Слово и музыка. Памяти А. В. Михайлова: материалы научной конференции


  • Издательство: Московская консерватория Редакционно-издательский отдел, 2002
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 358
  • ISBN: 5-89598-096-1

Редколлегия: Е. И. Чигарёва, Е. М. Царева, Д. Р. Петров


Сборник, составленный по материалам конференций, задуманных выдающимся филологом А. В. Михайловым (1938–1995), содержит статьи, посвященные различным исторически сложившимся формам взаимодействия слова и музыки на протяжении многих веков – от античности и раннего христианства до авангарда второй половины ХХ века. Книга адресована музыковедам, литературоведам и всем интересующимся историей и теорией культуры.


Серия: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского
Номер сборника: 36

От составителей 3   Михайлов А. В. СЛОВО И МУЗЫКА: Музыка как событие в истории Слова 6
Чигарёва Е. И. «О том, чтó в музыке» (по лекциям и наброскам А. В. Михайлова) 23

Слово и музыка. Общие вопросы взаимодействия
Холопов Ю. Н.
Об античной ритмике. Метод музыкально-фонетической транскрипции 33
Холопова В. Н.
Язык музыкальный и словесный: их системное сопоставление 43
Медушевский В. В. Исторический параллелизм в развитии вербального и музыкального языка 51
Назайкинский Е. В. Лейтмотив как имя 71

Музыка и молчание
Свящ. Георгий Чистяков. Немая музыка псалмов 86
Барсова И. А. Музыка. Слово. Безмолвие 93

Слои «внемузыкального» в музыкальном тексте
Кудинова Л. М.
Название в музыке (к постановке проблемы) 99
Царёва Е. М. «Интермеццо» в романтической музыке. Шуман и Брамс 110
Лосева О. В. Титульный лист как компонент художественного целого 119
Дубинец Е. А.
Графическая поэзия и графическая музыка 129

Опера и оперное либретто. Вопросы оперной драматургии
Батова М. П. Stile recitativo: «речитативный стиль?» 145
Матвеева Е. Ю.
Жанровая специфика опер Й. Гайдна 156
Коженова И. В.
К проблеме драматург – либреттист – композитор в творчестве Верди 170
Зенкин К. В.
Слово в оперном речитативе Римского-Корсакова 180
Гордина Е. И.
О музыкально-поэтической системе оперы П. Конёвича «Коштана» 187
Векслер Ю. С. Неосуществленные оперные замыслы Альбана Берга 192

Слово о музыке
Захаров Ю. К. Об истолковании музыки в слове 203
Стрекаловская Х. А.
Слово о музыке в эпоху постромантизма 212
Петрова А. В.
Слово и музыка в неизвестной опере Дебюсси «Братья по искусству» 222
Петров Д. Р. Слово о музыке. Несколько теоретических наблюдений в связи с каденциями Моцарта 232

Музыка и «музыкальность» в художественной литературе
Касаткина Т. А. О творящей природе художественного слова 242
Гервер Л. Л. Музыка в поэзии Михаила Кузмина 250
Кирикова Е. Е.
Музыкальный и цветовой ритм в романе Вирджинии Вулф «Волны» 257
Раку М. Г.
Музыкальная мифология Бернарда Шоу (в пьесе «Дом, где разбиваются сердца») 267

Из истории взаимодействия музыки и слова
Остроумова Н. В.
Эстетические воззрения Иоганна Кунау 276
Чехович Д. О. Семантический ореол темпа в музыке венских классиков 291
Кириллина Л. В. Бетховен и Гомер 299
Кузнецова Е. Д.
Слово в музыкальном мире Эдварда Элгара 310
Кокорева Л. М. Дебюсси и символизм 317
Павлинова В. П.
«Звук-жест» и «Звук-слово» в творчестве молодого Прокофьева 330
Катунян М. И.
«Плач Иеремии»: сакральное слово и неоканонический стиль Владимира Мартынова 341

Приложение
Два обращения А. В. Михайлова к участникам конференций «Слово и музыка» 352