Кафедра истории зарубежной музыки — подразделение историко-теоретического факультета Московской консерватории, специализируется на преподавании исторических дисциплин на материале музыкальной культуры зарубежных стран, а также проводит научные исследования и мастер–классы. К началу XXI века на кафедре ведутся лекционные курсы «История зарубежной музыки» (8 семестров для студентов–музыковедов как спецкурс и 4 семестра для студентов–композиторов и исполнителей как общий курс), «Современная музыка» (один семестр на общих курсах), «Введение в специальность» (один семестр, спецкурс), «Методология музыковедческого исследования» (один семестр, спецкурс), «Музыкальная литература» (для вокального подготовительного отделения, два семестра, раздел «Зарубежная музыкальная литература»); «История внеевропейских музыкальных культур» (один семестр для музыковедов). Самостоятельную работу студентов стимулируют проводимые педагогами семинары, а на музыковедческой специальности этому способствуют занятия студентов в индивидуальном классе педагогов, осуществляющих научное руководство курсовыми и дипломными работами, а также рефератами по педагогике; занятия молодых музыковедов в индивидуальном классе может продолжаться и в аспирантуре, в процессе написания диссертации.
Выпускники кафедры получают широкое и фундаментальное образование, позволяющее им найти себе применение в разных сферах отечественной культуры — от собственно исследовательской и педагогической до областей журналистики, издательской и музейной деятельности, международных культурных связей и государственного управления культурной жизнью.
Кафедра была образована в конце 1936–37 учебного года под названием «Кафедра всеобщей истории музыки». В 1941–42, в начале Великой Отечественной войны, когда была произведена эвакуация Московской консерватории, кафедры всеобщей истории музыки и музыки народов СССР были временно объединены в одну кафедру истории музыки, но с 1943 прежнее специализированное разделение восстановили. Современное наименование кафедра получила в 1963 году.
В организации преподавания истории музыки с первых лет существования консерватории и до середины 1930-х гг. материал и тематический план предмета был единым, без разделения на самостоятельные дисциплины, специализированные на музыке зарубежной и русской. Вместе с тем вводились и авторские исторические лекционные курсы, отчасти подготовившие такое разделение не только в учебном процессе, но и в структуре вуза.
К концу 1930-х выходят первые специализированные учебники Т. Н. Ливановой, В. Э. Фермана. М. C. Пекелиса.
Особое место в становлении кафедры принадлежит Р. И. Груберу, возглавлявшему её в 1943–62 годы. Его фундаментальный исторический труд «История музыкальной культуры с древнейших времен до конца XVI в.» (Т.1: части 1-2; Т.2: части 1–2. М.; Л., 1941–1959.) сочетает в себе свойства исследования и развернутого учебника. Легендой стала история его издания: 2-я книга первого тома печаталась в 1941 в осаждённом Ленинграде, куда во время блокады Грубер прилетел для завершения подготовки типографских форм. Его ученики и последователи развивают лучшие стороны его творческого метода — тщательность работы с источниками, доступность и продуманность научных положений, современный уровень знаний. Возглавлявшая кафедру в 1963–90 Т. Э. Цытович, автор трудов о классическом музыкальном наследии XVIII века, осуществляя руководство педагогическим коллективом, придерживалась концепции сочетания и взаимодействия разных направлений и школ в педагогической работе коллег и в организации науки.
По её инициативе на кафедре введены новые направления в преподавании и в научных исследованиях: музыкальной американистика и историческая медиевистика, а также изучение музыкальных культур Азии и Африки. На основе развития последнего из названных направлений в 1980-е годы был создан сначала Кабинет внеевропейских музыкальных культур при кафедре, а в 1990 и самостоятельная специализированная кафедра музыкальных культур мира, которую возглавил Дж. К. Михайлов (среди его учеников, коллег и последователей — известные специалисты в этой новой области Е. В. Васильченко, М. В. Есипова, М. В. Каратыгина, В. Н. Юнусова).
Профессору Цытович удалось стимулировать у своих учеников (среди них Ю. С. Бочаров, Е. И. Коляда, М. А. Сапонов) интерес к наименее исследованным ранее темам, многие из которых используются ныне в специализированном курсе истории музыки. Это ренессансная песня, жанры эпохи Барокко (увертюра и др.), культура Латинской Америки, музыка европейского Средневековья как менестрельная культура. На кафедре в период работы Цытович достигли своего творческого расцвета ученики Грубера и Фермана: И. В. Нестьев, специалист по музыкальной культуре XX века (автор монографий о Б. Бартоке, С. С. Прокофьеве, Х. Эйслере); Г. В. Крауклис (автор монографий о программной музыке эпохи романтизма); Н. С. Николаева (автор трудов о творчестве П. И. Чайковского, Л. ван Бетховена, Р. Вагнера), создавшая школу педагогов и ученых. Представителями школы Николаевой являются нынешние педагоги кафедры: Е. М. Царёва (автор первой русской монографии о Й. Брамсе), создавшая свою школу многочисленных учеников и последователей, работающих в различных уч. заведениях России; педагог, организатор (декан факультета) и музыкальный деятель И. В. Коженова (автор работ об оперной классике, о музыке Финляндии и т.д.); к той же школе принадлежат и специалисты по музыкальной славистике Н. А. Гаврилова (автор монографий о Б. Мартину и о сакральных жанрах современности, работ по музыкальной богемистике, а также редактор и соавтор коллективного учебника «Музыка ХХ века») и Е. И. Гордина, единственный в стране специалист по музыкальной балканистике, автор монографии и статей о музыке Сербии, Хорватии, Словении. Заметный след в педагогической и научной жизни кафедры оставили рано ушедшие из жизни В. Г. Гамрат-Курек (автор статей о чешской музыке и творчестве Вагнера) и В. П. Варунц (составитель сборников писем, публицистических и биографических материалов И. Ф. Стравинского и Прокофьева).
Ныне коллеги и последователи Грубера, Николаевой, Цытович, Нестьева продолжают традиции, открывают новые возможности вузовской науки и методов преподавания. Все педагоги кафедры — обладатели ученых степеней и званий, широко известные специалисты, музыкальные деятели, просветители, авторы монографий, составители сборников материалов и статей. Среди них Л. М. Кокорева — автор книг и статей о творчестве Д. Мийо, К. Дебюсси, о современной польской музыке, и т.д. Международную известность получили труды Л. В. Кириллиной о классическом стиле в музыке XVIII века, её монографии о Бетховене, о реформаторских операх Глюка, об ораториях Генделя, а также переводы писем Бетховена с научными комментариями. К важнейшим коллективным трудам кафедры относятся учебники по истории музыки для специальных курсов, новейшие учебники по музыке XX века, десятки других учебных пособий. Среди авторов — разносторонний специалист кафедры К. В. Зенкин, разрабатывающий проблемы философии музыки и музыкальной эстетики, истории культуры и взаимодействия искусств на материале разных эпох — от раннего романтизма до неоавангарда и постмодернизма. Сферу культур Азии, Африки и Америки, методологию их изучения и преподавания разрабатывают В. Н. Юнусова (член Международного Совета по традиционной музыке, ICTM, при ЮНЕСКО, автор монографии о музыке ислама), С. Ю. Сигида (известная американистка, автор монографии о становлении национальной музыкальной идентичности в культуре США) и И. А. Кряжева — автор монографии о М. де Фалья и составитель академического издания оперы «Редкая вещь» В. Мартина-и-Солера (1754–1806), друга Моцарта и первого руководителя русской оперной труппы в Санкт–Петербурге. Углубленная, индивидуальная методика преподавания характерна для А. А. Филиппова (секретарь кафедры) и А. В. Булычёвой, опубликовавшей две монографии о музыке французского барокко и первые издания уртекста произведений А. П. Бородина — оперы «Князь Игорь» и Второй симфонии. С. Г. Мураталиева, специалист по европейской музыке XVIII века, соавтор и составитель сборника «Карл Ф. Э. Бах. К 300-летию» сочетает педагогическую работу с организационной (секретарь Учёного совета консерватории, заместитель декана историко–теоретического факультета). Музыкальный критик, журналист и просветитель Е. Д. Кривицкая, автор нескольких монографий о французской музыке (в том числе органной) сочетает преподавание с органным исполнительством. Разносторонний учёный, и просветитель Р. А. Насонов исследует историю жанра оратории в контексте эпохи барокко, но показал себя экспертом во всех сферах истории и философии музыки, создав свою школу: к 2016 году этот яркий педагог выпустил свыше 30 учеников. Из педагогов молодого поколения выделяется Е. В. Ровенко, занимающаяся междисциплинарными исследованиями, автор монографии о специфике художественного мышления во Франции на рубеже XIX–XX веков.
Научным руководителем диссертаций Насонова и Кряжевой был один из крупнейших отечественных музыковедов, и.о. зав. кафедрой М. А. Сапонов. Среди его трудов — монографии об истории импровизации в европейской музыке, о менестрельной культуре Европы, о произведениях И. С. Баха, перевод и научная публикация русских дневников, писем и мемуаров Р. Шумана, Л. Шпора, Р. Вагнера, статей, либретто и манифестов Ж. Кокто, и др. По его инициативе при кафедре в 2011 был создан научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания.
На 2017 год в штате кафедры — только специалисты, имеющие ученую степень. Все педагоги кафедры — участники международных научных колнференций и других форумов в России и за рубежом.
Всероссийская научная конференция «Методология исторического музыкознания»
Заявки на участие в конференции принимаются до 31 августа 2024 года.
1 октября 2024 - 2 октября 2024Радиопрограмма к 100-летию Кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории
«Студия новой музыки» и Фёдор Софронов совместно с Радио Культура подготовили программу о европейском музыкальном авангарде ХХ века.
11 марта 2024 - 22 марта 2024Скончалась профессор Наталия Александровна Гаврилова
Гражданская панихида состоится 25 ноября (пятница) в 11:00 в фойе Большого зала консерватории; в 13:00 пройдёт отпевание в Храме Вознесения Господня (Малое Вознесение).
18 ноября 2022Открытое заседание кафедры истории зарубежной музыки
Начало в 16.00
15 сентября 2020, Конференц-зал консерваторииПрезентация книги: Аниций Манлий Северин Боэций «Основы музыки»
Всем желающим посетить презентацию необходимо сообщить об этом не позднее 12:00 18 октября 2019 г. по адресу nauka@mosconsv.ru. Для прохода в корпуса в соответствии со списками необходимо иметь при себе паспорт.
Начало в 16.00
21 октября 2019, Конференц-зал консерватории«Практика аутентичной интерпретации раннехристианских антифонов и древнерусских песнопений»
Мастер-класс Егора Резникова (для продолжающих). Начало в 18.00
Для оформления пропуска на вход в здания консерватории участникам мастер-класса необходимо прислать заявки («Мастер-класс Е. Д. Резникова», указав фамилию, имя и отчество) не позднее 10 октября 2019 по адресу: summacarminis@gmail.com
Заявки на мастер-клас в октябре 2019 года принимаются только от прошедших такой курс в прошлые годы. Мастер-класс для начинающих в текущем году не планируется.
VIII Международная научная конференция «Музыка народов мира»
11 и 12 октября 2019 года состоится VIII Международная научная конференция «Музыка народов мира. Проблемы изучения: сохранение культурного наследия (к 150-летию со дня рождения А. В. Затаевича)»
11 октября 2019 - 12 октября 2019Поздравляем с присвоением ученого звания Н.В. Аверину, Ю.В. Алисову, А.В. Булычеву, Е.В. Ровенко, Л.А. Мовчан
Поздравляем с присвоением в соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 478/нк от 29.05.2019 года ученого звания профессора Аверину Надежду Владимировну (кафедра хорового дирижирования), Алисову Юлию Васильевну (кафедра хорового дирижирования); доцента Булычеву Анну Валентпновну (кафедра истории зарубежной музыки), Мовчан Ларису Анатольевну (кафедра хорового дирижирования), Ровено Елену Владимировну (кафедра истории зарубежной музыки).
29 мая 2019VII международная междисциплинарная научная конференция «Музыка — Философия — Культура»
Конференция «Музыка — Философия — Культура» состоится на базе Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Библиотеки истории русской философии «Дом А. Ф. Лосева».
Запланирована работа секции для докладов студентов, аспирантов и ассистентов-стажёров.
1 апреля 2019 - 2 апреля 2019Мастер-класс Е.Резникова (раннехристианское пение)
Мастер-класс профессора Парижского университета Е. Резникова (раннехристианское пение)
23 апреля 2018Кряжева, И. А. Новое музыкальное Возрождение в Испании. Ф. Педрель. И. Альбенис. Э. Гранадос
Москва, 2024Мануэль де Фалья и испанская музыка первой половины ХХ столетия
Москва, 2024«Дорогая Тамара Эрастовна…»: Памяти профессора Т. Э. Цытович
Москва, 2020Моцарт в пространстве и времени
Москва, 2019Театральное призвание Георга Фридриха Генделя
Москва, 2019Учебная программа дисциплины «История кино»
Москва, 2019Французская музыка первой половины XVIII века
Москва, 2018Памяти Н. С. Николаевой: Cборник статей, воспоминаний, материалов. Вып. 2
Москва, 2018Рекомендации к написанию курсовой работы по истории зарубежной музыки
Москва, 2018Музыка народов мира: проблемы изучения. Вып. 2
Москва, 2017Монтеверди. Мантуанские шедевры
Москва, 2017Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рождения
Москва, 2017И. С. Бах и музыкальная практика немецкого барокко
Москва, 2016Себастьян Бах: Хоралы Святому Духу (Лейпцигская органная рукопись)
Москва, 2015Закадровое искусство: История и теория киномузыки: сб. статей
Москва, 2014Мануэль де Фалья. Время, жизнь, творчество
Москва, 2013Голос человеческий: к столетию со дня рождения Валентины Джозефовны Конен (1909–1991)
Москва, 2011История зарубежной музыки. ХХ век : Хрестоматия
Москва, 2010Памяти Романа Ильича Грубера: Статьи. Исследования. Воспоминания
Москва, 2008Людвиг ван Бетховен: рукописные и ранние печатные источники: каталог
Москва, 2008К. Дебюсси. От «Пеллеаса» к «Прелюдиям». М. де Фалья - творческое становление
Москва, 2008Музыка и проповедь: К интерпретации наследия И. С. Баха
Москва, 2006Музыка Австрии и Германии XIX века. Книга 3
Москва, 2003К проблеме национального в музыке ХХ века; Жан Кокто о национальном направлении
Москва, 2003Петух и Арлекин. Либретто. Воспоминания. Статьи о музыке и театре
Москва, 2000Parade: Документы и комментарии
Москва, 1999Богуслав Мартину. К 100-летию со дня рождения
Москва, 1992Проблемы романтической музыки ХIХ века. Сборник научных трудов
Москва, 1992Проблемы музыкального искусства немецкоязычных стран. Сборник научных трудов
Москва, 1990Проблемы драматургии в классическом наследии XVIII–ХIХ веков. Сборник научных трудов
Москва, 1989