Кафедра истории зарубежной музыки

Кафедра истории зарубежной музыки — подразделение историко-теоретического факультета Московской консерватории, специализируется на преподавании исторических дисциплин на материале музыкальной культуры зарубежных стран, а также проводит научные исследования и мастер–классы. К началу XXI века на кафедре ведутся лекционные курсы «История зарубежной музыки» (8 семестров для студентов–музыковедов как спецкурс и 4 семестра для студентов–композиторов и исполнителей как общий курс), «Современная музыка» (один семестр на общих курсах),  «Введение в специальность» (один семестр, спецкурс), «Методология музыковедческого исследования» (один семестр, спецкурс),  «Музыкальная литература» (для вокального подготовительного отделения, два семестра, раздел «Зарубежная музыкальная литература»); «История внеевропейских музыкальных культур» (один семестр для музыковедов). Самостоятельную работу студентов стимулируют проводимые педагогами семинары, а на музыковедческой специальности этому способствуют занятия студентов в индивидуальном классе педагогов, осуществляющих научное руководство курсовыми и дипломными работами, а также рефератами по педагогике; занятия молодых музыковедов в индивидуальном классе может продолжаться и в аспирантуре, в процессе написания диссертации.

Выпускники кафедры получают широкое и фундаментальное образование, позволяющее им найти себе применение в разных сферах отечественной культуры — от собственно исследовательской и педагогической до областей журналистики, издательской и музейной деятельности, международных культурных связей и государственного управления культурной жизнью.

Кафедра была образована в конце 1936–37 учебного года под названием «Кафедра всеобщей истории музыки». В 1941–42, в начале Великой Отечественной войны, когда была произведена эвакуация Московской консерватории, кафедры всеобщей истории музыки и музыки народов СССР были временно объединены в одну кафедру истории музыки, но с 1943 прежнее специализированное разделение восстановили. Современное наименование кафедра получила в 1963 году.

В организации преподавания истории музыки с первых лет существования консерватории и до середины 1930-х гг. материал и тематический план предмета был единым, без разделения на самостоятельные дисциплины, специализированные на музыке зарубежной и русской. Вместе с тем вводились и авторские исторические лекционные курсы, отчасти подготовившие такое разделение не только в учебном процессе, но и в структуре вуза.

К концу 1930-х выходят первые специализированные учебники Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана. М. C. Пекелиса.

Особое место в становлении кафедры принадлежит Р. И. Груберу, возглавлявшему её в 1943–62 годы. Его фундаментальный исторический труд «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в.»  (Т.1: части 1-2; Т.2: части 1–2. М.; Л., 1941–1959.) сочетает в себе свойства исследования и развернутого учебника. Легендой стала история его издания: 2-я книга первого тома печаталась в 1941 в осаждённом Ленинграде, куда во время блокады Грубер прилетел для завершения подготовки типографских форм. Его ученики и последователи развивают лучшие стороны его творческого метода — тщательность работы с источниками, доступность и продуманность научных положений, современный уровень знаний. Возглавлявшая кафедру в 1963–90 Т. Э. Цытович, автор трудов о классическом музыкальном наследии XVIII века, осуществляя руководство педагогическим коллективом, придерживалась концепции сочетания и взаимодействия разных направлений и школ в педагогической работе коллег и в организации науки.

По её инициативе на кафедре введены новые направления в преподавании и в научных исследованиях: музыкальной американистика и историческая медиевистика, а также изучение музыкальных культур Азии и Африки. На основе развития последнего из названных направлений в 1980-е годы был создан сначала Кабинет внеевропейских музыкальных культур при кафедре, а в 1990 и самостоятельная специализированная кафедра музыкальных культур мира, которую возглавил Дж. К. Михайлов (среди его учеников, коллег и последователей — известные специалисты в этой новой области Е. В. Васильченко, М. В. Есипова, М. В. Каратыгина, В. Н. Юнусова).

Профессору Цытович удалось стимулировать у своих учеников (среди них Ю. С. Бочаров, Е. И. Коляда, М. А. Сапонов) интерес к наименее исследованным ранее темам, многие из которых используются ныне в специализированном курсе истории музыки. Это ренессансная песня, жанры эпохи Барокко (увертюра и др.), культура Латинской Америки, музыка европейского Средневековья как менестрельная культура. На кафедре в период работы Цытович достигли своего творческого расцвета ученики Грубера и Фермана: И. В. Нестьев, специалист по музыкальной культуре XX века (автор монографий о Б. Бартоке, С. С. Прокофьеве, Х. Эйслере); Г. В. Крауклис (автор монографий о программной музыке эпохи романтизма); Н. С. Николаева (автор трудов о творчестве П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера), создавшая школу педагогов и ученых. Представителями школы Николаевой являются нынешние педагоги кафедры: Е. М. Царёва (автор первой русской монографии о Й. Брамсе), создавшая свою школу многочисленных учеников и последователей, работающих в различных уч. заведениях России; педагог, организатор (декан факультета) и музыкальный деятель И. В. Коженова (автор работ об оперной классике, о музыке Финляндии и т.д.); к той же школе принадлежат и специалисты по музыкальной славистике Н. А. Гаврилова (автор монографий о Б. Мартину и о сакральных жанрах современности, работ по музыкальной богемистике, а также редактор и соавтор коллективного учебника «Музыка ХХ века») и Е. И. Гордина, единственный в стране специалист по музыкальной балканистике, автор монографии и статей о музыке Сербии, Хорватии, Словении. Заметный след в педагогической и научной жизни кафедры оставили рано ушедшие из жизни В. Г. Гамрат-Курек (автор статей о чешской музыке и творчестве Вагнера) и В. П. Варунц (составитель сборников писем, публицистических и биографических материалов И. Ф. Стравинского и Прокофьева).

Ныне коллеги и последователи Грубера, Николаевой, Цытович, Нестьева продолжают традиции, открывают новые возможности вузовской науки и методов преподавания. Все педагоги кафедры — обладатели ученых степеней и званий, широко известные специалисты, музыкальные деятели, просветители, авторы монографий, составители сборников материалов и статей. Среди них Л. М. Кокорева — автор книг и статей о творчестве Д. Мийо, К. Дебюсси, о современной польской музыке, и т.д. Международную известность получили труды Л. В. Кириллиной  о классическом стиле в музыке XVIII века, её монографии о Бетховене, о реформаторских операх Глюка, об ораториях Генделя, а также переводы писем Бетховена с научными комментариями. К важнейшим коллективным трудам кафедры относятся учебники по истории музыки для специальных курсов, новейшие учебники по музыке XX века, десятки других учебных пособий. Среди авторов — разносторонний специалист кафедры К. В. Зенкин, разрабатывающий проблемы философии музыки и музыкальной эстетики, истории культуры и взаимодействия искусств на материале разных эпох — от раннего романтизма до неоавангарда и постмодернизма. Сферу культур Азии, Африки и Америки, методологию их изучения и преподавания разрабатывают В. Н. Юнусова (член Международного Совета по традиционной музыке, ICTM, при ЮНЕСКО, автор монографии о музыке ислама), С. Ю. Сигида (известная американистка, автор монографии о становлении национальной музыкальной идентичности  в культуре США) и И. А. Кряжева — автор монографии о М. де Фалья и составитель академического издания оперы «Редкая вещь» В. Мартина-и-Солера (1754–1806), друга Моцарта и первого руководителя русской оперной труппы в Санкт–Петербурге. Углубленная, индивидуальная методика преподавания характерна для А. А. Филиппова (секретарь кафедры) и А. В. Булычёвой, опубликовавшей две монографии о музыке французского барокко и первые издания уртекста произведений А. П. Бородина — оперы «Князь Игорь» и Второй симфонии. С. Г. Мураталиева, специалист по европейской музыке XVIII века, соавтор и составитель сборника «Карл Ф. Э. Бах. К 300-летию» сочетает педагогическую работу с организационной (секретарь Учёного совета консерватории, заместитель декана историко–теоретического факультета). Музыкальный критик, журналист и просветитель Е. Д. Кривицкая, автор нескольких монографий о французской музыке (в том числе органной) сочетает преподавание с органным исполнительством. Разносторонний учёный, и просветитель Р. А. Насонов исследует историю жанра оратории в контексте эпохи барокко, но показал себя экспертом во всех сферах истории и философии музыки, создав свою школу: к 2016 году этот яркий педагог выпустил свыше 30 учеников. Из педагогов молодого поколения выделяется Е. В. Ровенко, занимающаяся междисциплинарными исследованиями, автор монографии о специфике художественного мышления во Франции на рубеже XIX–XX веков.

Научным руководителем диссертаций Насонова и Кряжевой был один из крупнейших отечественных музыковедов, и.о. зав. кафедрой М. А. Сапонов. Среди его трудов — монографии об истории импровизации в европейской музыке, о менестрельной культуре Европы, о произведениях И. С. Баха, перевод и научная публикация русских дневников, писем и мемуаров Р. Шумана, Л. Шпора, Р. Вагнера, статей, либретто и манифестов Ж. Кокто, и др. По его инициативе при кафедре в 2011 был создан научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания.

На 2017 год в штате кафедры — только специалисты, имеющие ученую степень. Все педагоги кафедры — участники международных научных колнференций и других форумов в России и за рубежом.

Все события»