Составители:профессор З. Б. Карташёва, профессор М. А. Сапонов, академик Е. Л. Фейнберг
Ответственный редактор профессор М. А. Сапонов
Сборник поcвящен личности выдающегося историка музыкальной культуры В. Дж. Конен (1909–1991). Биографические материалы, избранное эпистолярное наследие, рецензии и размышления современников, а также представителей следующих поколений о ее работах и аналитическом методе воссоздают целостный облик человека, музыканта, ученого в контексте эпохи.
Издание адресовано музыкантам, в том числе педагогам и студентам ВУЗов, а также всем, кто интересуется историей культуры России ХХ века.
От составителей 6
Евгений Фейнберг. Жизнь и судьба ученого 8
Воспоминания о Валентине Джозефовне Конен
Юрий Келдыш. Из воспоминаний 39
Инна Барсова. Жизнь в светлых тонах 42
Лео Мазель. Корифей науки и редкостный человек 47
Борис Манжора. О любимом педагоге 58
Юрий Корев. Академик музыки 63
Сусанна Аматуни. Слово об Учителе 66
Леонид Переверзев. «Джаз — это проблема»: вызов и нескончаемый диалог 74
Михаил Сапонов. О друге 86
Светлана Голыбина. Путь Служения 96
Нина Дроздецкая. Встречи, определяющие жизнь 101
Светлана Калашникова. О Валентине Джозефовне и Евгении Львовиче 105
Гия Канчели. Всего одна встреча 111
Владимир Спиваков. «Я вас любил так искренно…» 113
Избранная переписка
Евгений Фейнберг. О переписке с Ю. В. Виноградовым и Т. Н. Ливановой 117
Письма В. Дж. Конен к Т. Н. Ливановой 119
Письма В. Дж. Конен к Ю. В. Виноградову 147
Письмо В. Дж. Конен к М. И. Гринберг 176
Письмо В. Дж. Конен к М. В. Юдиной 178
Письма В. Дж. Конен к М. А. Сапонову 179
Два письма М. И. Гринберг к В. Дж. Конен 191
Два письма Л. А. Мазеля к В. Дж. Конен 193
О наследии В. Дж. Конен
Начало пути. Учебник
Зинаида Карташёва. Путь к слову, вдохновленному музыкой: о раннем творчестве В. Дж. Конен 199
Даниэль Житомирский. Зарубежная музыка XIX века 204
Людмила Ковнацкая. Апология учебника 208
Американистика и проблемы внеевропейских культур
Павел Пичугин. Пути американской музыки 214
Виолетта Юнусова. Внеевропейские музыкальные культуры в ХХ веке 222
Наталия Янов-Яновская. Cовременность, освещенная историей 234
Михаил Сапонов. Рождение метода 244
Ольга Манулкина. Колумб советского музыкознания 252
Западноевропейская музыка и методология музыкально-исторической науки
Даниэль Житомирский. Книга о Шуберте 271
Рузанна Ширинян. Книга о Шуберте 275
Лео Мазель. История и современность: о новых работах В. Дж. Конен (1969) 277
Сергей Павчинский. Читая книгу о Монтеверди... 288
Павел Пичугин. Слово в защиту исторического музыкознания 294
Михаил Друскин. Заметка о В. Дж. Конен 302
Юзеф Кон, Аркадий Климовицкий. Композитор. Опера. Эпоха 304
Михаил Бутов. О книге В. Дж. Конен «Третий пласт» 313
Михаил Мищенко. Театр и симфония 316
Об авторах 318
Сборник подготовлен к столетию со дня рождения Валентины Джозефовны Конен (29 июля /11 августа 1909 года, Баку — 8 декабря 1991 года, Москва) — выдающегося ученого, историка музыкальной культуры, удивительной личности, мужественного и красивого человека. Ее вклад в русское музыкознание должной официальной оценки не получил: помимо ученой степени доктора искусствоведения она не была удостоена никаких титулов или наград. Но нет такого музыканта-профессионала, который не знал бы ее имени и ее книг.
Ее творческая деятельность удивляет необычной многогранностью. В. Дж. Конен долгое время была единственным в стране специалистом, разрабатывавшим не только «академический» материал, но и сферу массовой культуры, включала в область своего исследования практически все виды и жанры музыки — от оперно-симфонических до джаза. В. Дж. Конен — автор более ста тридцати работ, охватываю-щих все периоды западной музыкальной культуры — от Средневековья до XX века. Ее педагогическая деятельность была не по ее воле приостановлена, но каждый историк музыки не может не считать себя ее учеником. В своих лекциях на радио и публикациях она обращалась ко всем любознательным и образованным людям, а не только к своим коллегам, ведь она обладала редким даром рассказывать о сложных явлениях ясно и ярко. Валентина Джозефовна не отказывала в общении человеку любого возраста и положения, и отсвет ее личности и дружбы согрел и воодушевил каждого, кому выпал такой подарок судьбы. Множество свидетельств тому — в предлагаемом читателю сборнике.
Замысел книги включает не только рассказ о самой Валентине Джозефовне, о ее невероятной судьбе, ее творчестве. Это и портрет эпохи, и облик тех, кто был рядом, ее друзей и недругов, и в некотором смысле — история и современность русской музыкально-исторической науки и музыкальной критики.
Материал для сборника начал собираться после кончины Валентины Джозефовны, и нам выпало «горькое счастье» успеть собрать воспоминания у тех, кого уж нет. Среди предлагаемых материалов есть и уже опубликованные, «разбросанные» по различным изданиям в течение полувека, есть и представленные впервые.
Первый раздел — это жизнеописание Валентины Джозефовны, выполненное другом ее жизни, Евгением Львовичем Фейнбергом, с которым она прожила в счастливом супружестве около шестидесяти лет.
Второй раздел — воспоминания о Валентине Джозефовне и размышления о ее творчестве. Авторы их — ее коллеги и друзья Ю. В. Келдыш, Л. А. Мазель, ее ученики, которые тоже стали друзьями — С. Б. Аматуни, И. А. Барсова, Ю. С. Корев, Б. Г. Манжора, М. А. Сапонов. О Валентине Джозефовне с восхищением вспоминают люди, которым посчастливилось общаться с ней по разным поводам — это инженер и любитель джаза Л. Б. Переверзев, композитор С. Б. Голыбина, музыковеды Н. К. Дроздецкая и С. В. Калашникова, известные музыканты Г. А. Канчели и В. Т. Спиваков.
Воспоминания охватывают период в шестьдесят лет и расположены в хронологическом порядке знакомства авторов с В. Дж. Конен, с начала 1930-х годов. Естественно, в некоторых воспоминаниях речь идет об одних и тех же событиях жизни Валентины Джозефовны, но каждый автор вносит свои подробности, что восполняет картину. Здесь представлены, в основном, материалы, написанные специально для сборника. Ранее были целиком опубликованы только воспоминания С. Б. Аматуни, И. А. Барсовой и Ю. В. Келдыша.
Третий раздел — избранные письма Валентины Джозефовны, из которых ранее публиковалось лишь несколько. Большинство писем адресовано Т. Н. Ливановой, Ю. В. Виноградову и М. А. Сапонову. Из переписки с другими адресатами сюда вошло письмо В. Дж. Конен к М. В. Юдиной, а также два письма Л. А. Мазеля и два письма М. И. Гринберг, адресованные Валентине Джозефовне.
Публикация писем Виноградову и Ливановой предваряется пояснительным введением Е. Л. Фейнберга, а письмам, адресованным М. А. Сапонову, предпослано его краткое пояснение.
Четвертый раздел, самый объемный в сборнике, — рецензии и отклики на работы В. Дж. Конен. Большую часть его представляют публикации, появившиеся при ее жизни по мере выхода работ (отзывы и рецензии М. С. Друскина, Д. В. Житомирского, Ю. Г. Кона и А. И. Климовицкого, Л. А. Мазеля, С. Э. Павчинского, П. А. Пичугина, М. А. Сапонова, Р. К. Ширинян) и в 1995 году (рецензия М. В. Бутова). Другие написаны специально для данного сборника как отклики на значимость наследия Валентины Джозефовны и ее идей в современности. Это статьи З. Б. Карташёвой, Л. Г. Ковнацкой, О. Б. Манулкиной, М. П. Мищенко, В. Н. Юнусовой, Н. С. Янов-Яновской. Перечень трудов Валентины Джозефовны по ряду неизбежных причин не мог быть воспроизведен в данном сборнике, но полный список ее музыковедческих работ, составленный в свое время В. П. Варунцем, был опубликован в последнем издании книги «Этюды о зарубежной музыке».