Максимова
Александра Евгеньевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Максимова<br /> Александра Евгеньевна

Родилась в г. Москве. В 1990 г. окончила Детскую хоровую школу «Весна». В 1995 г. окончила теоретико-композиторский факультет Академического музыкального училища при Московской консерватории. В 2000 г. — Московскую консерваторию по специальности «Музыковедение» (класс проф. М. А. Сапонова), в 2001 г. — по специальности «Орган» (класс проф. Н. Н. Гуреевой), в 2003 г. — аспирантуру консерватории по специальности «Музыкальное искусство» (класс проф. Е. Г. Сорокиной). Прошла стажировку в классе органа доц. Д. В. Дианова.

В 1999 – 2002 гг. работала в Вечерней музыкальной школе Сектора педагогической практики Московской консерватории, с 2000 по 2001 гг. — в Методическом кабинете кафедры хорового дирижирования. С 2007 г. — сотрудник Научно-исследовательского центра «Наследие».


Педагогическая деятельность:

С 2001 г. — преподаватель кафедры истории русской музыки Московской консерватории, с 2008 г. — доцент. С 2005 г. — преподаватель органа МГДМШ имени И. О. Дунаевского; с 2012 г. преподаватель органа ДМШ имени А. Т. Гречанинова.


Участие в жюри конкурсов:

Член жюри Конкурса органистов Второго Московского фестиваля молодых деятелей искусств имени Н. Л. Бидлоо (Москва, 2008); член жюри Всероссийского конкурса органистов «Sancta Caecilia» (Красногорск, 2010, 2011).


Концертная деятельность:

В качестве органистки выступала в концертных залах Москвы, участвовала в концертах Московского органного фестиваля, Международного фестиваля современной музыки «Московская осень», в I Международном конкурсе органистов имени А. Ф. Гедике. Помимо сольных выступлений играла в ансамбле с солистами, хорами, оркестрами.

Принимала участие в организации и проведении международных фестивалей и конференций кафедры истории русской музыки, научного центра церковной музыки имени протоиерея Д. Разумовского, научного центра «Наследие».

Научные труды. Издания

Монография

  • Русский балетный театр екатерининских времён. Россия – Запад. М., «Композитор», 2010.

Статьи:

  • Придворные представления в Италии начала XVII века // Балет. № 98–99. 1998. С. 38–41.
  • Музыкальный театр Италии первой половины XVII века: не только опера // Старинная музыка. № 4. 1999. С. 25–28.
  • Балетто Фабрицио Карозо и его трактат «Благородство дам» (Nobiltà di dame) // Старинная музыка: Практика. Аранжировка. Реконструкция: материалы научно-практической конференции. М., 1999. С. 58–68.
  • Балетные сцены в драматических спектаклях времён Екатерины II: диалог России и Запада // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: материалы международной научной конференции / Научные труды МГК. Сб. 43. М, 2003. С. 240–249.
  • По следам балетов Новера // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 1. М., 2004. С. 277–294.
  • Музыкальный стиль театрального танца на рубеже XVIII — XIX веков (к проблеме возникновения русского симфонизма) // Русская музыка. Рубежи истории: материалы международной научной конференции. Научные труды МГК. Сб. 51. М., 2005. С. 248–259.
  • Балеты Висенте Мартин-и-Солера в Санкт-Петербурге: «Покинутая Дидона» и «Оракул» // Театр. Живопись. Кино. Музыка. Межвузовский сборник научных трудов молодых учёных. Вып. 2. М., «ГИТИС», 2005. С. 159–173.
  • Жанр — форма — драматургия в санкт-петербургских балетах В. Мартин-и-Солера // Научные чтения памяти А. И. Кандинского. Материалы международной научной конференции. Научные труды МГК. Сб. 59. М., 2007. С. 35–56.
  • Рукописные балетные партитуры В. Мартин-и-Солера и К. Каноббио в архивах Санкт-Петербурга // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 4. М., 2008. С. 158–169.
  • Оркестр в балетных партитурах В. Мартин-и-Солера и К. Каноббио // Музыковедение. № 5. 2008. С. 24–35.
  • Русский балет конца XVIII — начала XIX века: в поисках либретто // Наследие. Русская музыка — мировая культура. Вып. 1. М., 2009. С. 24–36.
  • Петербургские «амуры» Психеи, или партитура балета П. Гарделя // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России. Материалы международных конференций. Вып. 5. М., 2010. С. 168 -174.
  • Танец в итальянских театральных представлениях позднего Возрождения и трактат Фабрицио Карозо «Благородство дам» (1600); Фабрицио Карозо да Сермонета. Благородство дам. Перевод и комментарии // Научный вестник Московской консерватории. № 2, 2010. С. 106-134.
  • Музыкальные жанры в трактате Фабрицио Карозо «Благородство дам» (Nobiltà di dame, 1600);  Фабрицио Карозо да Сермонета. Благородство дам. Перевод и комментарии // Научный вестник Московской консерватории. № 3, 2011. С. 56-93.
  • Два «Дон Жуана» // Музыкальная академия. № 1, 2012. С. 75-85
  • Историческое представление «Начальное управление Олега» (1790) // Музыковедение. № 12, 2012. С. 7 -22. [совместно с Е. Ковалёвой].
  • «Ахридеич» - опера-сказка Э. Ванжуры на либретто Екатерины II // Opera Musocologica. № 4 [14], 2012. С. 25-73.
  • Гатчинские балеты А. Пари и Дж. Сарти 1799 года: неизвестные источники // Вопросы музыкознания: Теория. История. Методика: сборник научных статей / М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. – 251 с. С. 78-96.
  • Балет в опере и опера-балет (русский музыкальный театр конца XVIII века) // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П. Е. Вайдман, Е. С. Власова. — М. : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. — 560 с., нот., ил. ISBN 978-5-89598-295-2. С. 31-39.
  • «Идалида» – «Армида» – «Андромеда», или Балеты в санкт-петербургских операх Джузеппе Сарти» // Русские  музыкальные  архивы  за  рубежом.  Зарубежные  музыкальные  архивы  в  России:  материалы  международных  конференций: вып. 7 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. — М.: Научно-издательский  центр  «Московская  консерватория»,  2015.  —  280 с.,  нот.,  ил.  — (Науч. тр. Моск. гос. консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 79). ISBN 978-5-89598-312-6 (в обл.). С. 183 – 207.
  • Собрание рукописных балетных партитур К. Кавоса в Санкт-Петербурге // Русские  музыкальные  архивы  за  рубежом.  Зарубежные  музыкальные  архивы  в  России:  материалы  международных  конференций: вып. 7 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. — М.: Научно-издательский  центр  «Московская  консерватория»,  2015.  —  280 с.,  нот.,  ил.  — (Науч. тр. Моск. гос. консерватории имени П. И. Чайковского; сб. 79). ISBN 978-5-89598-312-6 (в обл.). С. 215 – 250.
  • «Ундина» П. И. Чайковского. Проблема реконструкции композиторского замысла и публикации в составе Академического полного собрания сочинений // П. И. Чайковский. Забытое и новое. Исследования, материалы к биографии, воспоминания современников. М.: Театралис, 2015.  360 с. С. 56-68.
  • Нить Ариадны (балет П. Шевалье де Бриссоля на музыку В. Мартин-и-Солера) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., № 1 (42), 2016. 214 с. С. 67-78.
  • Балет «Кора и Алонзо, или Дева Солнца» Ш. Дидло и Ф. Антонолини // Opera Musicologica, № 3[29], 2016. С. 15-31.
  • «Американцы» в России: опера Е. Фомина и балет К. Каноббио // Проблемы музыкальной науки, № 4, 2016. С. 135-141.
  • «Ундина» П. И. Чайковского. История и судьба оперы // Музыка в системе культуры: Науч. вестн. Урал. консерватории. Вып. 11. Чайковскому посвящается [Текст]: по материалам Междунар. науч. конф., посвящ. 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского: сб. науч. ст. Ч. 1 / [отв. ред., сост. Е. Е. Полоцкая]; Урал. гос. консерватория им. М. П. Мусоргского. – Екатеринбург : УГК, 2016. – 122 с. С. 46-77.
  • П. И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений. Серия I, т. 3. Ундина. Опера в трех действиях Либретто В. А. Соллогуба по книге «Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф. Ламотт Фуке, на русском в стихах В. А. Жуковским». Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано. Научный редактор А. Е. Максимова. Челябинск: MPI, 2016. 312 c.  ISBN: 978-5-9628-0208-4.
    Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса // Обсерватория культуры, № 14(2), 2017. С. 198-207
    «Русская быль» Катерино Кавоса // Музыковедение. № 7, 2017. С. 26-36. ISSN: 2072-9979
    Русский сюжет в балетном творчестве Катерино Кавоса // Обсерватория культуры, № 14(2), 2017. С. 198-207. Импакт-фактор РИНЦ 2016 0,106.
    Музыка и балет в пьесе А. Шаховского «Аристофан, или представление комедии “Всадники”» // Вестник СПбГУ, т. 7, вып. 4, 2017. С. 382-394. Импакт-фактор РИНЦ 2016 0,092. ISSN: 2221-3007.
    Аллегорический пролог в русском музыкальном театре второй половины XVIII века // Музыкальная Академия, № 2 (762), 2018. С. 42-50.
    [совм. с Пастушковой А.] Опера Катерино Кавоса «Иван Сусанин» // Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных, № 3 (26), 2018. С. 80-96.
    Музыкальный театр Екатерининского времени. Опера «Скупой» // Буклет-путеводитель по проекту «Русская классика – музыка мира». М., музыкальный журнал, 2018. С. 46-55.
    «Сон Энея» и балетная музыка Дж. Сарти в России // Моцарт в пространстве и времени / сост. С. Г. Мураталиева. М., Московская консерватория, 2019. 256 с. С. 183-194.
    «Любовная почта» Катерино Кавоса и Александра Шаховского // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России: материалы международных конференций: вып. 8 / сост. И. В. Брежнева, Г. М. Малинина. М.: Московская консерватория, 2015. 328 с. С. 33–50. ISBN 978-5-89598-380-5.
    «Граф Кастелли» Ивана Вальберха: балет на сборную музыку // Музыкальная Академия, № 3 (771), 2020. С. 96-103.
    [совм. с Михайловой В.] Реквием О. А. Козловского // Музыка в системе культуры: Научный вестник Уральской консерватории. – 2021. – Вып. 25. – С. 24–36.
    Семантика оркестровых тембров в балетных партитурах К. Кавоса. // Техника музыкальной композиции. Музыкальная композиция: исторические метаморфозы. Материалы IV Международной научной конференции, 13-15 апреля 2021 г./ред.-сост. Н. В. Пилипенко / Российская академия музыки имени Гнесиных. – М.: РАМ имени Гнесиных, 2021. – 153 с. С. 71-72.
    К истории балета П. Шевалье де Бриссоля «Деревенская героиня» (1800). Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение 11, № 1 (2021): 4–20. https://doi.org/10.21638/spbu15.2021.101
    Балет в творческом наследии А. Шаховского и К. Кавоса // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции к 80-летию кафедры истории русской музыки. М., «Московская консерватория», 2022. 384 с. С. 133-146.

Научный редактор:

  • П. И. Чайковский. Академическое полное собрание сочинений. Серия I, т. 3. Ундина. Опера в трех действиях Либретто В. А. Соллогуба по книге «Ундина. Старинная повесть, рассказанная на немецком языке в прозе бароном Ф. Ламотт Фуке, на русском в стихах В. А. Жуковским». Реконструкция сохранившихся фрагментов. Партитура. Переложение для пения с фортепиано. Челябинск: MPI, 2016.  

Редактор-составитель в изданиях:

  • Гедике А. Ф. Сочинения для органа. Вып. 1–9. М., 2008. Совместно с Н. В. Малиной.
  • Буклет Международного фестиваля и II научной конференции «Наследие: русская музыка – мировая культура. XVIII – XIX век». М., 2009. Совместно с Е. С. Власовой.

Дискография

  • Участвовала в записи компакт-диска антологии «Органная музыка московских композиторов – педагогов московской консерватории: от истоков до современности» (Московская консерватория, 2008).
  • «Евгений Голубев. Избранные сочинения» (Московская консерватория, 2012).

Контактный e-mail: alexmaximova@mail.ru

 

Концерты


22
ДЕК
2024

«Завтра будет Рождество»

5
ДЕК
2024

Фестиваль к 220-летию М.И. Глинки. «Приношение М.И. Глинке»

21
МАР
2021

XXI Московский международный органный фестиваль

23
НОЯ
2019

Феликс Мендельсон-Бартольди (к 210-летию со дня рождения)

5
ОКТ
2019

«Музыка М. И. Глинки в зеркале органной интерпретации»

Все концерты»

События


Все события»

Учителя


Елена Сорокина

Заслуженный деятель искусств РФ

все записи »