Наследие: Русская музыка — мировая культура. Выпуск I


  • Издательство: НИЦ «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 400 экз.
  • К-во страниц: 620
  • ISBN: 978-5-89598-230-3

Составление, редакция и комментарии Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной.


Книга основана на впервые публикуемых архивных материалах, охватывающих более двух веков русской музыкальной истории и содержащих ранее неизвестные факты из творческих биографий выдающихся русских композиторов. Адресована всем интересующимся историей русской музыкальной культуры.

От составителей 6

I. Русская музыка — мировая культура
Татьяна Горяева Архивы российских музыкантов в РГАЛИ 11
Олеся Бобрик, Сергей Конаев, Борис Мукосей Нотная библиотека Большого театра 17
Александра Максимова Русский балет конца XVIII – начала XIX века: в поисках либретто 24
Галина Малинина Неизвестный Бортнянский в Вене: к вопросу о музыкальной россике XVIII века в Австрийской национальной библиотеке 37
Евгений Максимов Феномен коллективных вариаций в «Парафразах» русских композиторов 47
Наталья Власова А. Шёнберг в России: из истории восприятия 56
Манашир Якубов Александр Черепнин и становление японской композиторской школы 95

II. Мифология истории
Даниил Петров Русская музыка середины XIX века. Невостребованное 109
Людмила Гуревич М. И. Глинка и А. Ф. Львов: конец одной иллюзии 123
Григорий Моисеев Великий князь Константин Николаевич — президент Императорского Русского музыкального общества 128
Екатерина Власова Сталин смотрит «Светлый ручей» 155
«Прошло время золотое…». Частушки и песни о коллективизации на Кубани 1930-х годов. Публикация Екатерины Власовой, Зои Водопьяновой и Тамары Домрачевой 167

III. Н. А. Римский-Корсаков и ХХ век
Мстислав Ростропович – Манашир Якубов «…Прежде всего, он был великий композитор» 177
Лариса Кириллина Н. А. Римский-Корсаков на рубеже веков 184
Людмила Барсова Н. А. Римский-Корсаков в письмах и текстах И. И. Лапшина пражского периода жизни 197
Татьяна Зайцева О «петербургском локусе» А. К. Лядова 210
Людмила Скафтымова А. К. Глазунов: «Коронационная кантата» 230
Манашир Якубов Н. А. Римский-Корсаков в оперной сценографии И. Я. Билибина 238
Мария Карачевская Симфоническое творчество М. Ф. Гнесина: от «Дифирамба» к «Монументу» 249
«…Можно немало сделать для искусства». Письма М. Ф. Гнесина к Н. Н. Римской-Корсаковой. Публикация Марии Карачевской 261
Валентина Васильева Вечаша и Любенск в творческой биографии Н. А. Римского-Корсакова 267
Николай Римский-Корсаков Эпидемия дирижерства 274

IV. На переломе времен
Елена Шабшаевич Московская «Музыкальная академия» К. Лекена на рубеже XVIII – XIX веков 283
Игорь Вишневецкий Музыкальная жизнь Киева в 1916 – 1919 годах (по материалам из архива В. Дукельского) 295
Светлана Савенко «Государственное музыкальное строительство»: лозунги и реальность 1917 – 1920 годов (к истории вопроса) 311
Тамара Левая К изучению композиторского наследия 1920-х годов: А. Н. Скрябин и АСМ 327
Инна Барсова Состоялся ли в Советском Союзе «кинодинамический симфонизм»? Творчество Иосифа Шиллингера 1920-х годов 335

V. Великие современники
Мария Щербакова Автограф С. С. Прокофьева в архиве С. Э. и А. Д. Радловых (из истории постановки оперы «Любовь к трем апельсинам» на сцене б. Мариинского театра в 1926 году) 357
Александр Комаров Н. Я. Мясковский в годы Великой Отечественной войны (по переписке композитора 1941 – 1945 годов) 370
«…Живем надеждой на близкое возвращение в Москву». Из переписки Н. Я. Мясковского с Г. В. Киркором 1942 года. Публикация Александра Комарова 384
Н. Я. Мясковский и А. А. Крейн. Из переписки. Публикация Екатерины Власовой 392
Ольга Домбровская Свое – чужое в кинематографе Д. Д. Шостаковича: о музыке, которую композитор предпочел не сочинять 401
Письма Д. Д. Шостаковича к Д. Б. Кабалевскому: 1940 – 1970 годы. Публикация Марии Карачевской 411
Израиль Гусман. Шостакович и горьковчане. Публикация Анны Фортуновой 428

VI. Из истории Московской консерватории
Варвара Павлинова Соучредитель Московской консерватории князь Николай Петрович Трубецкой 483
«…Я принимал самое близкое участие в распространении музыкального и драматического искусств». Из переписки Н. П. Трубецкого. Публикация Варвары Павлиновой 498
Раиса Трушкова Из собрания документов архива Московской консерватории 507
Юлия Ефимова Московская консерватория в жизни А. В. Никольского 514
Святослав Голубенко Концертная жизнь Московской государственной консерватории в первый год Великой Отечественной войны 521
Михаил Кокжаев «Золотые семинары» Юрия Александровича Фортунатова 535

VII. Размышления на фоне века
Марина Долгушина Забытые страницы русской музыкальной истории: вокальное творчество Н. Е. Кубишты 541
Ирина Степанова Виртуальная музыка в русской литературной классике 554
Ирина Голубенко С. П. Дягилев, Н. Н. Черепнин, И. Ф. Стравинский: в поисках Жар-птицы (к истории создания первого балета для «Русских сезонов») 561
Татьяна Коробова ПРОКОЛЛ в статьях и воспоминаниях Д. В. Житомирского 569
Марина Черкашина-Губаренко Дирижер Иван Шпиллер в зеркале писем 578
Елена Двоскина Неизвестная статья Петра Мещанинова 590
Список сокращений 596
Сведения об авторах 598
Указатель имен 601
Summary 619

Автор(ы)


Елена Сорокина

Заслуженный деятель искусств РФ

Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ