечественной войны, когда была произведена эвакуация Московской консерватории, кафедры всеобщей истории музыки и музыки народов СССР были временно объединены в одну кафедру истории музыки, но с 1943 прежнее специализированное разделение восстановили. Современное наименование кафедра получила в 1963 году.

В организации преподавания истории музыки с первых лет существования консерватории и до середины 1930-х гг. материал и тематический план предмета был единым, без разделения на самостоятельные дисциплины, специализированные на музыке зарубежной и русской. Вместе с тем вводились и авторские исторические лекционные курсы, отчасти подготовившие такое разделение не только в учебном процессе, но и в структуре вуза.

К концу 1930-х выходят первые специализированные учебники Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана. М. C. Пекелиса.

Особое место в становлении кафедры принадлежит Р. И. Груберу, возглавлявшему её в 1943–62 годы. Его фундаментальный исторический труд «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в.»  (Т.1: части 1-2; Т.2: части 1–2. М.; Л., 1941–1959.) сочетает в себе свойства исследования и развернутого учебника. Легендой стала история его издания: 2-я книга первого тома печаталась в 1941 в осаждённом Ленинграде, куда во время блокады Грубер прилетел для завершения подготовки типографских форм. Его ученики и последователи развивают лучшие стороны его творческого метода — тщательность работы с источниками, доступность и продуманность научных положений, современный уровень знаний. Возглавлявшая кафедру в 1963–90 Т. Э. Цытович, автор трудов о классическом музыкальном наследии XVIII века, осуществляя руководство педагогическим коллективом, придерживалась концепции сочетания и взаимодействия разных направлений и школ в педагогической работе коллег и в организации науки.

По её инициативе на кафедре введены новые направления в преподавании и в научных исследованиях: музыкальной американистика и историческая медиевистика, а также изучение музыкальных культур Азии и Африки. На основе развития последнего из названных направлений в 1980-е годы был создан сначала Кабинет внеевропейских музыкальных культур при кафедре, а в 1990 и самостоятельная специализированная кафедра музыкальных культур мира, которую возглавил Дж. К. Михайлов (среди его учеников, коллег и последователей — известные специалисты в этой новой области Е. В. Васильченко, М. В. Есипова, М. В. Каратыгина, В. Н. Юнусова).

Профессору Цытович удалось стимулировать у своих учеников (среди них Ю. С. Бочаров, Е. И. Коляда, М. А. Сапонов) интерес к наименее исследованным ранее темам, многие из которых используются ныне в специализированном курсе истории музыки. Это ренессансная песня, жанры эпохи Барокко (увертюра и др.), культура Латинской Америки, музыка европейского Средневековья как менестрельная культура. На кафедре в период работы Цытович достигли своего творческого расцвета ученики Грубера и Фермана: И. В. Нестьев, специалист по музыкальной культуре XX века (автор монографий о Б. Бартоке, С. С. Прокофьеве, Х. Эйслере); Г. В. Крауклис (автор монографий о программной музыке эпохи романтизма); Н. С. Николаева (автор трудов о творчестве П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера), создавшая школу педагогов и ученых. Представителями школы Николаевой являются нынешние педагоги кафедры: Е. М. Царёва (автор первой русской монографии о Й. Брамсе), создавшая свою школу многочисленных учеников и последователей, работающих в различных уч. заведениях России; педагог, организатор (декан факультета) и музыкальный деятель И. В. Коженова (автор работ об оперной классике, о музыке Финляндии и т.д.); к той же школе принадлежат и специалисты по музыкальной славистике Н. А. Гаврилова (автор монографий о Б. Мартину и о сакральных жанрах современности, работ по музыкальной богемистике, а также редактор и соавтор коллективного учебника «Музыка ХХ века») и Е. И. Гордина, единственный в стране специалист по музыкальной балканистике, автор монографии и статей о музыке Сербии, Хорватии, Словении. Заметный след в педагогической и научной жизни кафедры оставили рано ушедшие из жизни В. Г. Гамрат-Курек (автор статей о чешской музыке и творчестве Вагнера) и В. П. Варунц (составитель сборников писем, публицистических и биографических материалов И. Ф. Стравинского и Прокофьева).

Ныне коллеги и последователи Грубера, Николаевой, Цытович, Нестьева продолжают традиции, открывают новые возможности вузовской науки и методов преподавания. Все педагоги кафедры — обладатели ученых степеней и званий, широко известные специалисты, музыкальные деятели, просветители, авторы монографий, составители сборников материалов и статей. Среди них Л. М. Кокорева — автор книг и статей о творчестве Д. Мийо, К. Дебюсси, о современной польской музыке, и т.д. Международную известность получили труды Л. В. Кириллиной  о классическом стиле в музыке XVIII века, её монографии о Бетховене, о реформаторских операх Глюка, об ораториях Генделя, а также переводы писем Бетховена с научными комментариями. К важнейшим коллективным трудам кафедры относятся учебники по истории музыки для специальных курсов, новейшие учебники по музыке XX века, десятки других учебных пособий. Среди авторов — разносторонний специалист кафедры К. В. Зенкин, разрабатывающий проблемы философии музыки и музыкальной эстетики, истории культуры и взаимодействия искусств на материале разных эпох — от раннего романтизма до неоавангарда и постмодернизма. Сферу культур Азии, Африки и Америки, методологию их изучения и преподавания разрабатывают В. Н. Юнусова (член Международного Совета по традиционной музыке, ICTM, при ЮНЕСКО, автор монографии о музыке ислама), С. Ю. Сигида (известная американистка, автор монографии о становлении национальной музыкальной идентичности  в культуре США) и И. А. Кряжева — автор монографии о М. де Фалья и составитель академического издания оперы «Редкая вещь» В. Мартина-и-Солера (1754–1806), друга Моцарта и первого руководителя русской оперной труппы в Санкт–Петербурге. Углубленная, индивидуальная методика преподавания характерна для А. А. Филиппова (секретарь кафедры) и А. В. Булычёвой, опубликовавшей две монографии о музыке французского барокко и первые издания уртекста произведений А. П. Бородина — оперы «Князь Игорь» и Второй симфонии. С. Г. Мураталиева, специалист по европейской музыке XVIII века, соавтор и составитель сборника «Карл Ф. Э. Бах. К 300-летию» сочетает педагогическую работу с организационной (секретарь Учёного совета консерватории, заместитель декана историко–теоретического факультета). Музыкальный критик, журналист и просветитель Е. Д. Кривицкая, автор нескольких монографий о французской музыке (в том числе органной) сочетает преподавание с органным исполнительством. Разносторонний учёный, и просветитель Р. А. Насонов исследует историю жанра оратории в контексте эпохи барокко, но показал себя экспертом во всех сферах истории и философии музыки, создав свою школу: к 2016 году этот яркий педагог выпустил свыше 30 учеников. Из педагогов молодого поколения выделяется Е. В. Ровенко, занимающаяся междисциплинарными исследованиями, автор монографии о специфике художественного мышления во Франции на рубеже XIX–XX веков.

Научным руководителем диссертаций Насонова и Кряжевой был один из крупнейших отечественных музыковедов, и.о. зав. кафедрой М. А. Сапонов. Среди его трудов — монографии об истории импровизации в европейской музыке, о менестрельной культуре Европы, о произведениях И. С. Баха, перевод и научная публикация русских дневников, писем и мемуаров Р. Шумана, Л. Шпора, Р. Вагнера, статей, либретто и манифестов Ж. Кокто, и др. По его инициативе при кафедре в 2011 был создан научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания.

На 2017 год в штате кафедры — только специалисты, имеющие ученую степень. Все педагоги кафедры — участники международных научных колнференций и других форумов в России и за рубежом.

Доктор искусствоведения
Профессор
И. о. зав. кафедрой, история зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
Секретарь кафедры, история зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств России
Профессор
История зарубежной музыки

Доктор искусствоведения
Профессор
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения, Заслуженный работник культуры Российской Федерации
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Кандидат искусствоведения
Доцент
История зарубежной музыки

Мастер-класс Е.Резникова (раннехристианское пение)

Мастер-класс Е.Резникова (раннехристианское пение)

Мастер-класс профессора Парижского университета Е. Резникова (раннехристианское пение)

23 апреля 2018
Нравственные начала музыки

Нравственные начала музыки

Приглашаем Вас принять участие во Всероссийской научной конференции «Нравственные начала музыки: прошлое, настоящее, будущее».

Заявки принимаются до 1 декабря 2017 года.

25 января 2018
Благодарность профессору С. Ю. Сигиде

Благодарность профессору С. Ю. Сигиде

Общество по изучению культуры США и факультет журналистики МГУ им. Ломоносова благодарит проф. С. Ю. Сигиду за доклад на открытии XLII международной конференци американистов.

5 декабря 2017
Научно-практическая конференция: Musica Iberica: история, теория, практика

Научно-практическая конференция: Musica Iberica: история, теория, практика

Приглашают музыковедов, искусствоведов и исполнителей, специализирующихся в изучении и исполнении испанской музыки, принять участие в конференции, проводимой в рамках Форума Musica Iberica.

2 марта 2017 - 15 марта 2017, Конференц-зал консерватории
Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года»

Всероссийская научная конференция «Русское религиозное искусство XX века: до и после 1917 года»

Заявки на участие в конференции необходимо прислать до 25 декабря 2016 г. по электронной почте.

26 января 2017
Научная конференция «Моцарт и его время»

Научная конференция «Моцарт и его время»

Уважаемые коллеги! Приглашаем Вас принять участие в Научной конференции «Моцарт и его время». Дата проведения конференции — 10-11 ноября 2016 года.

10 ноября 2016 - 11 ноября 2016
Мастер-классы игры на средневековых струнных инструментах — щипковых и смычковых

Мастер-классы игры на средневековых струнных инструментах — щипковых и смычковых

Мастер-классы игры на средневековых струнных инструментах — щипковых и смычковых: средневековая лютня, гиттерн, четырёхструнная и пятиструнная виелы Мастер-классы проводят музыканты из Швейцарии и Франции: Марк Левон и Батист Ромэн.

15 ноября 2014
Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка»

Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка»

В 2014 году исполняется 300 лет со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха и Кристофа Виллибальда Глюка, которые своим творчеством способствовали историческим переменам в музыке. Каждый из них индивидуально расслышал эпоху Sturm und Drang с её «смятенностью чувств» и новым драматизмом.

19 марта 2014 - 21 марта 2014, Конференц-зал консерватории
Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность»

Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность»

В связи с особым интересом к оперному искусству в 2013 году Московская консерватория приглашает ученых и музыкантов к осмыслению истории музыкального театра и размышлению о его перспективах в современной культурной ситуации.

27 ноября 2013 - 30 ноября 2013

Лекция Дмитрия Юрьевича Голдобина (Франция)

Лекция состоится в 12 часов в 317 аудитории (III учебный корпус).

26 октября 2013

Все события»