Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2010)
Указ Президента РФ от 6 декабря 2010 г. «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
Член Союза композиторов Российской Федерации
Медаль им. М. Глинки Европейской Лиги Содружеств Российской Федерации «За вклад в развитие музыкального искусства» (12 октября 2015 г.)
Почётная грамота Управления культуры и архивного дела Тамбовской области: «За вклад в дело создания, становления и развития музея–усадьбы С. В. Рахманинова “Ивановка”». (2007 г.)
Родилась в городе Харькове (Украина). В 1956 году окончила с золотой медалью фортепианное отделение Киевской Центральной музыкальной школы–десятилетки при консерватории им. Лысенко (класс Д. Р. Юделевича).
Продолжила обучение в Московской консерватории на теоретико–композиторском факультете. Профессора: В. А. Цуккерман, Л. А. Мазель, Р. И. Грубер, Т. Э. Цытович, Н. С. Николаева, И. В. Нестьев, А. И. Кандинский, Ю. В. Келдыш. В. В. Протопопов, Ю. А. Фортунатов, И. А. Барсова. Дипломную работу («Прелюдии Скрябина») выполнила под руководством В.А.Цуккермана. Факультативно занималась на фортепианном факультете в классе И. Р. Клячко. В 1962 г. окончила Московскую консерваторию как музыковед-теоретик.
В 1960-е годы активно сотрудничала как внештатный автор с Всесоюзным Радио, подготовила и провела более 30 радиопередач на самые разнообразные темы о музыке русской и западноевропейской.
Аспирантские годы (1967-1970 гг.) посвятила изучению современной французской музыки. Кандидатская диссертация защищена по теме «Оперно-ораториальное творчество Дариуса Мийо» (руководитель – И. В. Нестьев, Московская консерватория, 1973 г.).
В 1986 г. опубликовала первую (и единственную пока) в России монографию о творчестве французского композитора (Дариус Мийо. Жизнь и творчество. М., 1986 г.), которая стала докторской диссертацией (защищена в Московской консерватории в 1990 г.)
С начала 1990-х годов Л. М. Кокорева приобретает известность за рубежом. Стипендиат правительства Франции и стажировка в Парижской национальной консерватории музыки и танца (1992 г.). Выступления на международных конференциях в парижском университете Сорбонна: «100 лет Дариусу Мийо и Артуру Онеггеру» с темой «Дариус Мийо в сознании русских» (1992 г.); К 100-летию со дня рождения Александра Тансманна (Hommage à Alexandre Tansmann) с темой «А. Тансманн о И.Стравинском» (1997).
В 1994 году выступление на конференции в Парижской консерватории в рамках «Недели русской музыки»: «Молодые композиторы Москвы: А. Раскатов, М. Коллонтай, С. Жуков, В. Тарнопольский, В. Екимовский», а также с этой же темой — в Сорбонне (1994). В 1995 г. лекция в Сорбонне о современных русских композиторах московской школы посвящена была творчеству Н. Сидельникова, Н. Каретникова, Т Сергеевой, А. Вустина, О. Раевой.
В 1995 году Л. М. Кокорева стала стипендиаткой фонда Захера (Базель), где работала с архивами В. Лютославского. Стажировка завершилась выступлением на конференции с темой «Слово и музыка в вокальных сочинениях В. Лютославского».
Последующие стажировки в Парижской Национальной библиотеке и в Парижской консерватории (в рамках обмена между двумя консерваториями Парижа и Москвы) состоялись в 1996, 1997, 1999, 2001, 2002, 2004, 2006 и направлены они были на изучение современной французской музыки.
В 2001 год — стажировка в парижском центре международных связей Эжид (Egide, Сentre française pour l’accueil internationeaux) как стипендиат Правительства Франции (при содействии Посольства Франции в Москве и при поддержке Парижской национальной консерватории) для работы над монографией «Клод Дебюсси».
В 2011 году в Парижской консерватории по приглашению ректората состоялась презентация монографии «Клод Дебюсси».
Просветительская деятельность — разнообразна: выступает в музыкальных программах по Радио (радиостанция «Орфей»), на телевидении (телеканал Культура). В 1993 году при содействии Посольства Франции в Москве организовала фестиваль, посвящённый 100-летию со дня рождения Дариуса Мийо. Проводит концерты–лекции в Музее–усадьбе Сергея Рахманинова «Ивановка», в которых участвуют её ученики — студенты и аспиранты МГК. Ежегодно с 2008 года организует Музыкальный фестиваль под названием «Шаги на снегу» в Библиотеке искусства А. П. Боголюбова. В концертах фестиваля принимают участие студенты и аспиранты Московской консерватории.
Научно-педагогическая работа в высшем учебном заведении — 50 лет.
Обмен опытом с Парижской национальной консерваторией имел место также в 2014, в 2015, в 2016 гг. В 2016 году состоялась презентация книги: «Дариус Мийо. Беседы с Клодом Ростаном» (перевод, комментарии, вступительная и заключительная статьи Л. Кокоревой) в Департаменте истории, анализа, и эстетики музыки (Département de musicologie).
Фестиваль «Шаги на снегу» открывает или закрывает сольный концерт Л.М. Кокоревой. Последние концерты состоялись в 2014, 2015, 2016 , 2017 годах.
Февраль-март 2017 года — юбилейный Десятый фестиваль «Шаги на снегу». Шесть концертов.
Педагогическая деятельность
1962 – 1970 – преподаватель теоретических дисциплин в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова (сольфеджио, гармония, анализ). С 2002 года – преподаватель теоретических дисциплин (сольфеджио, анализ) в Московском гос. колледже музыкального исполнительства им. Шопена.
С 1970 г. – преподаватель, с 1973 г. доцент, с 1992 г. – профессор кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории. С 1970 г. вела общие курсы по истории зарубежной музыки на фортепианном, струнном, вокальном, дирижерско-хоровом и композиторском факультетах.
С 1978 – ведет (помимо общих курсов) спецкурс у музыковедов: зарубежная музыка ХХ века. В индивидуальном классе – руководство курсовыми, дипломными и диссертационными исследованиями.
Ученики
Ее курс посещали ныне известные композиторы: Ю. Воронцов, Ю Гаспаров, С. Жуков, А. Раскатов, В. Тарнопольский, М. Ермолаев-Коллонтай, А. Головин, Е.Фирсова, Д. Смирнов и др.; исполнители: М. Плетнев, Ю. Башмет, И. Дронов, А. Руденко, Д.Маликов и мн. другие (всего – не менее 1000 студентов прослушали ее курс). Аспиранты-исполнители, написавшие под ее руководством свои рефераты:
- М. Амара. Из истории советской фортепианной школы (исполнительские стили: Рихтер, Гилельс, Оборин, Флиер, Гинзбург).
- А.Гамалей: Фортепианная музыка Шуберта в эволюции художественного мышления исполнителей.
- И. Дубовик. Мессиан и проблемы исполнения фортепианной музыки композитора.
- Духан Людмила. Фортепианные концерты Брамса и их интерпретация пианистами ХХ в.
- А.Куликов. Жанр фортепианной фантазии в музыке XIX века.
- А.Е.Куликов. Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки.
- С.Нормания. Фортепианные концерты Листа (Сравнительная характеристика интерпретаций Гилельса, Рихтера, Плетнева).
- А.Коробейников. О символизме поэтическом и музыкальном (на материале поэзии Э. По и музыки С. В. Рахманинова).
- Нг Шинг Чунг. Роль фортепиано в камерно-инструментальном и оркестровом Ю
- Ю.Казанцева. Об эволюции фортепианного стиля Арнольда Шёнберга.
- И.Леханов. Фортепианные пьесы И. Брамса в аспекте эволюции стиля.
- Г.Чаидзе. Жанр фортепианной сонаты в творчестве композиторов первой половины XX века (Барток, Стравинский , Хиндемит).
- С.Христенко. Ранние фортепианные концерты Белы Бартока и проблемы их интерпретации.
Под руководством Л.М.Кокоревой выполнены дипломные работы:
- А. Барановой. Слово и музыка в оратории А. Онеггера "Жанна д`Арк на костре.
- А. Опариным. Фортепианное творчество Оливье Мессиана.
- А. Вавилкиной. Малые циклы – Прелюдии (фантазии, токкаты) и фуги в органном творчестве Баха.
- Е. Кривицкой. Из истории французской органной музыки.
- С. Щуковой. Три балета Клода Дебюсси.
- П. Добрышкиной. Инструментальные концерты в творчестве А. Жоливе.
- В. Мелехиной. «Слово и музыка в оратории Онеггера-Клоделя Жанна д’Арк на костре» ( 2014 )
Защищены диссертации:
- Е. Кривицкой. Кандидатская диссертация. Пути формирования французской органной композиторской школы. Докторская диссертация. История французской органной музыки.
- А. Чернышовым. Джаз и музыка европейской академической традиции.
- О. Тутовой. Михаил Коллонтай. Портрет музыканта.
- Е. Коноревой. Музыка Клода Дебюсси в интерпретации французских дирижеров.
- Ю. Казанцевой. Фортепианные пьесы А. Шёнберга: эволюция стиля и проблемы интерпретации. (2015)
- А. Куликовым. Фортепианные сонаты Карла Черни и их место в истории музыки (2015)
Выполнены и защищены квалификационные работы:
- М. Турпановым. Фортепианное творчество Оливье Мессиана в зеркале исполнительских стилей ХХ века (2014)
- П. Борисовой. Концерт для скрипки с оркестром Бетховена (в историческом контексте классического западноевропейского инструментального концерта (2014)
- А. Аскаровой. Файке Асма. Портрет органиста (2014)
- П. Куликовой. Клавирные концерты Баха-Вивальди и их интерпретация современными пианистами» (2016)
- Д. Кирилловым. Элисо Вирсаладзе в классе и на концертной сцене (2016)
- Е. Жемайтис. Процесс работы музыканта над произведением и актера над ролью (Анализ и сравнение) (2016)
- Т. Дороховой. Фортепианные сюиты Дебюсси в интерпретации пианистов (2016)
Научные труды. Издания. Публикации:
Опубликовано более 170 (вместо 130) научных работ.
Главная область научных интересов Л.Кокоревой – современная музыка. Опубликовано более 130 работ в центральной прессе на русском французском и английском языках, включающие семь монографий, статьи, главы в учебниках, хрестоматиях. Круг научных интересов – широк: это не только история современной зарубежной музыки (хотя специализируется она именно в этой области, более половины работ посвящены современной французской музыке), но также и русская современная музыка, исполнительское, фортепианное, дирижерское искусство, педагогика.
Конференции:
- Parole/musique dans l’oeuvre vocale W.Lutoslawski Публичный доклад в Фонде Пауля Захера в Базеле, прочитанный, 20 марта 1995.
- «Музыка французских композиторов в период Народного фронта. Доклад на международной конференции. «ХХ век. Музыка войны и мира». МГК, Апрель 2015
- Конференция. Сати и его время. Доклад: «Страницы дружбы Мийо-Сати». Мемориальный музей Скрябина.9 Апреля 2016.
- Международная научная конференция: «МУЗЫКОВЕДЧЕСКИЙ ФОРУМ 2016» Доклад: Эрик Сати - Дариус Мийо. РАМ имени Гнесиных. Октябрь 2016.
Кандидатская диссертация.
Черты оперно-ораториального творчества Мийо. МГК, 1973
Докторская диссертация .
«Дариус Мийо. Жизнь и творчество. МГК, 1990
Монографии
- Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М., 1986
- Музыкальная культура Польши ХХ века: Кароль Шимановский, Витольд Лютославский, Кшиштоф Пендерецкий. Очерки. М., 1997
- Дариус Мийо. Моя счастливая жизнь (перевод, вступительная статья, комментарии Л. Кокоревой). М., 1999
- Михаил Плетнев. М., 2003. Второе издание – исправленное и дополненное – 2005
- Михаил Плетнев. В серии: Мастера исполнительского искусства. М., 2007. Второе издание – исправленное и дополненное – 2011
- К.Дебюсси. От «Пеллеаса» к Прелюдиям. И.Кряжева. М.де Фалья – творческое становление. М., 2008
- Клод Дебюсси. М. 2010
Главы в учебниках
- Камерно инструментальная музыка И. Брамса // Музыка Австрии и Германии. Книга вторая. М., 1990
- Франция. Творчество Оливье Мессиана и Пьера Булеза // История зарубежной музыки. ХХ век.. М., 2005
- Польша. Творчество Кароля Шимановского, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого // История зарубежной музыки. ХХ век. М., 2005
- Франция. Творчество Оливье Мессиана и Пьера Булеза. История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия. М., 2010
- Польша. Творчество Кароля Шимановского, Витольда Лютославского, Кшиштофа Пендерецкого // История зарубежной музыки. ХХ век. Хрестоматия. М., 2010
Статьи:
- l’estétique musicale de D.Milhaud INTEMPORE, Paris, 1995 №14,16
- Клод Дебюсси . Взгляд из XXI века. Статья в буклет, посвященном 150-летию со дня рождения Дебюсси. Изд отдел МГК (2012).
- « Под знаком Михаила Плетнева». Муз. академия, №4, 2013
- Для искусства нет границ (Российский и украинский фестиваль Сергея Рахманинова. Муз. жизнь, №№3-4, 2014
- д’Арк на костре (поэма Клоделя, музыка Онеггера). Муз. академия № 4, 2014
- Аннотация к CD. Konstantin Lapshin, piano. Concert enregistré à la Salle Cortot le 29
- mars 2015 à Paris.
- Рояль был весь раскрыт. Пианисты на XV конкурсе имени П.И. Чайковского. Газета ЗАВТРА. Июль 2015, № 27 (1128).
- После конкурса… старт взят… Концерт Л. Дебарга в БЗК. Муз.жизнь №4
- Взгляд из зала. На XV конкурсе имени Чайковского. Муз.жизнь №7-8, 2015
- Неизвестные страницы дружбы. Э. Сати –Д.Мийо. «Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных» №4, 2016
- Послание Михаила Плетнева. Муз.жизнь. №№ 7-8, 2016
- De profundis (Михаил Плетнев за роялем... Открывает VIII Большой фестиваль РНО) Журнал Piano Forum №3 (27), 2016
Книга:
Мийо. Беседы с Клодом Ростаном (Л.Кокорева. Перевод книги. Комментарии, вступительная статья, Приложение). Изд. Композитор. М., 2016
Выступление на радиостанции Орфей. «Плетнев–пианист вернулся!» 11 апреля 2013 г.
Повышение квалификации. 2016 г. (06/06-15/06). 72 ч. ФГБОУ ВО Московская государственная консерватория. «Актуальные проблемы современного музыкального искусства». Лектор. Т.Цареградская. Удостоверение № 770400062810. Регистрационный № 488.
Куликов Александр Дмитриевич
Концертмейстер
Конорева Елена Владимировна
Кандидат искусствоведения
Тутова Олеся Александровна
Кандидат искусствоведения
Клод Дебюсси
Москва, 2010История зарубежной музыки. ХХ век : Хрестоматия
Москва, 2010К. Дебюсси. От «Пеллеаса» к «Прелюдиям». М. де Фалья - творческое становление
Москва, 2008Михаил Плетнев: творческий портрет
Москва, 2007Михаил Плетнев
Москва, 2005История зарубежной музыки. ХХ век
Москва, 2005Михаил Плетнев
Москва, 2003Дариус Мийо. Моя счастливая жизнь
Москва, 1999Музыкальная культура Польши ХХ века: Шимановский, Лютославский, Пендерецкий. Очерки
Москва, 1997La musique de Milaud dans la conscience des Russes
Paris, 1994Дариус Мийо: Жизнь и творчество
Москва, 1986