Составление и редакция: П. Е. Вайдман, доктор искусствоведения; Е. С. Власова, доктор искусствоведения, профессор. Научный редактор: А. Е. Максимова, кандидат искусствоведения, доцент.
Сборник содержит статьи ведущих современных исследователей по широкому кругу вопросов истории русской музыки, представляющих современные взгляды на развитие отечественного исторического музыкознания. В издание включены исследования, привлекающие внимание к неисчерпаемым богатствам русской музыкальной культуры, открывающие забытые произведения и исторические факты, значительно меняющие научный взгляд на исторические процессы. Впервые публикуемые материалы содержат ранее неизвестные сведения из творческих биографий выдающихся русских композиторов, исполнителей и музыкальных организаций. Открытие новых исторических текстов — нотных и документальных источников — направлено на восстановление утраченных страниц русской музыкальной культуры.
Сборник адресован всем интересующимся историей русской музыки.
От составителей 6
I. РУССКАЯ МУЗЫКА — МИРОВАЯ КУЛЬТУРА
Галина Малинина «Ринальдо» П. Скокова в Неаполе — «Армида» Дж. Сарти в Петербурге 13
Александра Максимова Балет в опере и опера-балет (русский музыкальный театр конца XVIII века) 31
Лариса Кириллина Русская музыка: взгляд из Западной Европы XVIII — начала XIX века 40
Маргарита Пряшникова Итальянская оперная антреприза в Одессе в 1820-х годах 54
Марианна Константинова К вопросу о переделке либретто оперы К. А. Кавоса «Князь-невидимка» 66
Нина Мелик-Давтян Фантазии с вариациями Д. Штейбельта в нотных собраниях Санкт-Петербурга и Москвы 73
Анна Груцынова «Русская тема» и ее претворение в балетах западноевропейских композиторов XIX века 83
Александра Савенкова К истории диалога русского и европейского искусства. А. Ф. Львов 95
Марина Раку К. Клиндворт и П. И. Чайковский: история одной дружбы 121
Сергей Тышко М. И. Глинка в транспортных сетях романтической Испании 133
Светлана Петухова П. И. Чайковский и Р. Шуман: гармонические и тематические музыкальные параллели 143
II. ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСКУССИИ
Елена Зинькевич «Неутомимый композитор второго разряда…» 173
Адиля Мизитова Наследие А. Г. Рубинштейна в истории русской музыкальной культуры 183
Ольга Соломонова Архетипы смеха в «Борисе Годунове» М. П. Мусоргского: современное прочтение 190
Константин Зенкин О симфонической концепции музыки М. И. Глинки к «Князю Холмскому» 199
Мария Щербакова Нестор Кукольник — музыкальный драматург русского театра? 214
Екатерина Ключникова «Национальный миф» в системе взглядов «Могучей кучки» 224
Светлана Лащенко «Оперная репутация»: к вопросу о смысловом потенциале понятия 235
III. НЕИЗВЕСТНОЕ В ИЗВЕСТНОМ
Варвара Павлинова «Жизнь за царя». О природе интонационности оперы 245
Иван Лапшин П. И. Чайковский. 1840–1893. Публикация Людмилы Барсовой 258
Ада Айнбиндер Неизвестные письма П. И. Чайковского к В. В. Переслени 288
Александр Комаров Ария «О del mio dolce ardor» из оперы К. В. Глюка «Парис и Елена»: судьба сочинения в XIX веке, инструментовка П. И. Чайковского 296
Антонина Лебедева-Емелина Застольная музыка во времена Екатерины II: новое стихотворение Г. Р. Державина 315
Марина Долгушина Баллады, романсы и песни капельмейстера А. А. Дерфельдта 326
Анна Булычева К подлинному тексту «Князя Игоря». Работа П. А. Ламма над оперой А. П. Бородина 335
Зивар Гусейнова «Могучая кучка» в документах Н. Н. Римской-Корсаковой 345
Ирина Теплова С. М. Ляпунов: неизвестные материалы фольклорной экспедиции на Русский Север 352
Александр Наумов Ц. А. Кюи — редактор «Сорочинской ярмарки» 364
Эльвира ван Домбург-Окунева Эскизный план Первой симфонии А. К. Глазунова 372
Олеся Бобрик «Заметки на полях»: оркестровые партии как источник сведений о жизни Большого театра конца XIX — XX века 383
IV. ИЗ ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Елена Шабшаевич Уставы московских музыкальных обществ XIX века 399
Елена Полоцкая Н. И. Заремба и М. М. Давыдов: учитель и ученик П. И. Чайковского 424
Письма Н. И. Зарембы к А. М. Климченко Публикация Андрея Алексеева-Борецкого 460
V. НА ПЕРЕЛОМЕ ВРЕМЕН
Валентина Пермина Отец и сын Танеевы: эстафета поколений в науке и искусстве 487
Тамара Левая На рубеже столетий: о психодрамах В. И. Ребикова 504
Вера Валькова Феномен Первой симфонии С. В. Рахманинова 512
Светлана Зверева Николай Афонский и хоровая жизнь «Русского Парижа» 1920–1930-х годов 521
Список сокращений 541
Сведения об авторах 543
Указатель имен 546
Contents 565
Второй выпуск сборника статей, материалов и документов «Наследие» посвящен страницам русской музыкальной истории XVIII–XIX веков. Созданию сборника предшествовала конференция, подготовленная Научно-исследовательским центром «Наследие», работавшим при кафедре истории русской музыки Московской государственной консерватории (2007–2011). Конференция была проведена совместно с Государственным Домом-музеем П. И. Чайковского и Отделом музыки Государственного института искусствознания1. Предлагаемый читателям труд является результатом объединения научного сообщества, а его целью стала идея «собраться вместе», чтобы осуществить «единый проект», создав некое целостное культурное поле в рамках одной книги.
Название и структуру издания определило стремление зафиксировать некоторые общие тенденции в современной музыкально-исторической науке, которые отразились несколько ранее в сборнике «Наследие: русская музыка — мировая культура. Вып. 1», вышедшем в 2009 году2. В концепции обоих изданий одним из основных является положение о долговременных плодотворных диалогических связях русской музыки с мировой музыкальной культурой. В двух выпусках «Наследия» данный раздел по значимости первый; им открываются оба издания.
С середины 1980-х годов общее направление движения научной мысли было обусловлено естественным желанием не только восстановить некогда искусственно разорванную связь метрополии и эмиграции, но и зафиксировать основополагающие принципы, согласно которым на протяжении последних столетий шло движение европейско-русского музыкального процесса. Для советской музыкальной историографии сама постановка такой темы была проблематична. Историческая музыковедческая наука советского времени представила целостный и строго иерархичный взгляд на художественные эпохи, стили, национальные композиторские школы, творческие персоналии. Напомним читателю, что общая концепционная основа теории истории русской музыки была сформулирована в 1950 году в Плане-проспекте «История русской советской музыки» под редакцией Ю. В. Келдыша, С. С. Скребкова и И. Я. Рыжкина, выпущенном издательством Академии наук СССР3. Его авторы в соответствии с господствующими в тот период канонами отечественной гуманитарной науки проецировали основные позиции Краткого курса Истории всесоюзной коммунистической партии (большевиков) на музыкальную историю. Можно с уверенностью утверждать, что все последующие десятилетия советского периода отечественная историческая наука развивалась в рамках тех научных позиций, которые были предложены в Плане-проспекте. Неизменными, согласно Краткому сталинскому курсу, оставались и принципы периодизации, и концентрация научного внимания на крупных явлениях культуры и значительных исторических персонажах с устойчивыми, малоподвижными художественными характеристиками. Это издание, ныне ставшее библиографической редкостью, явилось методологической основой всей сформированной исторической концепции русской советской музыки, постепенное и осторожное расшатывание которой началось лишь с изменением социально-политических ориентиров страны в целом.
Поэтому представляется важным сфокусировать внимание читателя на ключевых позициях второго выпуска «Наследия», вынесенных в названия его разделов: «Русская музыка — мировая культура», «Исторические дискуссии», «Неизвестное в известном», «Из истории музыкальных организаций» и «На переломе времен». Соответственно и практически все помещенные в эту книгу материалы в данном контексте воспринимаются как полемические по отношению к недавнему прошлому и его господствующим приоритетам.
Подчеркнем, что мы пытаемся уйти от представления исторического пейзажа в виде целостной и сформированной модели. Более того, мы считаем, что время целостности — это не наше время. Многолетняя пауза, отделившая от нас прошлые XVIII и XIX века, дала замечательную возможность почувствовать свободу, наделив исследуемое историческое пространство детальным описанием. Рискнем предположить, что мы переживаем сейчас «время детали», мы радуемся неожиданной находке отдельного факта, наслаждаемся созерцанием ранее скрытого под тенью больших имен персонажа. Историческое пространство этой книги пестро и многомерно. В этом видится знак времени, дискретного по преимуществу.
В процессе создания книги ее проблематика была несколько расширена по сравнению с рамками, предлагаемыми конференцией. В сборник вошли научные статьи, документы и материалы из Российского государственного архива литературы и искусства, Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки, Государственного Дома-музея П. И. Чайковского в Клину, Российской государственной библиотеки, Российской национальной библиотеки, Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, Российского института истории искусств, Центрального исторического архива Москвы, Архива Нотной библиотеки Большого театра, Нотной библиотеки Мариинского театра (ЦМБ), Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, Российского государственного военно-исторического архива, Научной музыкальной библиотеки Московской консерватории, Научной музыкальной библиотеки Санкт-Петербургской консерватории, Научной библиотеки Московского государственного университета, Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки, Института русской литературы (Пушкинский Дом), Главного государственного архива в Штутгарте, Архива Православной церкви США, Архива Йенского университета, Русского архива в Белграде, Музея Национальной литературы в Праге, Библиотеки Неаполитанской консерватории, Национальной библиотеки Португалии.
Из приведенного списка видно, насколько широко географическое пространство исторического поиска авторов — создателей книги. Широк и временной охват. Часть материалов затрагивает и XX век, что в принципе объяснимо: далеко не всегда в науке историческое время соответствует ходу астрономических часов. Это публикация развернутой статьи о П. И. Чайковском, написанной И. И. Лапшиным в изгнании, это исследование С. Г. Зверевой о русском хоровом дирижере-эмигранте Н. П. Афонском. Также уже с позиций XXI века о драматической истории неизданного полного собрания сочинений А. П. Бородина и о вкладе выдающегося ученого-текстолога П. А. Ламма в исследование его наследия пишет А. В. Булычева, впервые осуществившая восстановление и публикацию авторской редакции оперы «Князь Игорь».
Новые факты хрестоматийных биографий и открытия в отношении известных уже сочинений представлены в статьях о М. И. Глинке, А. Г. Рубинштейне, М. П. Мусоргском, Ц. А. Кюи, А. К. Глазунове, С. И. Танееве, С. М. Ляпунове, В. И. Ребикове, С. В. Рахманинове. На страницах издания присутствуют материалы, авторы которых вступают в полемику с предшествующими представлениями о, казалось бы, известных сочинениях. Таково исследование В. П. Павлиновой об истоках интонационности оперы «Жизнь за царя» через глубокое постижение композитором отечественной церковно-певческой традиции. В близком ключе идет ход размышлений К. В. Зенкина о музыке к «Князю Холмскому». Новый исторический портрет драматурга Н. В. Кукольника создала М. Н. Щербакова. Позиции авторов нередко не совпадают, в книге представлены разные научные взгляды на одно и то же художественное явление.
Значительное место в издании отведено неизвестным страницам русской музыкальной истории: обнаруженной в архивохранилищах Европы партитуре оперы П. А. Скокова «Ринальдо» (Г. М. Малинина), застольной песне на слова Г. Р. Державина (А. В. Лебедева-Емелина), итальянской оперной антрепризе в Одессе (М. П. Пряшникова)4, оперным творениям А. Ф. Львова, имевшим успех в Европе (А. С. Савенкова), сочинениям «иностранцев в России» — пианиста-композитора Д. Штейбельта (Н. Р. Мелик-Давтян) и капельмейстера А. Дерфельдта (М. Г. Долгушина). Попытка представить новые оценочные критерии в развитии отечественной оперы дана в историко-эстетическом эссе С. К. Лащенко. Наконец, оркестровые партии как своего рода бесценный источник неожиданных сведений о музыкальной жизни прошлого, как коллективный «дневник», фиксирующий настроения общественно-театрального «закулисья», стал предметом размышлений О. А. Бобрик.
Один из разделов первого выпуска сборника «Наследие» имел монографический характер и был посвящен Н. А. Римскому-Корсакову. Благодаря П. Е. Вайдман предлагаемый читателю второй выпуск содержит корпус новейших материалов, связанных с личностью П. И. Чайковского. Однако они не сконцентрированы в отдельном разделе, но рассредоточены по книге (подобно некоей лейттеме), что имеет свое объяснение. С течением времени значение многообразных личностных, художественных, педагогических, мировоззренческих контактов П. И. Чайковского выходит далеко за рамки его творческой истории. Каждая деталь, связанная с мельчайшими подробностями личной биографии (публикация А. Г. Айнбиндер четырех писем композитора к своему дальнему родственнику В. В. Переслени, основанная на недавнем приобретении ГДМЧ), каждое новое постижение круга его профессионального общения, связанного с учебой в Санкт-Петербургской и работой в Московской консерватории (статья Е. Е. Полоцкой о Н. И. Зарембе и М. М. Давыдове, статья М. Г. Раку о К. Клиндворте), каждое соприкосновение с иными художественными мирами (Глюк, Шуман и Чайковский в исследованиях А. В. Комарова и С. А. Петуховой) выводят читателя к пониманию особого места, которое занимает композитор в современной мировой культуре.
Проблема научной реставрации исторического документа решена в публикации Л. Г. Барсовой, представившей очерк И. И. Лапшина о П. И. Чайковском5. Литературный памятник 1940 года обрел обширный, параллельный основному комментирующий текст. И, как это обычно бывает в подобных случаях, перед читателем возникла ситуация контрапунктирующего диалога собственно исторического документа и его современного научного осмысления.
Во втором выпуске «Наследия» (так же, как и в первом) самостоятельный раздел посвящен истории музыкальных организаций России. В последнее десятилетие эта тема стала предметом пристального внимания отечественных ученых. Исследованы некоторые неизвестные страницы истории Санкт-Петербургской и Московской консерваторий, Императорского Русского музыкального и Московского Филармонического обществ и других музыкально-общественных объединений. Многие достойные имена возвращены на историческую сцену, скорректированы отдельные клишированные в советское время оценочные характеристики6. В настоящем издании деятельность Московского отделения РМО и Московского Филармонического общества рассматривается через сравнение уставов этих организаций (Е. М. Шабшаевич). Драматическая история сопротивления высочайшей попытке реформировать разностороннее консерваторское обучение, превратив его в оркестровые классы, представлена в материале А. А. Алексеева-Борецкого. Публикуемые им письма директора Санкт-Петербургской консерватории Н. И. Зарембы дополнены подробным биографическим очерком о выдающемся музыканте-педагоге (Е. Е. Полоцкая).
Составители сборника видели свою главную задачу в попытке реконструкции исторического пространства более чем двухвековой русской музыкальной истории в том виде, каким оно представляется современным исследователям из Москвы и Санкт-Петербурга, Клина и Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и Вологды, Киева, Одессы и Харькова.
Екатерина Власова, Полина Вайдман
1 Ныне — Сектор истории музыки Государственного института искусствознания.
2 См.: Наследие: Русская музыка — мировая культура: Сборник статей, материалов, писем и воспоминаний. Вып. 1 / сост., ред. и коммент. Е. С. Власовой, Е. Г. Сорокиной. М., 2009 (далее сокращенно: Наследие I).
3 История русской советской музыки: План-проспект / под ред. Ю. В. Келдыша, С. С. Скребкова, И. Я. Рыжкина. М.; Л., 1950.
4 Упомянем здесь о статье на ту же тему, написанной другим исследователем: Порфирьева А. Л. Итальянская опера в Одессе: 1809–1865. Южная версия Северной Пальмиры // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. Т. 12: XIX век: Страницы биографии / отв. ред. и сост. Н. А. Огаркова. СПб., 2013. С. 168–200.
5 В предыдущем выпуске «Наследия» увидела свет статья о И. И. Лапшине как авторе текстов, посвященных Н. А. Римскому-Корсакову (см.: Барсова Л. Г. Н. А. Римский-Корсаков в письмах и текстах И. И. Лапшина пражского периода жизни // Наследие I. С. 197–209).
6 См., в частности, результаты исследований последних лет по истории музыкальных организаций XVIII–XIX веков. Статьи: Гуревич Е. Л. Великая княгиня Елена Павловна в истории отечественной культуры // Московская консерватория: вчера — сегодня — завтра / отв. ред. Е. Г. Сорокина. М., 2008. С. 5–15; Моисеев Г. А. Великий князь Константин Николаевич — президент Императорского Русского музыкального общества // Наследие I. C. 128–154; Шабшаевич Е. М. Московская «Музыкальная академия» К. Лекена на рубеже XVIII–XIX веков // Там же. С. 283–294; Павлинова В. П. Соучредитель Московской консерватории князь Николай Петрович Трубецкой // Там же. С. 483–506.
Книги, диссертации, публикации: Летопись жизни и творчества В. И. Сафонова / сост. Л. Л. Тумаринсон, Б. М. Розенфельд. М., 2009; Полоцкая Е. Е. П. И. Чайковский и становление композиторского образования в России: дис. … докт. искусствоведения. М., 2009; Шабшаевич Е. М. Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике. М., 2011; Переписка великого князя Константина Николаевича с сенатором Андреем Николаевичем Маркевичем (1885–1889) / публ. Г. А. Моисеева // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 2009–2010 годы / отв. ред. Т. С. Царькова. СПб., 2011. С. 540–596; Лотош Е. С. Московское отделение Русского Музыкального общества. Первые годы деятельности. М., 2012.