В основе учебной и научно-творческой работы кафедры истории русской музыки – традиции классического отечественного музыкознания, опыт преподавания музыкально–исторических дисциплин в дореволюционной консерватории. На сегодняшний день профессорско-преподавательский состав кафедры ведёт дисциплины: «История русскоймузыки», «История современной отечественной музыки», «Народное музыкальное творчество», «Музыкальная литература» (раздел: Русская музыка), «Источниковедение и текстология», «Введение в специальность», «История православного богослужения», «Музыкальная палеография»; выступает в качестве научных руководителей студентов, аспирантов, соискателей, научных консультантов докторантов, а также руководит архивной, лекторской, педагогической и музыкально-этнографической практикой.
Кафедра истории русской музыки основана в 1937 под названием «кафедра истории музыки народов СССР» (официально учреждена 1 июня; см. приказ по МК № 217 за 1937). В первые годы Великой Отечественной войны её фактически не существовало, в виде самостоятельного подразделения; в 1943 она возобновила деятельность как «кафедра истории русской музыки». Первым заведующим кафедры стал М. С. Пекелис (с 1937 года), в 1944 году кафедру возглавил К. А. Кузнецов, автор «Истории русской музыки в материалах и документах» (1924–1929), работ о древнерусской музыке, о творчестве М. И. Глинки и современных композиторов. В последующие годы кафедрой заведовали Ю. В. Келдыш (1946–1949 и 1957–1959), Н. В. Туманина (1949–1957), А. И. Кандинский (в 1959–1992), Е. Г. Сорокина (1992–2010), Н. Н. Гилярова (2010–2015). В настоящее время (с сентября 2015) заведующей кафедрой является Заслуженный работник культуры РФ, доктор искусствоведения, профессор И. А. Скворцова.
Уже через несколько лет после открытия кафедра становится одним из научно-методических центров изучения истории русской музыки. В 1940 году вышел в свет учебник по истории русской музыки, созданный коллективом педагогов кафедры (под редакцией М. С. Пекелиса). На основе разработанных на кафедре учебных планов и программ в конце 1940-х годов был издан трехтомный учебник Ю. В. Келдыша «История русской музыки с древнейших времен и до 1917 года» (1948–1954 годы). В конце 1950-х годов вышел из печати новый трехтомный учебник по истории русской музыки под редакцией Н. В. Туманиной, сохранивший свою значимость в учебном процессе на исполнительских факультетах по сей день.
С 1940-х до середины 1970-х годов состав кафедры пополнили педагоги: А. В. Руднева, А. И. Кандинский, Б. В. Ярустовский, Н. В. Туманина, О. Е. Левашева, Ю. А. Розанова, Е. Б. Долинская, Е. Г. Сорокина, Е. М. Левашев, Л. Д. Никитина, В. М. Щуров, Н. М. Савельева, Н. Н. Гилярова, Н. П. Савкина, Т. Ф. Владышевская. В своих исследованиях они охватили проблематику всех периодов отечественной музыкальной культуры: от искусства Древней Руси до современного композиторского творчества, внесли неоценимый вклад в музыкальную
фольклористику.
В начале 1990-х годов началось развитие таких сфер научной и педагогической деятельности кафедры, которые в прежних условиях были невозможны. В обновленных программах лекционных курсов появились разделы по истории церковной музыки, истории музыки русского зарубежья ХХ века, по отечественной музыке Средневековья и Новейшего времени, русской культуре XVIII века. Были разработаны и введены в учебный процесс новые дисциплины: «Музыкально-архивное дело» (И. А. Скворцова), «Источниковедение и текстология» (В. И. Антипов, затем Д. Р. Петров), помогающие выработать у молодых музыковедов профессиональные навыки исследовательской работы с историческими документами. Педагогическая и методическая работа кафедры в начале XXI века сосредоточена на развитии основных учебных дисциплин – истории русской музыки, народного музыкального творчества, которые существенно обновились в некоторых важнейших разделах. По-новому выстроен специальный курс истории современной отечественной музыки (коллектив в составе: Е. Б. Долинская, Н. П. Савкина, М. С. Высоцкая, Н. О. Баркалая, С. Л. Черноморская), углубленную разработку получили проблемы древнерусской церковно-певческой культуры (И. Е. Лозовая, Н. В. Гурьева); некоторые традиционные темы специальных курсов получили новое освещение в интерпретации И. В. Степановой (А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин); И. А. Скворцовой, Д. Р. Петрова (П. И. Чайковский); И. А. Скворцовой, Т. А. Старостиной, Н. Д. Свиридовской Д. И. Топилина
(Русский музыкальный модерн рубежа ХIХ–ХХ веков, А. К. Лядов; А.К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский); Н. П. Савкиной, А. Е. Максимовой, Я. А. Кабалевской (Музыкальная культура XVIII – первой половины XIX века; М. И. Глинка); Н. П. Савкиной (С. С. Прокофьев); Д. Р. Петрова (Музыкальная культура 1860–70-х годов; М. А. Балакирев).
Кафедра возродила традицию написания коллективных научных монографических исследований. В 2023 году вышла коллективная монография «Стиль Рахманинова. К 150-летию со дня рождения». Книга представляет собой первое в отечественном музыкознании комплексное музыковедческое и культурологическое коллективное монографическое исследование педагогов Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (И. А. Скворцова – автор идеи и руководитель проекта; К. В. Зенкин, Т. А. Старостина, Н. В. Гурьева, Н. Д. Свиридовская, Д. И. Топилин), посвященное проблеме стиля и стилевым закономерностям творчества С. В. Рахманинова – выдающегося русского композитора, пианиста и дирижера конца XIX – первой половины XX века.
Широкий резонанс среди исследователей и музыкантов вызвали организованные кафедрой в последние годы международные научные конференции, посвященные: 140-летию со дня рождения С. В. Рахманинова («Рахманинов и ХХ век. Прошлое и настоящее», организатор И. А. Скворцова, одноимённый сборник статей по материалам конференции опубликован в 2016 г.); 70-летию победы в Великой Отечественной войне («Двадцатый век. Музыка войны и мира», организатор К. В. Зенкин); 125-летию со дня рождения В. П. Задерацкого («В.П. Задерацкий: возвращение в историю» – совместно с Российским Музыкальным Союзом) и 100-летию со дня смерти С. И. Танеева и А. Н. Скрябина («С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик», организатор И. А. Скворцова, редактор Н. Д. Свиридовская).
Профессора кафедры участвовали в научных конференциях в Великобритании, Германии, Японии, США, а также во многих городах России. Из знаковых событий последних лет – участие педагогов (И. А. Скворцова, Т. А. Старостина, Н. В. Гурьева, Н. Д. Свиридовская, Д. И. Топилин) в Международном научном симпозиуме «С. В. Рахманинов и его эпоха» (30-31 марта 2023 года), соорганизаторами которого являлись Московская консерватория, Российский национальный музей музыки и Государственный институт искусствознания. 1 ноября 2024 года кафедра приняла участие в празднованиях, посвященных 100-летию Русской консерватории имени С. В. Рахманинова в Париже, презентовав на Международной научной конференции «Рахманинов и Франция» в Доме русского зарубежья имени А. Солженицына коллективную монографию «Стиль Рахманинова» (выступления К. В. Зенкина, И. А. Скворцовой и
Н. В. Гурьевой).
Помимо масштабных и многодневных международных научных конференций кафедра регулярно проводит Круглые столы, открытые заседания и творческие встречи с выдающимися музыкантами. Онлайн-трансляции этих мероприятий через Виртуальный конференц-зал Московской консерватории и другие платформы позволяют участвовать в обсуждениях
коллегам из разных городов России и зарубежных стран. Так, 19 сентября 2017 года был представлен видеодоклад «К истории Московской консерватории. Фердинанд Лауб и династия Гржимали» (автор и ведущий – член Московского музыкального общества Леонид Флейдерман). К 180-летию со дня рождения П. И. Чайковского 11 ноября 2020 года состоялось открытое онлайн-заседание кафедры, с докладами на котором выступили А. Г. Айнбиндер – кандидат искусствоведения, зав. отделом рукописных и печатных источников Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского, научный руководитель проекта «Академическое полное собрание сочинений П.И. Чайковского» и доцент кафедры Д. Р. Петров, который представил обзор новых работ зарубежных исследователей о композиторе.
18 сентября 2021 года кафедра почтила память ушедшего профессора В. М. Щурова, организовав Круглый стол, участие в котором приняли коллеги, друзья и ученики В. М. Щурова: И. А. Скворцова, А. А. Козырев, Е. А. Дорохова, Н. Н. Гилярова, Т. А. Старостина, М. А. Енговатова, В. Н. Никитина, И. Н. Карачаров, Е. А. Зайцева, Г. В. Лобкова, Л. П. Махова и
другие. В рамках памятного вечера состоялась презентация электронного издания, подготовленного в память о В. М. Щурове: «Песни Убинско-Ульбинской долины: музыкальный фольклор старообрядцев-“поляков”». (Русский фольклор Алтая. Выпуск 1). 15 декабря 2021 года был организован Круглый стол, посвященный 130-летию со дня рождения С. С. Прокофьева. 14 декабря 2022 года в рамках открытого заседания кафедры состоялась творческая встреча с музыковедом и пианистом Даниэлем Буччо (Италия) и лекция-концерт на тему «Марина Скрябина. О стиле фортепианных сочинений». В декабре 2022 года кафедра торжественно отметила 90-летие со дня рождения Р. К. Щедрина: совместно с кафедрой хорового дирижирования и кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов был проведен юбилейный Круглый стол, участие в котором приняли профессора и доценты научно-композиторского факультета, факультета симфонического и хорового дирижирования; коллеги из ведущих музыкальных заведений России – Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова, Академии хорового искусства имени В.С. Попова, Кемеровского государственного института культуры, а также молодые ученые – аспиранты Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, Российской академии музыки имени Гнесиных и Московского государственного института музыки имени А.Г. Шнитке.
27 октября 2023 года Научно-творческий центр церковной музыки при кафедрах хорового дирижирования и истории русской музыки провел встречу с иеродиаконом Германом (Рябцевым) – регентом Московского подворья Валаамского монастыря, который рассказал о клиросной практике подворья и монастыря, поделился опытом исполнения песнопений валаамского распева на службах. 14 ноября 2023 года состоялась презентация издания «Леонид Коган. Письма» (публикация, текстологическая подготовка и научное комментирование Е.Д. Кривицкой М., 2023), которая сопровождалась исполнением музыки, просмотром редких кадров видеохроники, снятых самим Леонидом Коганом, и выступлениями гостей.
На кафедре постоянно ведется учебно-методическая работа. Силами Е.Б. Долинской и коллектива авторов на кафедре был создан третий том учебного пособия по истории современной отечественной музыки (издан в 2001 году). Выходят учебные материалы по отдельным темам курса – пособие И. А. Скворцовой «Балет П. И. Чайковского “Щелкунчик”. Опыт Характеристики» (М., 2011); работа И. Е. Лозовой «Столповой знаменный распев (2-я половина XV–XVII вв.). Формульная структура» (М., 2015); хрестоматия Н. В. Гурьевой «Партесные песнопения» (М., 2021); хрестоматия Н. Д. Свиридовской «Агнец пламенный»: А. Н. Скрябин в зеркале русской музыкальной прессы начала XX века (М., 2021), заполнившие существенный пробел в учебно-методической литературе.
Тематика научных работ членов кафедры в первой четверти XXI века охватывает все этапы истории русской музыкальной культуры. Программу исследований церковно-певческой традиции в настоящее время ведёт Научно-творческий центр под руководством Н. В. Гурьевой. Н. Г. Денисов впервые разработал трехгодичный курс «Изучение знаменного роспева на основе старообрядческой живой традиции». Период XVIII–XIX веков представлен в том числе через освещение малоизученных явлений – балетного театра екатерининской эпохи (А. Е. Максимова), наследия А. Н. Верстовского (Д. Р. Петров совместно с Научно-музыкальной библиотекой имени С. И. Танеева), творчества А. Ф. Львова, церковной музыки XIX века, деятельности Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (В. П. Павлинова). Многосторонне охвачена проблематика русской музыкальной культуры рубежа XIX–ХХ веков: стиль модерн (И. А. Скворцова), музыкальная эстетика и критика (Н. Д. Свиридовская).
Результатом многолетней научно-экспедиционной работы стала монография Н. Г. Денисова «Стрельниковский хор Костромской земли. Традиции старообрядческого церковного пения» (2005; в 2015 году монография вышла вторым, расширенным, изданием под названием «Старообрядческая богослужебно-певческая культура»). Традициям старообрядчества посвящена и книга И. В. Дынниковой «Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала ХХ века» (М., 2009).
Монографические исследования педагогов посвящены Н. К. Метнеру (Е. Б. Долинская), Д. Д. Шостаковичу (И. В. Степанова), жанру фортепианного концерта (Е. Б. Долинская), стилю модерн в русском музыкальном искусстве рубежа ХIХ–ХХ веков (И. А. Скворцова). Вопросы музыкальной текстологии рассматриваются в работах Д. Р. Петрова, взаимодействия слова и музыки – И. В. Степановой («Музыка как константа русской литературы. Александр Куприн». М, 2019). В 2017 году была издана книга «Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль)» (сост. Н. Г. Денисов, Н. А. Филатов), посвященная богослову, выдающемуся регенту Русской Православной Церкви конца XX – начала XXI в.; в ней опубликованы беседа с о. Матфеем, воспоминания о нем его певчих, учеников, священнослужителей, а также исследования педагогов кафедры Н. Г. Денисова, Т. А. Старостиной и И. В. Дынниковой о Службе Великого Пятка. В продолжение исследований на данную тему в 2020 году на кафедре была защищена докторская диссертация профессора Т. А. Старостиной «Архимандрит Матфей (Мормыль) и его место в музыкальной культуре Русской Православной Церкви второй половины ХХ века».
Одна из ярких традиций кафедры – просветительская работа педагогов, выступления в циклах лекций-концертов в Российском национальном музее музыки, в Государственной библиотеке иностранной литературы, консерваторском Музее имени Н. Г. Рубинштейна; комментарии и вступительные слова перед концертами в Бетховенском зале Большого театра, зале Дома учёных и многих других аудиториях (Е. Б. Долинская, И. А. Скворцова, Н. П. Савкина, Д. Р. Петров, Д. И. Топилин). По сценариям доцента Н. П. Савкиной были сняты документальные телефильмы о С. С. Прокофьеве и Г. Н. Рождественском. В фильмах о последних годах жизни П. И. Чайковского, о музыке времен Отечественной войны 1812 года и в просветительском фильме Телеканала «Культура» «Русская музыкальная культура» участвовала профессор И. А. Скворцова.
С 2001 года И. А. Скворцова стала организатором и художественным руководителем ежемесячных просветительских концертов-лекций «Встречи в музыкальной гостиной» (Конференц-зал, Концертный зал имени Н. Я. Мясковского), посвящённых истории, традициям и школе Московской консерватории. Педагоги кафедры принимают участие в консерваторском «Университете музыкальной культуры» (И. В. Степанова, И. А. Скворцова, Н. П. Савкина, Д. Р. Петров), в Бетховенском зале Большого театра, зале Дома учёных и других залах; сотрудничают со средним звеном, поддерживая договоры о взаимном сотрудничестве с рядом гимназий (напр., Гимназия № 1520 имени Капцовых: циклы «Музыка вокруг нас» и «В мире музыки» – И. А. Скворцова).
Осенью 2016 года профессором И. А. Скворцовой инициирован творческий просветительский проект «Возрождение русской оперной классики». Изначально проект был нацелен на особо значимый период истории русской музыки – второю половину XVIII века. Период становления национальной композиторской школы был во многом связан с адаптацией западноевропейского оперного жанра на русской почве. Первой постановкой стала мелодрама «Орфей» (1792) Евстигнея Ипатьевича Фомина (1761–1800), с крупным успехом представленная публике 7 октября 2016 года на сцене Рахманиновского зала консерватории. Помимо юбилея консерватории, этой постановке сопутствовали и другие знаменательные даты: 255 лет со дня рождения композитора и 225 лет со дня премьера произведения. Через год, в 2017 году, слушателями была с воодушевлением встречена комическая опера «Сын-соперник» (1787) Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825), поставленная к 230-летию ее первого исполнения.
В 2019 году проект расширил свои хронологические рамки и вышел на более масштабное историческое поле: в октябре в Рахманиновском зале состоялось представление Музыкальных сцен из эпохи Возрождения «Рафаэль» (1894) Антона Степановича Аренского (1861–1906), вновь к круглой дате – 125-летию со дня премьеры. Комическая опера-водевиль «Карантин» (1820) Алексея Николаевича Верстовского (1799–1862) продолжила проект в ноябре 2021 года: сюжет двухсотлетней давности выглядел весьма актуальным в период пандемии. Навстречу 150-летию со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова (1873–1943) в декабре 2022 года в Рахманиновском зале консерватории была показана одноактная опера на знаменитый пушкинский сюжет – «Скупой рыцарь» (1905). В ноябре 2023 года на сцене Большого зала консерватории состоялось представление музыкально-драматического эпизода в одном действии «Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» (1903) Сергея Никифоровича Василенко (1872–1956) – спустя 120 лет после премьеры. В 2024 году в честь 220-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки (1804–1857) на сцене Рахманиновского зала Московской консерватории состоялось сценическое исполнение его музыки к трагедии Н.В. Кукольника «Князь Холмский», а также прозвучал цикл «Прощание с Петербургом» в оркестровой версии.
Яркие оперные постановки шедевров XVIII–XX столетий явились естественным результатом их всестороннего научного осмысления. Изучение оперного жанра – в традициях кафедры. Об этом свидетельствуют труды музыковедов, в разное время причастных ее деятельности: работы М. С. Пекелиса о А. С. Даргомыжском; Б. В. Ярустовского о П. И. Чайковском и драматургии оперы XIX–ХХ веков; Н. В. Туманиной о М. П. Мусоргском и П. И. Чайковском; А. И. Кандинского о Н. А. Римском-Корсакове; Е. М. Левашева о русской опере XVIII века, М. И. Глинке, М. П. Мусоргском, А. П. Бородине, а также многие другие исследования.
Продолжая сложившуюся на кафедре традицию, в ноябре 2019 года – к 180-летию М. П. Мусоргского и 175-летию Н. А. Римского-Корсакова – была организована Международная научная конференция «Пути развития русской оперы». Ее тематические направления охватили различные аспекты: становление музыкального театра в России XVIII – первых десятилетий XIX века, русскую оперную классику XIX – начала ХХ века, судьбу жанра в ХХ столетии. По материалам докладов был подготовлен сборник «Пути развития русской оперы» (М., 2023).
В июне 2024 года творческой группой кафедры во главе с профессором И. А. Скворцовой (автор идеи и художественный руководитель) был инициирован новый проект – «В. Д. Поленов – художник и композитор», к 180-летию со дня рождения: уникальное событие культурной жизни Москвы. Мало кому известно, что знаменитый художник был еще композитором и писал сочинения в разных жанрах. Вечер прошел при содействии Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова, который экспонировал картины художника из своей коллекции.
Из ярких просветительских проектов последних лет: участие в просветительской программе «Календарь» телеканала ОТР «Римский-Корсаков». К юбилею композитора (И. А. Скворцова); цикл открытых просветительских лекций на образовательной платформе «Лекторий. ВДНХ» – «Музыка на вершине культуры», в Концертном зале «Зарядье», (Д. И. Топилин); эксперты на телеканале ОТР, на радио России (Д. И. Топилин, И. А. Скворцова, Н. П. Савкина); Я. А. Кабалевская руководит ежегодной Вахтой памяти Московской консерватории (Смоленская
область и республика Беларусь); Д. Р. Петров участвовал в просветительском онлайн-проекте оркестра MuicAeterna «Что я слышу?», в телепередаче о В. В. Стасове из цикла «Передвижники» на телеканале «Культура»; Н. П. Савкина – ведущий специалист по творчеству С. С. Прокофьева – записала серию видеоинтервью звукозаписывающей фирме «Three Oranges» (США) на английском языке «О военных сонатах и пианизме Прокофьева», постоянно выступает в просветительских телепередачах («Сати. Нескучная классика» – о Прокофьеве и Эйзенштейне; «Календарь» на ОТР и др.); Н. В. Гурьева – соорганизатор продолжающегося проекта о современной духовной музыке «Musica sacra nova. Духовная музыка Второго авангарда», «Musica sacra nova. Духовная музыка из бывшего СССР» (Абонемент №52 Концертного зала имени П.И. Чайковского), выставки «Ars sacra nova» (совместно с Фондом Николая Каретникова, НТЦ современной музыки консерватории и Галереей «Веллум»); а также спикер и научный консультант видеопроекта «Церковная музыка в России: беседы о древнерусском пении» (при поддержке Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, формат видео-подкастов). Цикл лекций прочла И. В. Дынникова в рамках Первого практического семинара головщиков Русской Православной
Старообрядческой Церкви.
В ноябре 2017 года кафедра истории русской музыки отметила свой 80- летний юбилей. Этому событию была посвящена юбилейная Международная конференция «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы». Проблематика докладов охватила широкий круг научных направлений деятельности кафедры – с момента ее образования до наших дней:
- - Роль кафедры истории русской музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в процессе формирования отечественного исторического музыкознания;
- - Отечественная музыкальная наука в контексте мировой науки;
- - Формирование предмета истории русской музыки в советское время: курсы, первые учебники, выдающиеся личности (Т. Н. Ливанова; Н. В. Туманина, О. Е. Левашева, Ю. В. Келдыш, К. А. Кузнецов, А. И. Кандинский);
- - Кафедра истории русской музыки и музыка народов СССР (советская музыка, музыка народов СССР);
- - Историография русской музыки:
а) классические труды в современном прочтении;
б) неизвестные или забытые страницы русской музыкальной
историографии;
в) первые научно-диссертационные работы кафедры;
г) современные проблемы и задачи историографии русской
музыки; - - Фольклористика: история формирования науки; научные направления; актуальные задачи (К. В. Квитка, Е. В. Гиппиус, А. В. Руднева и др.); Музыкальная медиевистика: история формирования науки; научные направления; актуальные задачи (Д. Разумовский, Ст. В. Смоленский, В. Металлов и др.);
- - Исследование выдающихся памятников отечественной музыкальной
культуры (подготовка к изданию); - - Актуальные проблемы и «белые пятна» отечественного музыкознания;
- - Междисциплинарные исследования отечественной культуры;
- - Перспективы изучения отечественной музыкальной культуры в ХХI
столетии.
По результатам конференции был подготовлен юбилейный сборник «Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы» (М., 2022).
Презентация издания «Леонид Коган. Письма»
Кафедра истории русской музыки 14 ноября (вторник), в 16.00 в Конференц-зале Московской консерватории проводит презентацию издания: «Леонид Коган. Письма» / Публикация, текстологическая подготовка и научное комментирование Е.Д. Кривицкой. – М.: Издательство «Композитор», 2023.
14 ноября 2023Постановка оперы Сергея Василенко
«Сказание о граде Великом Китеже и тихом озере Светояре» (1903) в рамках творческого просветительского проекта кафедры истории русской музыки «Возрождение русской оперной классики».
7 ноября 2023Встреча с иеродиаконом Германом
В пятницу 27 октября 2023 года в 16:00 в Конференц-зале консерватории Научно-творческий центр церковной музыки, кафедра истории русской музыки и кафедра хорового дирижирования Московской консерватории проводят встречу с иеродиаконом Германом, регентом Московского подворья Валаамского монастыря.
27 октября 2023, Конференц-зал консерваторииКруглый стол, посвященный юбилею Родиона Константиновича Щедрина (к 90-летию)
Cовместное открытое заседание кафедр хорового дирижирования, истории русской музыки и междисциплинарных специализаций музыковедов
16 декабря 2022Творческая встреча с музыковедом Даниэлем Буччо (Италия)
Встреча состоится 14 декабря 2022 года в Конференц-зале Московской консерватории, начало в 16 часов. Вход свободный.
14 декабря 2022, Конференц-зал консерваторииКруглый стол кафедры истории русской музыки, посвященный 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева
Кафедра истории русской музыки организует круглый стол в онлайн-формате, посвященный 130-летию со дня рождения С.С. Прокофьева.
15 декабря 2021Круглый стол памяти профессора В. М. Щурова
Заседание пройдет 18 сентября 2021 года (начало в 11.00) в Конференц-зале консерватории (3-й корпус Московской консерватории, ул. Б. Никитская, 11/4).
18 сентября 2021Международная конференция «Московский Синодальный хор: 300 лет служения Церкви, Отечеству и русской культуре»
Конференция проводится в смешанном формате: очном + онлайн.
14 апреля 2021, Конференц-зал консерваторииОткрытое заседание кафедры истории русской музыки (он-лайн)
К 180-летию со дня рождения П.И. Чайковского. 11 ноября 2020 года, 16.00
11 ноября 2020Научная конференция «Пути развития русской оперы»
к 180-летию М.П. Мусоргского и 175-летию Н.А. Римского-Корсакова
Заявки принимаются до 15 октября 2019 года. Просьба присылать одновременно на два адреса: rusopera2019@mail.ru и nauka@mosconsv.ru
28 ноября 2019 - 29 ноября 2019Организация научно-исслед. работы с дирижерами <...>
Москва, 2024Пути развития русской оперы
Москва, 2023Стиль Рахманинова. К 150-летию со дня рождения. Коллективная монография
Москва, 2023Методические рекомендации к написанию реферата по дисциплине «Научно-методическая работа»
Москва, 2022«Агнец пламенный»: А. Н. Скрябин в зеркале русской музыкальной прессы начала XX века: хрестоматия
Москва, 2021Методические рекомендации к выполнению теоретической части выпускной квалификационной работы
Москва, 2021Николай Метнер. Незабытые мотивы. К 140-летию композитора
Москва, 2021Учебная программа дисциплины «Слушание музыки» для 1–3 классов Музыкальной школы
Москва, 2021Партесные песнопения. Хрестоматия
Москва, 2021Рекомендации к написанию курсовой работы по истории русской музыки
Москва, 2020Народная песня: язык и структура
Москва, 2019С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик
Москва, 2018Рыцарь регентского служения отец Матфей (Мормыль)
Санкт-Петербург, 2017Двадцатый век. Музыка войны и мира
Москва, 2016Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее
Москва, 2016«Огненный Ангел» С. С. Прокофьева: К истории создания
Москва, 2015Столповой знаменный распев (вторая половина XV–XVII вв.). Формульная структура
Москва, 2015Фортепианная музыка в концертной жизни Москвы XIX столетия
Москва, 2014Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II
Москва, 2013Московское отделение Русского музыкального общества. Первые годы деятельности
Москва, 2012Балет П. И. Чайковского «Щелкунчик»: опыт характеристики
Москва, 2011Формы русского церковного пения
Москва, 2010Научные чтения памяти А. И. Кандинского
Москва, 2007«Иду в неведомый мне путь…». Памяти Елены Филипповой
Москва, 2006Региональная стилистика русской народной музыки.
Москва, 2005Русская музыка. Рубежи истории: материалы международной научной конференции
Москва, 2005Московская консерватория в годы Великой Отечественной войны
Москва, 2005Трио П. И. Чайковского «Памяти великого художника»
Москва, 2005Алексей Николаев: Жизнь в музыке
Москва, 2004Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского
Москва, 2003Проблемы музыкальной текстологии: статьи и материалы
Москва, 2003Из истории русской музыкальной культуры. Памяти Алексея Ивановича Кандинского
Москва, 2002Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научной конференции
Москва, 2002Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Москва, 2000