Редколлегия: Е. И. Чигарёва, Е. М. Царева, Д. Р. Петров
Сборник, составленный по материалам конференций, задуманных выдающимся филологом А. В. Михайловым (1938–1995), содержит статьи, посвященные различным исторически сложившимся формам взаимодействия слова и музыки на протяжении многих веков – от античности и раннего христианства до авангарда второй половины ХХ века. Книга адресована музыковедам, литературоведам и всем интересующимся историей и теорией культуры.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 36
От составителей 3 Михайлов А. В. СЛОВО И МУЗЫКА: Музыка как событие в истории Слова 6
Чигарёва Е. И. «О том, чтó в музыке» (по лекциям и наброскам А. В. Михайлова) 23
Слово и музыка. Общие вопросы взаимодействия
Холопов Ю. Н. Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции 33
Холопова В. Н. Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление 43
Медушевский В. В. Исторический параллелизм в развитии вербального и музыкального языка 51
Назайкинский Е. В. Лейтмотив как имя 71
Музыка и молчание
Свящ. Георгий Чистяков. Немая музыка псалмов 86
Барсова И. А. Музыка. Слово. Безмолвие 93
Слои «внемузыкального» в музыкальном тексте
Кудинова Л. М. Название в музыке (к постановке проблемы) 99
Царёва Е. М. «Интермеццо» в романтической музыке. Шуман и Брамс 110
Лосева О. В. Титульный лист как компонент художественного целого 119
Дубинец Е. А. Графическая поэзия и графическая музыка 129
Опера и оперное либретто. Вопросы оперной драматургии
Батова М. П. Stile recitativo: «речитативный стиль?» 145
Матвеева Е. Ю. Жанровая специфика опер Й. Гайдна 156
Коженова И. В. К проблеме драматург – либреттист – композитор в творчестве Верди 170
Зенкин К. В. Слово в оперном речитативе Римского-Корсакова 180
Гордина Е. И. О музыкально-поэтической системе оперы П. Конёвича «Коштана» 187
Векслер Ю. С. Неосуществленные оперные замыслы Альбана Берга 192
Слово о музыке
Захаров Ю. К. Об истолковании музыки в слове 203
Стрекаловская Х. А. Слово о музыке в эпоху постромантизма 212
Петрова А. В. Слово и музыка в неизвестной опере Дебюсси «Братья по искусству» 222
Петров Д. Р. Слово о музыке. Несколько теоретических наблюдений в связи с каденциями Моцарта 232
Музыка и «музыкальность» в художественной литературе
Касаткина Т. А. О творящей природе художественного слова 242
Гервер Л. Л. Музыка в поэзии Михаила Кузмина 250
Кирикова Е. Е. Музыкальный и цветовой ритм в романе Вирджинии Вулф «Волны» 257
Раку М. Г. Музыкальная мифология Бернарда Шоу (в пьесе «Дом, где разбиваются сердца») 267
Из истории взаимодействия музыки и слова
Остроумова Н. В. Эстетические воззрения Иоганна Кунау 276
Чехович Д. О. Семантический ореол темпа в музыке венских классиков 291
Кириллина Л. В. Бетховен и Гомер 299
Кузнецова Е. Д. Слово в музыкальном мире Эдварда Элгара 310
Кокорева Л. М. Дебюсси и символизм 317
Павлинова В. П. «Звук-жест» и «Звук-слово» в творчестве молодого Прокофьева 330
Катунян М. И. «Плач Иеремии»: сакральное слово и неоканонический стиль Владимира Мартынова 341
Приложение
Два обращения А. В. Михайлова к участникам конференций «Слово и музыка» 352