Родилась в городе Москве. В 1968 году с отличием окончила Государственное музыкальное училище им. Гнесиных по специальности «теория музыки». В 1973 году с отличием окончила Московскую консерваторию по специальности «история музыки». В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Пути исторического развития сонаты в XVIII веке» (научный руководитель — профессор, доктор искусствоведения Е. М. Царева).
С декабря 1974 по 1980 год — инструктор Отдела культуры Центрального Комитета Коммунистической партии Киргизии. В 1980-1992 годах работала в Министерстве культуры СССР в Управлении учебных заведений, с 1992 года — в Министерстве культуры России.
Завершила свою работу в Министерстве в 2003 году в должности заместителя начальника Управления науки и образования (Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2001 г. № 762 присвоен квалификационный разряд государственного советника 1 класса). В 2003–2005 годах — проректор по учебной работе Московской консерватории.
Педагогическая деятельность:
В 1973-1980 годах преподаватель кафедры теории музыки и композиции (спецкурсы истории зарубежной музыки и анализа музыкальных произведений для теоретиков, анализа также у исполнителей, руководство дипломными и курсовыми работами) Киргизского государственного института искусств.
По совместительству — преподаватель в Киргизском музыкальном училище (курс русской музыкальной литературы у исполнителей). В 1990-е годы по совместительству заведовала кафедрой музыкальных дисциплин Академии эвритмического искусства (вела курсы истории и теории музыки, сольфеджио). С сентября 2005 года доцент — кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории.
Научный руководитель дипломной работы:
Шардакова Екатерина. «Жанр мелодрамы в творчестве Иржи Антонина Бенды». М., 2019.
Научный руководитель следующих курсовых работы по истории зарубежной музыки:
- Данилова Екатерина. Магнификат Карла Филиппа Эмануэля Баха: слово и музыка. М., 2007.
- Станишевский Ярослав. Клавирное творчество К. Ф. Э. Баха на примере его шести «Собраний (сонат, свободных фантазий и рондо) для профессионалов и любителей). М. 2010.
- Шардакова Екатерина. Мелодрама Иржи Антонина Бенды «Медея»: к истории жанра. М., 2014.
- Плетнева Луиза. «Йозеф Мартин Краус (1756-1792) — шведский Моцарт». М., 2021.
- Наместникова Алёна. «Симфонии Карла Филиппп Эмануэля Баха для барона ван Свитена». М., 2022.
Научный руководитель следующих выпускных квалификационных работ по творческо-исполнительским специальностям и рефератов ассистентов-стажёров:
- Гулин Александр. Становление виолончельного исполнительского искусства в творчестве Луиджи Боккерини. М., 2008
- Борковская Дарья. Клавирные концерты К. Ф. Э. Баха. М., 2008.
- Чабаева Альбина. Фортепианные дуэты Ф. Шуберта в контексте жанра и исполнительства. М., 2012.
- Чабаева Марьяна. Клавир в камерных ансамблях И. С. Баха. М., 2012.
- Макеев Дмитрий. Камерные ансамбли Франсуа Куперена. М., 2014.
- Котляревская Юлия. Жанр нетактированной прелюдии во французской клавесинной школе: традиции и проблемы исполнительства. М., 2015.
- Емельянова Татьяна. Барочная музыка в арфовом репертуаре. М., 2018.
- Трухин Александр. «Клавирные токкаты И.С.Баха и проблемы исполнительской интерпретации». М., 2019.
- Прокопов Кирилл. «Роль клавира в камерных ансамблях К.Ф.Э.Баха». М., 2020.
- Бабинцев Максим. «Музыкальное время в Четвертой симфонии Авета Тертеряна». М., 2021.
Имея опыт организационно-практической работы в области образования, также читает специальный курс для аспирантов и ассистентов-стажеров «Организационные основы системы образования».
Научные труды. Издания. Публикации:
Ряд публикаций и выступлений связан с темой диссертации. Другая область интересов — вопросы художественного образования. По заданию Министерства культуры России подготовлено два аналитических обзора по образованию в сфере культуры и искусства (2002, 2003). Была членом советов Министерства образования России — по государственным образовательным стандартам, по гуманитарному и социально-экономическому образованию и другим.
Список научных публикаций:
- «Великий Бах»: Статья // «Музыковедение». 2011. № 9. С. 10-15.
- Й. Гайдн – размышления к юбилею: Статья // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2011. № 2. С. 151-164.
- Зингшпиль Иржи Антонина Бенды – первая опера на сюжет трагедии «Ромео и Джульетта» Шекспира: Статья // «Театр. Живопись. Кино. Музыка». 2014. № 2. С. 135 146.
- К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка: Статья // «Старинная музыка». 2014 № 2 (64). С. 1 5.
- Послания из XVIII века: Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем. Статья // Буклет к музыкальному фестивалю к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха «Для знатоков и любителей». 18 21 марта 2014 года. МГК. С. 11 13.
- Для знатоков и любителей. Приношение Карлу Филиппу Эмануэлю Баху: Статья // «Российский музыкант». 2014. № 4 (1315). С. 1.
- Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и вознесение Иисуса»: Статья // «Музыковедение». 2015. № 1. С. 32 41.
- Иржи Антонин Бенда и немецкий музыкальный театр последней трети XVIII века: Статья // «Музыкальная академия». 2015. № 3. С. 108–112.
- «Медея» Бенды в Рахманиновском: Статья // Российский музыкант. № 7 (1336), октябрь 2016.
- Новый проект Московской консерватории: Возрождение русской оперной классики XVIII века: Статья // Российский музыкант. № 8 (1337), ноябрь 2016.
- Музыка Моцарта – театр: Статья // Музыка – Театр: Сборник статей. М.: Российский институт театрального искусства – ГИТИС, 2016. 190 с. С. 33-44.
- Карл Филипп Эмануэль Бах как автор писем: Статья // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 13-20.
- Вокально–инструментальное творчество К. Ф. Э. Баха: Статья. // Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788): К 300-летию со дня рождения: Сборник статей / ред.-сост. С. Г. Мураталиева. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2017. 272 с. С. 156-192.
- Загадка библиотеки Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха: Статья // С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и ученик : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории / Ред. кол.: И. А. Скворцова, Н. Д. Свиридовская, Е. В. Потяркина. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018. 288 с. С. 195-204.
- Камерная инструментальная музыка Карла Филиппа Эмануэля Баха / Журнал «Старинная музыка». 2022 № 1 (95). С. 1322.
- Клавир в творчестве Карла Филиппа Эмануэля Баха / Фортепианное искусство: теория, история, методика: Сборник трудов. Новосибирск, 2022.
С. 150-161.
Список учебно-методических изданий:
- Музыкальное воспитание. Практический курс музыкальной грамоты. Программа. М.: Российская академия театрального искусства – ГИТИС, 2011. 11 с.
- История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа для направления подготовки (специальности) 073200 «Искусство концертного исполнительства» (к третьему поколению Федеральных государственных образовательных стандартов). Утверждено УМО по музыкальному образованию МГК им. П. И. Чайковского 24.10.2011. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012. 32 с.
- Практический курс музыкальной грамоты. Ч. 1: Учебное пособие для студентов театральных вузов. М.: Российский университет театрального искусства — ГИТИС, 2012. 29 с.
Составитель рабочих учебных программ по дисциплинам:
- «История зарубежной музыки», «Вокальное искусство романтизма», «Современная музыка» для специальности 53.05.04 «Музыкально-театральное искусство» Специализация 01 — Искусство оперного пения:
- «Организацонные основы системы образования» для направления подготовки: 50.06.01 Искусствоведение; специальностей 53.09.01 Искусство музыкально-инструментального исполнительства (по видам), 53.09.02 Искусство вокального исполнительства (по видам), 53.09.03 Искусство композиции, 53.09.04 Мастерство музыкальной звукорежиссуры, 53.09.05 Искусство дирижирования (по видам).
Выступления на конференциях:
- 2009 год: Научная конференция к 200-летию смерти Й. Гайдна и 200-летию рождения Ф. Мендельсона (2009) – тема выступления «Клавирная соната в творчестве Йозефа Гайдна».
- 2012 год: Международная конференция «Старинная немецкая музыка и современная исполнительская практика» (11 13 декабря 2012 года) тема выступления «Гамбургский Бах и его оратория «Воскресение и Вознесение Иисуса» (Wq.240)» (12 декабря)
- 2013 год: Международная научная конференция «Оперный театр: история и современность» (27–30 ноября 2013 года) тема выступления «Ромео и Джульетта» Иржи Антонина Бенды — первая опера на сюжет шекспировской трагедии (29 ноября).
- 2014 год: Международная научная конференция «К 300-летию К. Ф. Э. Баха и К. В. Глюка» (19 21 марта 2014 года) – выступления на темы «Карл Филипп Эмануэль Бах в России» (19 марта) и «К. Ф. Э. Бах и его духовные оды» (20 марта).
- 2015 год: Научно-практическая конференция «Исполнительское искусство Бориса Тевлина в контексте развития отечественной хоровой культуры 2-й половины ХХ – начала XXI вв.» (8 апреля 2015 года) – тема выступления «Хоровая музыка К. Ф. Э. Баха».
- Международная научно-практическая конференция «Навстречу 150-летию Московской консерватории. С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик» (25–27 ноября 2015года) тема выступления «Загадка библиотеки С. И. Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха» (26 ноября).
- 2016 год: Научная конференция «Моцарт и его время» (10–11 ноября 2016 года) тема выступления «”Серьезный” зингшпиль как явление в истории немецкой оперы. “Альцеста” А. Швейцера и “Ромео и Джульетта” И. А. Бенды» (11 ноября 2016).
- 2019 год: Научная конференция «Пути развития русской оперы»: к 180-летию М.П. Мусоргского и 175-летию Н.А. Римского-Корсакова (28-29.11.2019), тема выступления «Немецкая и русская опера в последней трети XVIII века: параллели и пересечения».
- 2021 год: Третья научно-практическая конференция «Искусство игры на арфе. История и современность» (24-26 ноября 2021), тема выступления «Загадки арфовой сонаты Карла Филиппа Эмануэля Баха».
- 2022 год: Всероссийская научно-практическая конференция «Фортепианное искусство: теория, история, методика», посвященная 150-летию со дня рождения (7-8 апреля 2022, Новосибирская консерватория), тема выступления «Клавир в творчестве Карла Филиппа Эмануэля Баха».
- 2023 год: XXIII Международная научная конференция «Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России» (22 марта), тема выступления «Сочинения зарубежных композиторов в коллекции «Музыкальные дары русским императорам».
Контактный e-mail: Sufiya@yandex.ru
Пути развития русской оперы
Москва, 2023Моцарт в пространстве и времени
Москва, 2019С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик
Москва, 2018Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рождения
Москва, 2017История музыки (зарубежной): Примерная учебная программа дисциплины
Москва, 2012