С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик


  • Рецензент: А. В. Комаров, кандидат искусствоведения; Г. А. Моисеев, кандидат искусствоведения
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2018
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 288
  • ISBN: 978-5-89598-340-9 (в обл.)

С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик : Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции навстречу 150-летию Московской консерватории

Сборник статей составлен по материалам Международной научно-практической конференции «Танеев и Скрябин. Учитель и ученик», прошедшей 25–27 ноября 2015 года в Московской консерватории. Издание охватывает широкий спектр вопросов, позволяющих существенно расширить сложившиеся представления о композиторах, их философско-эстетических и стилевых принципах и рассмотреть идеи художников в контексте многомерного искусства ХХ–ХХI веков.

Книга адресована музыкантам-профессионалам, а также просвещенным любителям, интересующимся отечественной музыкальной культурой.

От составителей 5

С. И. Танеев и А. Н. Скрябин: проблемы композиторского стиля и поэтики

В. В. Рубцова Творческий архив А. Н. Скрябина как характеристика стиля 8

И. О. Цахер С. И. Танеев: опыт современной интерпретации (к проблеме стилистической интеграции) 23

Н. В. Русанова Идея «музыкального посвящения» в творчестве С. И. Танеева (Струнный квинтет ор. 14 G-dur для двух скрипок, альта и двух виолончелей) 35

Л. Л. Гервер Система разрядов Йозефа Фукса и некоторые особенности ритмики в фортепианных миниатюрах Александра Скрябина 49

В. П. Чинаев Фортепианная поэтика «позднего» Скрябина в контексте символистских аналогий 70

К изучению биографии и наследия

И. А. Скворцова С. И. Танеев — директор Московской консерватории (на примере переписки Чайковского и Танеева) 128

В. В. Попков О некоторых лексических особенностях переписки А. Н. и В. И. Скрябиных 141

Е. Л. Гершунская Материалы к неоконченной опере С. И. Танеева «Геро и Леандр» 149

Е. В. Битерякова Танеев на Кавказе в 1885 году: приключения, впечатления, итоги 159

Д. В. Смирнов Статья С. И. Танеева «О музыке горских татар» — первый в России опыт научного описания устной традиции народов Кавказа 174

И. С. Старостин Начальный этап изучения гармонии под руководством С. И. Танеева (по материалам ГМЗЧ) 184

С. Г. Мураталиева Загадка библиотеки Танеева. К истории появления трактата К. Ф. Э. Баха 195

И. В. Дынникова Старообрядческое купечество, семья Морозовых и русская музыкальная культура рубежа XIX–XX веков (в пространстве Танеева и Скрябина) 205

XX–XXI века: ученики, преемники, интерпретаторы

В. Ф. Щербаков А. Н. Скрябин и Д. Б. Кабалевский — встреча двух эпох 220

А. В. Наумов Музыка С. И. Танеева и А. Н. Скрябина в драматическом театре XX века 228

Е. Е. Потяркина Пластическое начало музыкальных образов А. Н. Скрябина. Взгляд К. Я. Голейзовского 236

Н. Д. Свиридовская Понятие «контрапункт» в теоретических работах В. Кандинского 1900–1910-х годов 247

Е. М. Шабшаевич Ю. Н. Померанцев — ученик Танеева и Скрябина 258

О. П. Бадалов В круге Танеева: Евгений Богословский — забытое имя первопроходца российской музыкальной науки 278

Сведения об авторах 286

100-летие со дня смерти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина стало серьезным поводом для размышлений о биографии и творческом наследии, стиле и интерпретации, дальнейшей судьбе художественных идей двух виднейших русских композиторов рубежа ХIХ–ХХ веков — учителя и ученика.

Предлагаемый читателям сборник составлен по материалам международной научно-практической конференции «Танеев и Скрябин. Учитель и Ученик», прошедшей 25–27 ноября 2015 года в Московской консерватории. Это масштабное событие, организованное кафедрой истории русской музыки навстречу 150-летию Московской консерватории, включало не только научные чтения, объединившие музыковедов из разных стран, но и концерты камерной и хоровой музыки, состоявшиеся в Малом зале консерватории и в Зале имени Н. Я. Мясковского.

Неиссякаемый исполнительский и исследовательский интерес к жизни и творчеству С. И. Танеева и А. Н. Скрябина вызвал появление данного издания, цель которого — не только существенно расширить сложившиеся представления о композиторах, их философско-эстетических и стилевых принципах, но и рассмотреть идеи художников в контексте многомерного искусства ХХ–ХХI веков. Особое внимание уделено проблеме преемственности поколений, вынесенной в название сборника («Учитель и Ученик»). Некоторые представители «школы Танеева и Скрябина» до сих пор не известны, поэтому появление данных публикаций стало попыткой заполнения «белых пятен» в отечественном музыкознании.

В сборнике три раздела. Первый посвящен проблемам композиторской техники и поэтики. В статье В. В. Рубцовой рассматриваются особенности творческого архива А. Н. Скрябина. И. О. Цахер предлагает опыт целостной интерпретации сочинений С. И. Танеева, подробно исследуя интонационное строение тематизма. Новое прочтение Струнного квинтета ор. 14 С. И. Танеева с позиции проблемы музыкального посвящения дано в работе Н. В. Русановой. Творчество А. Н. Скрябина становится центром притяжения для Л. Л. Гервер, которая раскрывает идею влияния системы разрядов Йозефа Фукса на ритмику фортепианных миниатюр композитора, и В. П. Чинаева, который рассматривает поэтику «позднего» Скрябина в ее сближениях с символизмом.

Во втором разделе внимание уделено вопросам биографии и изучения творческого наследия композиторов в контексте культуры конца ХIХ — начала ХХ веков. На основе последних источниковедческих открытий воссозданы детали путешествия С. И. Танеева на Кавказ (статьи Е. В. Битеряковой и Д. В. Смирнова), по материалам переписки П. И. Чайковского и С. И. Танеева представлены недолгие, но весьма важные и плодотворные годы директорства последнего в Московской консерватории (исследование И. А. Скворцовой).

Текстологический ракурс имеют сразу несколько работ сборника, затрагивающих различную проблематику творчества С. И. Танеева. Его педагогической деятельности посвящена статья И. С. Cтаростина. Е. Л. Гершунская в деталях знакомит читателя с малоизвестным неоконченным сочинением — оперой «Геро и Леандр». Историю появления трактата К. Ф. Э. Баха в библиотеке Танеева подробно освещает С. Г. Мураталиева.

Дополняет и вносит новые нюансы в сложившиеся представления об облике А. Н. Скрябина ранее не публиковавшаяся без сокращений и ретуши переписка композитора с его первой женой. О ее некоторых лексических особенностях повествует В. В. Попков. Исследование И. В. Дынниковой раскрывает историю меценатства как форму служения купцов-старообрядцев — прежде всего Морозовых, активно поддерживавших русское музыкальное искусство и композиторов рубежа веков, в том числе А. Н. Скрябина.

Третий раздел отражает проблемы московской композиторской и научно-теоретической школы, созданной С. И. Танеевым (работы Е. М. Шабшаевич, О. П. Бадалова), а также посвящен вопросу влияния идей Танеева и Скрябина на искусство ХХ века (статьи Н. Д. Свиридовской и В. Ф. Щербакова). Бытование музыки композиторов в драматическом и балетном театре становится предметом исследования А. В. Наумова и Е. Е. Потяркиной.

Составители сборника считают своим приятным долгом выразить благодарность коллегам, принявшим активное участие в обсуждении и доработке издания, — профессору, доктору искусствоведения Г. В. Григорьевой, профессору, доктору искусствоведения Е. Б. Долинской, доценту, кандидату искусствоведения Т. А. Старостиной, кандидату искусствоведения Г. А. Моисееву и кандидату искусствоведения А. В. Комарову. Особая признательность сотрудникам Научно-издательского центра «Московская консерватории»: руководителю Центра доктору искусствоведения Н. О. Власовой, доктору искусствоведения Е. М. Шабшаевич, С. М. Мовчану, Е. А. Лариной за помощь в подготовке книги.