Мануэль де Фалья и испанская музыка первой половины ХХ столетия


  • Автор: И. А. Кряжева
  • Рецензент: Н. И. Тарасевич, доктор искусствоведения, профессор; М. С. Высоцкая, доктор искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 50 экз.
  • К-во страниц: 80
  • ISBN: 978-5-89598-485-7 (в обл.)

В учебном пособии рассматривается творческая эволюция классика испанской музыки первой половины ХХ века — Мануэля де Фальи. Его путь представлен в последовательном развитии от ранних произведений, связанных с позднеромантическими тенденциями, к зрелым сочинениям, созданным под влиянием неофольклоризма и неоклассицизма. Здесь также дается общий обзор творчества композиторов более молодого поколения, которые в целом опирались на достижения Фальи.

Пособие адресовано студентам высших музыкальных учебных заведений —музыковедам, композиторам и исполнителям.

От автора 4

I. Мануэль де Фалья (1876–1946)

ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ

Начало 5

Период творческой зрелости 7

ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

В русле позднего романтизма и импрессионизма 12

Претворение идей неофольклоризма. Новая трактовка национальной идентичности 34

Неоклассические тенденции в сочинениях 1920‑х годов 47

II. Испанская музыка в 1930–1950-е годы. Национальное направление

Хоакин Турина (1882–1949) 67

Федерико Момпу (1893–1987) 72

Поколение 1927 года. Хоакин Родриго (1901–1999) 73

Приложение Рекомендуемая литература 79

Творчество Мануэля де Фальи вписывается в исторические рамки Нового музыкального Возрождения, но одновременно и выходит за них в силу масштаба личности композитора и значимости его творческих открытий. Поэтому данное учебное пособие нацелено на то, чтобы подчеркнуть самостоятельность и в каком‑то смысле обособленность классика испанской музыки ХХ века, раскрыть индивидуальность его творческой позиции и вместе с тем включенность в европейский художественный процесс.

Бóльшую часть пособия занимает биография и характеристика стилевой эволюции композитора — от ранних произведений, созданных в русле позднеромантических традиций, к неофольклоризму второй половины 1910‑х и неоклассицизму 1920–1930‑х годов. Особое внимание уделяется обширным творческим контактам Фальи, в том числе с русскими деятелями культуры — Сергеем Дягилевым, Игорем Стравинским, Леонидом Мясиным, Наталией Гончаровой. Анализ произведений Фальи осуществляется в свете определенных стилевых тенденций и направлен как на выявление национальных черт, претворяющих фольклорные или исторические источники, связанные с музыкальным наследием испанского Ренессанса и барокко, так и на обнаружение абсолютно современного типа ладовых, гармонических, ритмических средств. Таким образом, исторический подход дает возможность не только понять характер творческой эволюции композитора, но и представить развитие испанской музыки этого периода в европейском контексте, осознать характер глубоких преобразований, затронувших все сферы культурной жизни страны.

В завершающей части пособия кратко рассматриваются стилевые направления и наиболее яркие фигуры, появившиеся в испанской музыке в 1930–1940-е годы (Хоакин Турина, Федерико Момпу, Хоакин Родриго).

Учебное пособие предназначено для студентов музыковедческих, композиторских и исполнительских факультетов высших музыкальных учебных заведений и может быть использовано в курсе истории зарубежной музыки.