Кафедра истории зарубежной музыки

Историческое музыкознание в МГК ведет свое начало с 1924 года. Традицию определяли лучшие специалисты: М.В. Иванов-Борецкий, заложивший основы русского исторического музыкознания на материале западноевропейской музыки, и его талантливые ученики Ю. В. Келдыш, Т. Н. Ливанова, А. А. Соловцов и др. Особое место в становлении кафедры принадлежит профессору, доктору искусствоведения Р. И. Груберу (возгл. с 1943 г.), кандидату искусствоведения, профессору Т. Э. Цытович (возгл. с 1962 г.). В трудах учеников Т.Э. Цытович продолжилась разработка широкого круга проблем: ренессансной песни и музыкальных инструментов в Библии, увертюры барокко, культуры Латинской Америки, музыки европейского Средневековья. Яркую школу воспитала профессор, кандидат искусствоведения Н. С. Николаева, автор трудов о творчестве Чайковского, Бетховена, Вагнера. Профессор, доктор искусствоведения И. В. Нестьев — известный специалист по музыкальной культуре XX века, автор монографий о Бартоке,  Прокофьеве, Эйслере. Профессор, доктор искусствоведения Г. В. Крауклис — тонкий знаток позднеромантического наследия, автор серии монографий о программной музыке. Лучшей памятью об ушедших коллегах стали их фундаментальные труды.

В настоящее время традиции учителей продолжают их лучшие ученики и коллеги.  Яркий музыкант, талантливейший педагог, автор ставшей уже классической монографии «Иоганнес Брамс» — профессор, доктор искусствоведения Е. М. Царёва. Профессор, доктор искусствоведения Л. М. Кокорева — популярный педагог, автор множества книг и статей о К. Дебюсси, Д. Мийо, о современной польской музыке, о пианисте М. В. Плетнёве и т. д. Глубокий знаток творчества Бетховена и других венских классиков, автор фундаментального труда о классическом стиле в музыке XVIII века — профессор, доктор искусствоведения Л. В. Кириллина. Важнейшие коллективные труды кафедры — учебники по истории музыки для спецкурсов, новейшие учебники по музыке XX века, десятки других учебных пособий и статей. Среди авторов – лидеры нашей музыкальной славистики профессор, доктор искусствоведения Н. А. Гаврилова и доцент, кандидат искусствоведения Е. И. Гордина, исследователь музыкальной скандинавистики и творчества Сибелиуса профессор. кандидат искусствоведения И. В. Коженова. Профессор, доктор искусствоведения К. В. Зенкин с равной основательностью разрабатывает проблемы нескольких стилей: от романтизма до неоавангарда и постмодернизма. Сферу культур Азии, Африки и Америки успешно исследуют профессор, доктор искусствоведения В. Н. Юнусова, профессор, кандидат искусствоведения С. Ю. Сигида, доцент, доктор искусствоведения И. А. Кряжева. И. А. Кряжевой подготовлено и опубликовано самое полное академическое издание (с учётом петербургских автографов) оперы «Редкая вещь» В. Мартина-и-Солера, директора первой русской оперной труппы. Молодой педагог доцент, кандидат искусствоведения Р. А. Насонов — автор диссертации о музыкальной теории и практике барокко, хотя ныне его научные и творческие интересы далеко не исчерпываются данной темой.

Кафедра более десяти лет ведет цикл «Исторические чтения» — ежегодные научные конференции на актуальные темы. К участию в них приглашаются коллеги из других кафедр и вузов России и зарубежных стран. Кафедра стала инициатором конференций в честь 95-летия профессора кафедры теории  музыки В. В. Протопопова и в честь 85-летия профессора Ю. А. Фортунатова, выпускает книги о коллегах-консерваторцах. Это просветительское направление наглядно представлено и в многолетней работе Университета музыкальной культуры консерватории, возглавляемого Е. М. Царевой.
Возглавляет кафедру профессор, доктор искусствоведения М. А. Сапонов, разносторонний исследователь, автор трудов по истории западноевропейской музыки средних веков и Возрождения, о французском музыкальном театре ХХ века, о русских дневниках и мемуарах Вагнера, Л. Шпора и Шумана, о творчестве И. С. Баха и многих других.