Моцарт в пространстве и времени


  • Рецензент: Л. Л. Гервер, доктор искусствоведения, профессор; М. И. Катунян, кандидат искусствоведения, доцент; М. А. Сапонов, доктор искусствоведения, профессор; А. А. Филиппов, кандидат искусствоведения, доцент; Е. М. Царёва, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2019
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 256
  • ISBN: 978-5-89598-363-8 (в обл.)

Сборник статей по материалам научной конференции.

Редактор-составитель: С. Г. Мураталиева, кандидат искусствоведения, доцент

Сборник составлен по материалам научной конференции «Моцарт и его время» (Московская консерватория, 10–11 ноября 2016 года). В него вошли статьи, посвященные различным аспектам биографии, творчества и эстетики В. А. Моцарта, проблемам интерпретации его произведений. Впервые в переводе с итальянского оригинала публикуется фрагмент «Мемуаров» Лоренцо Да Понте.

Издание адресовано музыковедам-историкам, исполнителям, учащимся и всем интересующимся австро-немецкой музыкальной культурой XVIII века.

От редактора-составителя 5

Список сокращений 6

I. Наследие Моцарта в контексте его эпохи

И. П. Сусидко Игры Моцарта в жизни и творчестве 7

Л. В. Кириллина Венская театральная жизнь 1781–1791 годов в «Мемуарах» Лоренцо Да Понте 16

«Мемуары» Лоренцо Да Понте (фрагмент; перевод и комментарии Л. В. Кириллиной) 29

Д. А. Нагина Моцарт — «итальянец»? Миф о мифе 80

П. В. Луцкер Итальянская опера буффа как источник сюжетных мотивов моцартовских опер 92

Д. О. Чехович «Дон Жуан» и его темпы 98

К. И. Зыбина «...Валторну же в кафедральном соборе не услышать вовсе...»: к загадке партии валторн в «Коронационной» мессе Моцарта 117

II. Моцарт и русская музыкальная культура

А. В. Булычёва На пути к опере «Моцарт и Сальери»: Моцарт глазами участников «Могучей кучки» 131

Р. А. Насонов Моцарт и Сальери, или Наказанное святотатство (еще раз о музыке в маленькой трагедии Пушкина) 140

Е. И. Чигарёва Моцарт — тайный и явный — в творчестве отечественных композиторов ХХ века 158

III. Современники Моцарта

И. А. Кряжева Висенте Мартин-и-Солер в Вене (1785–1788) 176

А. Е. Максимова «Сон Энея» и балетная музыка Дж. Сарти в России 183

З. З. Митюкова Феделе Фенароли и практика партименто во второй половине XVIII — начале XIX века 195

С. Г. Мураталиева «Альцеста» А. Швейцера и «Ромео и Джульетта» И. А. Бенды: к истории немецкой оперы в XVIII веке 209

Е. С. Паникова На службе у Фридрихов. И. Ф. Рейхардт как придворный капельмейстер 225

А. А. Сафонова Андре Гретри и реформа французского музыкального театра второй половины XVIII века 234

К. А. Жабинский Реквием в творчестве Л. Керубини: к проблеме диалога с моцартовской традицией 246

Сведения об авторах 253

Моцарт — фигура универсальная и вечная. Чем дальше мы отдаляемся от его эпохи, тем интереснее становится он сам — и как творческая личность, и как человек своего времени. Чем была наполнена его короткая жизнь, что его окружало, кто были его современники? Научная конференция, состоявшаяся в Московской консерватории 10–11 ноября 2016 года, оказалась созвучной двум знаменательным датам: 260-летию со дня рождения и 225-летию со дня смерти композитора. Но такое календарное совпадение было, скорее, лишь поводом объединить тех исследователей, для которых Моцарт остается semper vivus.

Предлагаемый сборник сформирован по материалам конференции, не дублируя ее программу, поскольку наряду с научными докладами и дискуссиями она включала музыкальную составляющую. В первом разделе — «Наследие Моцарта в контексте его эпохи» — основное место отдано оперно-театральному «блоку» (работы Л. В. Кириллиной, Д. А. Нагиной, П. В. Луцкера, Д. О. Чеховича). Его обрамляют статьи И. П. Сусидко (о Моцарте как homo semper ludens) и К. И. Зыбиной (о загадке партии валторн в «Коронационной» мессе). Вне всякого сомнения читателя привлечет отрывок «Мемуаров» Лоренцо Да Понте, переведенный Л. В. Кириллиной с итальянского оригинала.

Статьи второго раздела пополняют тему «Моцарт и русская музыкальная культура». А. В. Булычёва рассматривает влияние венского классика на композиторов «Могучей кучки», затрагивая историю создания Н. А. Римским-Корсаковым оперы «Моцарт и Сальери». Р. А. Насонов обращается к «музыкальным сюжетам» маленькой трагедии Пушкина. Е. И. Чигарёва приотрывает тайну «присутствия» Моцарта в творчестве отечественных композиторов ХХ века.

Заключительный раздел содержит материалы о современниках Моцарта: В. Мартин-и-Солере (И. А. Кряжева), Д. Сарти (А. Е. Максимова), Ф. Фенароли (З. З. Митюкова), И. А. Бенде и А. Швейцере (С. Г. Мураталиева), А. Гретри (А. А. Сафонова), И. Ф. Рейхардте (Е. С. Паникова), Л. Керубини (К. А. Жабинский). Сами того не ведая, авторы статей ведут меж собой диалог, обращаясь к одним и тем же «действующим лицам» из венского окружения Моцарта 1780–1790-х годов (среди них особое место принадлежит его либреттисту Да Понте), к сходным проблемам (например, оперному жанру, в том числе опере буффа и зингшпилю). Всё это углубляет и расширяет представления о великом композиторе в контексте его времени и музыкальной жизни эпохи.