Кокорева
Людмила Михайловна

  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Кокорева<br /> Людмила Михайловна

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2010)
Указ Президента РФ от 6 декабря 2010 г. «О награждении государственными наградами Российской Федерации»

Член Союза композиторов Российской Федерации
Медаль им. М. Глинки Европейской Лиги Содружеств Российской Федерации «За вклад в развитие музыкального искусства» (12 октября 2015 г.)
Почётная грамота Управления культуры и архивного дела Тамбовской области: «За вклад в дело создания, становления и развития музея–усадьбы С. В. Рахманинова “Ивановка”». (2007 г.)


Родилась в городе Харькове (Украина). В 1956 году окончила с золотой медалью фортепианное отделение Киевской Центральной музыкальной школы–десятилетки при консерватории им. Лысенко (класс Д. Р. Юделевича).

Продолжила обучение в Московской консерватории на теоретико–композиторском факультете. Профессора: В. А. Цуккерман, Л. А. Мазель, Р. И. Грубер,  Т. Э. Цытович, Н. С. Николаева, И. В. Нестьев, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш. В. В. Протопопов, Ю. А. Фортунатов, И. А. Барсова. Дипломную работу («Прелюдии Скрябина») выполнила под руководством В.А.Цуккермана. Факультативно занималась на фортепианном факультете в классе И. Р. Клячко. В 1962 г. окончила Московскую консерваторию как музыковед-теоретик.

В 1960-е годы активно сотрудничала как внештатный автор с Всесоюзным Радио, подготовила и провела более 30 радиопередач на самые разнообразные темы о музыке русской и западноевропейской.

Аспирантские годы (1967-1970 гг.) посвятила изучению современной французской музыки. Кандидатская диссертация защищена по теме «Оперно-ораториальное творчество Дариуса Мийо» (руководитель – И. В. Нестьев, Московская консерватория, 1973 г.).

В 1986 г. опубликовала первую (и единственную пока) в России монографию о творчестве французского композитора (Дариус Мийо. Жизнь и творчество. М.,  1986 г.), которая стала докторской диссертацией (защищена в Московской консерватории в 1990 г.)  

С начала 1990-х годов Л. М. Кокорева  приобретает известность за рубежом. Стипендиат правительства Франции и стажировка в Парижской национальной консерватории музыки и танца (1992 г.). Выступления на международных конференциях в парижском университете Сорбонна: «100 лет Дариусу Мийо и Артуру Онеггеру» с темой  «Дариус Мийо в сознании русских» (1992 г.); К 100-летию со дня рождения Александра Тансманна (Hommage à Alexandre Tansmann) с темой «А. Тансманн о И.Стравинском» (1997).

В 1994 году выступление на конференции в Парижской консерватории в рамках «Недели русской музыки»: «Молодые композиторы Москвы: А. Раскатов, М. Коллонтай, С. Жуков, В. Тарнопольский, В. Екимовский», а также с этой же темой — в Сорбонне (1994). В 1995 г. лекция в Сорбонне о современных русских композиторах московской школы посвящена была творчеству Н. Сидельникова, Н. Каретникова, Т Сергеевой, А. Вустина, О. Раевой.

В 1995 году Л. М. Кокорева стала стипендиаткой фонда Захера (Базель), где работала с архивами В. Лютославского. Стажировка завершилась выступлением на конференции с темой «Слово и музыка в вокальных сочинениях В. Лютославского».

Последующие стажировки в Парижской  Национальной библиотеке и в Парижской консерватории (в рамках обмена между двумя консерваториями Парижа и Москвы) состоялись в 1996, 1997, 1999,  2001, 2002, 2004, 2006 и направлены они были на изучение современной французской музыки.

В 2001 год — стажировка в парижском центре международных связей Эжид (Egide, Сentre française pour laccueil internationeaux) как стипендиат Правительства Франции (при содействии Посольства Франции в Москве и при поддержке Парижской национальной консерватории) для работы над монографией «Клод Дебюсси».

В 2011 году в Парижской консерватории по приглашению ректората состоялась презентация монографии «Клод Дебюсси».

Просветительская деятельность — разнообразна: выступает в музыкальных программах по Радио (радиостанция «Орфей»), на телевидении (телеканал Культура).  В 1993 году при содействии Посольства Франции в Москве организовала фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения Дариуса Мийо. Проводит концерты–лекции в Музее–усадьбе Сергея Рахманинова «Ивановка», в которых участвуют её ученики — студенты и аспиранты МГК. Ежегодно с 2008 года организует  Музыкальный фестиваль под названием «Шаги на снегу» в Библиотеке искусства А. П. Боголюбова. В концертах фестиваля принимают участие студенты и аспиранты Московской консерватории.

Научно-педагогическая работа в высшем учебном заведении — 50 лет.

Обмен опытом с Парижской национальной консерваторией имел место также в 2014,  в 2015, в 2016 гг. В 2016 году состоялась презентация книги: «Дариус Мийо. Беседы с Клодом Ростаном» (перевод, комментарии, вступительная и заключительная статьи Л. Кокоревой) в Департаменте истории, анализа, и эстетики музыки (Département de musicologie).

Фестиваль «Шаги на снегу» открывает или закрывает сольный концерт Л.М. Кокоревой. Последние концерты состоялись в 2014, 2015, 2016 , 2017 годах.
Февраль-март 2017 года  — юбилейный Десятый фестиваль  «Шаги на снегу». Шесть концертов.

Педагогическая деятельность

1962 – 1970 – преподаватель теоретических дисциплин  в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова (сольфеджио, гармония, анализ). С 2002 года – преподаватель теоретических дисциплин (сольфеджио, анализ) в Московском гос. колледже музыкального исполнительства им. Шопена.

С 1970 г. – преподаватель, с 1973 г. доцент, с 1992 г. – профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. С 1970 г. вела общие курсы по истории зарубежной музыки на фортепианном, струнном, вокальном, дирижерско-хоровом и композиторском факультетах.

С 1978 – ведет (помимо общих курсов)  спецкурс у музыковедов: зарубежная музыка ХХ века. В индивидуальном классе – руководство курсовыми, дипломными и диссертационными исследованиями.

Ученики

Ее курс посещали ныне известные композиторы: Ю. Воронцов,  Ю Гаспаров, С. Жуков, А. Раскатов, В. Тарнопольский, М. Ермолаев-Коллонтай, А. Головин, Е.Фирсова, Д. Смирнов и др.; исполнители: М. Плетнев, Ю. Башмет, И. Дронов, А. Руденко, Д.Маликов и мн. другие (всего – не менее 1000 студентов прослушали ее курс). Аспиранты-исполнители, написавшие под ее руководством свои рефераты:

  • М. Амара. Из истории советской фортепианной школы (исполнительские стили: Рихтер, Гилельс, Оборин, Флиер, Гинзбург).
  • А.Гамалей:  Фортепианная музыка Шуберта в эволюции  художественного мышления исполнителей.
  • И. Дубовик. Мессиан и проблемы исполнения фортепианной музыки композитора.
  • Духан Людмила. Фортепианные концерты Брамса и их интерпретация пианистами ХХ в.
  • А.Куликов. Жанр фортепианной фантазии в музыке XIX века.
  • А.Е.Куликов. Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки.
  • С.Нормания.  Фортепианные концерты Листа  (Сравнительная характеристика интерпретаций   Гилельса, Рихтера, Плетнева).
  • А.Коробейников. О символизме поэтическом и музыкальном (на материале поэзии Э. По и музыки С. В. Рахманинова).
  • Нг Шинг Чунг. Роль фортепиано в  камерно-инструментальном и оркестровом Ю
  • Ю.Казанцева. Об эволюции фортепианного стиля Арнольда Шёнберга.
  • И.Леханов. Фортепианные пьесы И. Брамса  в аспекте эволюции стиля.
  • Г.Чаидзе. Жанр фортепианной сонаты в творчестве композиторов первой половины   XX века (Барток, Стравинский , Хиндемит).
  • С.Христенко. Ранние фортепианные концерты Белы Бартока и проблемы их интерпретации.

Под руководством Л.М.Кокоревой выполнены дипломные работы:

  • А. Барановой. Слово и музыка в оратории А. Онеггера "Жанна д`Арк на костре.
  • А. Опариным. Фортепианное творчество Оливье Мессиана.
  • А. Вавилкиной. Малые циклы – Прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги в органном творчестве Баха.
  • Е. Кривицкой.  Из истории французской органной музыки.
  • С. Щуковой. Три балета Клода Дебюсси.
  • П. Добрышкиной. Инструментальные концерты в творчестве А. Жоливе.
  • В. Мелехиной. «Слово и музыка в оратории Онеггера-Клоделя  Жанна д’Арк на костре» ( 2014 )

 Защищены  диссертации:

  • Е. Кривицкой. Кандидатская диссертация. Пути формирования французской органной композиторской школы. Докторская диссертация. История французской органной музыки.
  • А. Чернышовым. Джаз и музыка европейской академической традиции.
  • О. Тутовой. Михаил Коллонтай. Портрет музыканта.
  • Е. Коноревой. Музыка Клода Дебюсси в интерпретации французских дирижеров
  • Ю. Казанцевой. Фортепианные пьесы А. Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации. (2015)
  • А. Куликовым. Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки (2015)

Выполнены и защищены квалификационные работы:

  • М. Турпановым. Фортепианное творчество Оливье Мессиана в зеркале исполнительских стилей ХХ века (2014)
  • П. Борисовой. Концерт для скрипки с оркестром Бетховена (в историческом контексте классического западноевропейского инструментального концерта (2014)
  • А. Аскаровой. Файке Асма. Портрет органиста (2014)
  • П. Куликовой. Клавирные концерты Баха-Вивальди и их интерпретация современными пианистами» (2016)
  • Д. Кирилловым. Элисо Вирсаладзе в классе и на концертной сцене (2016)
  • Е. Жемайтис. Процесс работы музыканта над произведением и актера над ролью  (Анализ и сравнение) (2016)
  • Т. Дороховой. Фортепианные сюиты Дебюсси в интерпретации пианистов (2016)

 Научные труды. Издания. Публикации:

Опубликовано более 170 (вместо 130) научных работ.

Главная область научных интересов Л.Кокоревой – современная музыка. Опубликовано более 130 работ в центральной прессе на русском французском и английском языках, включающие семь монографий, статьи, главы в учебниках, хрестоматиях. Круг научных интересов – широк: это не только история современной зарубежной  музыки (хотя специализируется она именно в этой области, более половины работ посвящены современной французской музыке), но также и русская современная музыка, исполнительское, фортепианное, дирижерское  искусство, педагогика.

Конференции:

  • Parole/musique dans l’oeuvre vocale W.Lutoslawski Публичный доклад в Фонде Пауля Захера в Базеле, прочитанный, 20 марта 1995.
  • «Музыка французских  композиторов в период Народного фронта. Доклад на международной конференции. «ХХ век. Музыка войны и мира». МГК, Апрель 2015
  •  Конференция. Сати и его время. Доклад: «Страницы дружбы Мийо-Сати». Мемориальный музей Скрябина.9  Апреля 2016.
  • Международная научная конференция: «МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ 2016» Доклад: Эрик Сати - Дариус Мийо. РАМ имени Гнесиных. Октябрь 2016.

Кандидатская диссертация.  

Черты оперно-ораториального творчества  Мийо. МГК, 1973

Докторская диссертация .

 «Дариус Мийо. Жизнь и творчество. МГК, 1990

Монографии

  • Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М., 1986
  • Музыкальная культура Польши ХХ века: Кароль Шимановский, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий. Очерки. М., 1997
  • Дариус Мийо. Моя счастливая жизнь (перевод, вступительная статья, комментарии Л. Кокоревой). М., 1999
  • Михаил Плетнев. М.,  2003. Второе издание – исправленное и дополненное – 2005
  •  Михаил Плетнев.  В серии: Мастера исполнительского искусства. М., 2007. Второе издание – исправленное и дополненное – 2011
  • К.Дебюсси. От «Пеллеаса»  к Прелюдиям. И.Кряжева. М.де Фалья – творческое становление.  М., 2008
  • Клод Дебюсси. М. 2010

Главы в учебниках

  • Камерно инструментальная музыка И. Брамса // Музыка Австрии и Германии. Книга вторая. М., 1990
  • Франция. Творчество Оливье Мессиана и  Пьера Булеза // История зарубежной музыки. ХХ век.. М., 2005
  • Польша. Творчество Кароля Шимановского, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого // История зарубежной музыки. ХХ век.  М., 2005
  • Франция. Творчество Оливье Мессиана и  Пьера Булеза. История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия. М., 2010
  • Польша. Творчество Кароля Шимановского, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого // История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия. М., 2010

Статьи:

  •  l’estétique musicale de D.Milhaud INTEMPORE, Paris, 1995 №14,16
  •  Клод Дебюсси . Взгляд из XXI века. Статья в буклет, посвященном 150-летию со дня рождения Дебюсси. Изд отдел МГК (2012).
  • « Под знаком Михаила Плетнева». Муз. академия, №4, 2013
  • Для искусства нет границ (Российский и  украинский фестиваль Сергея Рахманинова. Муз. жизнь, №№3-4, 2014
  •  д’Арк на костре (поэма Клоделя, музыка Онеггера). Муз. академия № 4,  2014
  • Аннотация к CD. Konstantin Lapshin, piano. Concert enregistré à la Salle Cortot le 29
  • mars 2015 à Paris.
  • Рояль был весь раскрыт. Пианисты на XV конкурсе имени П.И. Чайковского. Газета  ЗАВТРА. Июль 2015, № 27 (1128).
  • После конкурса… старт взят… Концерт Л. Дебарга в БЗК. Муз.жизнь №4
  • Взгляд из зала. На XV конкурсе имени Чайковского. Муз.жизнь №7-8, 2015
  • Неизвестные страницы дружбы. Э. Сати –Д.Мийо.  «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» №4,  2016
  • Послание Михаила Плетнева. Муз.жизнь. №№ 7-8, 2016
  • De profundis (Михаил Плетнев за роялем... Открывает VIII Большой фестиваль РНО) Журнал Piano Forum №3 (27), 2016


Книга:
Мийо. Беседы с Клодом Ростаном (Л.Кокорева. Перевод книги. Комментарии, вступительная статья,  Приложение). Изд.  Композитор. М.,  2016

Выступление на радиостанции Орфей. «Плетнев–пианист вернулся!» 11 апреля 2013 г.

Повышение квалификации. 2016 г. (06/06-15/06). 72 ч. ФГБОУ ВО Московская государственная консерватория. «Актуальные проблемы современного музыкального искусства». Лектор. Т.Цареградская. Удостоверение № 770400062810. Регистрационный № 488.

Доктор искусствоведения
Профессор

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Куликов Александр


Концертмейстер

Конорева Елена

Кандидат искусствоведения

Кандидат искусствоведения

Тутова Олеся

Кандидат искусствоведения