Научные интересы: русская музыкальная культура XIX–XX вв., творчество М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, С.С. Прокофьева; русская духовная музыка XVII–XX вв.
Тема кандидатской диссертации: «Творческое формирование С.С. Прокофьева и художественные тенденции современности» (МГК, 1992).
Родилась в Москве в семье потомственных художников. В 1960–71 гг. училась в Центральной музыкальной школе при МГК им. П.И. Чайковского по классу фортепиано у Т.Д. Мануильской, на теоретическом отделении у Ю.Н. Холопова, М.А. Рыбниковой, Л.М. Калужского, Е.Н. Абызовой. В 1976 г. окончила с отличием теоретико-композиторский факультет Московской консерватории в классе Е.М. Царевой. Научный руководитель кандидатской диссертации — А.И. Кандинский.
С 1977 г. преподавала музыкальную литературу в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского. В течение многих лет возглавляла предметно-цикловую комиссию «Музыкальная литература и лекторская практика» ЦМШ, успешно готовила учащихся теоретического отделения школы к дальнейшему обучению в Московской консерватории.
С 1990 г. — на кафедре истории русской музыки Московской (в 1999–2003 гг. работу по семейным обстоятельствам прерывала). Читает общие курсы, а также раздел спецкурса «Творчество М.П. Мусоргского», ведет педагогическую практику студентов по предмету «Музыкальная литература», руководит курсовыми и дипломными работами музыковедов. Научные работы её студентов неоднократно были отмечены премиями консерваторских конкурсов. На I Всероссийском конкурсе студенческих научных работ (номинация «Музыкальное искусство») написанная под ее руководством работа М. Кривицкого «Метаморфозы “Ивановой ночи на Лысой горе” в творчестве Мусоргского и Римского-Корсакова» заняла II место (2014 г.).
С 1993 г. по совместительству преподает в Православном Свято-Тихоновском университете на факультете церковного пения, кафедра истории и теории музыки. В разные годы читала здесь «Историю зарубежной музыки», «Историю русской музыки», в настоящее время ведет предмет «История церковно-певческого искусства». Руководит дипломными и аспирантскими научными работами.
Имеет награды: знак «За отличную работу» Министерства культуры СССР (1982), Почетная грамота Министерства образования РФ (2003), Почетная грамота Министерства культуры РФ (2010), Медаль св. патриарха Тихона I степени (2012), Грамота патриарха Кирилла (2013), Медаль в честь 1000-летия блаженной кончины св. равноапостольного князя Владимира (2015), Благодарность МГК им. П.И. Чайковского (2016), Грамота МГК им. П.И. Чайковского (2021).
Ученики:
выпускники индивидуального класса
- Камратова Н. (историко-теоретический факультет МГК, 1994)
- Коврова И. (аспирантура Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2012)
- Мартыненко В. (историко-теоретический факультет МГК, 2020)
- Марьясина Н. (аспирантура Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2018)
- Лотош Е. (историко-теоретический факультет МГК, 1999)
- Орлова М. (историко-теоретический факультет МГК, 1999)
- Савенкова А. (историко-теоретический факультет МГК, 2008)
- Скирская Т. (аспирантура Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2018)
- Шевцова О. (специальность «Музыковедение», Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2010)
- и другие;
выпускники теоретического отделения ЦМШ
- Баталов Д.
- Березина В.
- Борисова-Оллас В. (Швеция)
- Двоскина Е.
- Карманов П.
- Косенко С. (США)
- Лыжов Г.
- Мартынова С.
- Мндоянц Н.
- Немцова А.
- Неседов Н.
- Орлова М.
- Петрова В.
- Пильчен Д.
- Раева О.
- Рябова Ю. (Франция)
- Хмелевская Е.
- Чернов А.
- Чикобава К.
- и многие другие.
Автор свыше 60 научных и научно-методических трудов. В их числе:
1. Важная черта фортепьянного творчества // Советская музыка. 1981. № 4.
2. Черепнин Александр Николаевич // Музыкальная энциклопедия, т. 6. — М., 1982.
3. Черепнин Николай Николаевич // Там же.
4. Смолоду – на своем языке // Советская музыка. 1986. № 4.
5. О становлении «новой интонации» Прокофьева // Московский музыковед. Вып. 2. — М.: Музыка, 1991.
6. Молодой Прокофьев и его время // Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 3. — М.: МГК, 1993.
7. «Звук-жест» и «звук-слово» в творчестве молодого Прокофьева // Научные труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 36. — М.: МГК, 2002.
8. Князь Николай Петрович Трубецкой // П.И. Чайковский. Забытое и новое: Альманах. Вып. 2. — М.: «Интернет Сервис», 2003.
9. Соучредитель Московской консерватории князь Николай Петрович Трубецкой // Наследие: Русская музыка ― мировая культура. Вып. 1. Сборник статей, материалов и воспоминаний // Сост., ред. и коммент. Е.С. Власовой, Е.Г. Сорокиной. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.
10. Жизнь, отданная просветительству // Союз творцов и просветителей. Сб. статей / Ред.-сост. Е.Д. Кривицкая, В.В. Хабаров. — М.: «Композитор», 2012.
11. Николай Григорьевич Рубинштейн и Николай Петрович Трубецкой // Николай Григорьевич Рубинштейн и его время: альбом [К 150-летию Московской консерватории] / Ред.-сост. М.Д. Соколова. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012.
12. «Ты мне много дал для познания красоты». Иконописец П.А. Федоров и график П.Я. Павлинов // НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, МГХПА им. С.Г. Строганова, Академик Императорской Академии художеств Н.В. Глоба и Строгановское училище / отв. ред. Т.Л. Астраханцева. — М.: Индрик, 2012.
13. «Жизнь за царя». О природе интонационности оперы // Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II / сост. и ред. П.В. Вайдман, Е.С. Власова. ― М.: Науч.-изд. центр «Московская консерватория», 2013.
14. Алексей Федорович Львов // «Гимн России». Каталог выставки. ― М.: ВМОМК имени М.И. Глинки, 2014.
15. Методика преподавания музыкальной литературы // «Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I». М., Прогресс-Традиция, 2016. — С. 251–252.
16. Музыкальная литература //«Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I». М., Прогресс-Традиция, 2016. — С. 271–273.
17. Львов Алексей Федорович // Православная энциклопедия. Т. XLI. — М., 2016.
18. Львов Федор Петрович // Там же.
19. Проблемы хронологии жизни и духовно-музыкального творчества А.Ф. Львова // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». — 2017. — Вып. 1 (25).
20. О генезисе трагического в музыкальном театре М. П. Мусоргского // Вселенная М. П. Мусоргского: материалы Открытой республиканской научно-практической конференции, посвященной 180-летию со дня рождения композитора (Луганск, 21 марта 2019 г.) – Луганск: Изд-во ГОУК ЛНР «ЛГАКИ им. М. Матусовского», 2019. – С. 217–237.
21. Музыкальное воспитание одаренных детей: от Центральной музыкальной школы до консерватории // Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 1.Сб. статей по материалам XXVII Международных образовательных чтений 2019 года. – М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2020. – С. 109–113.
22. Баллада «Забытый» М.П. Мусоргского // Рождественские беседы о духовной музыке. Вып. 2. Сб. статей по материалам XXVIII Международных образовательных чтений 2020 года. – М.: ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», 2020. С. 90-95.
23. Русский духовный стих в исторических драмах Мусоргского // Вестник ПСТГУ. Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. Вып. 43. С. 89–106.
24. Смерть и Вечность в музыкальном мире Мусоргского. К теме: композитор-реалист и изобразительное искусство // Диалог искусств и арт-парадигм. Статьи. Очерки. Материалы. Т. 36: по материалам IX Международного научного форума «Диалог искусств и арт-парадигм» «SCIENCEFORUM PAN-ART VIII». 22 февраля 2022 г. Шестидесятники XIX века. Ред.-сост. А. И. Демченко, Н. А. Хренов. ‒ Саратов: Саратовская гос. консерватория им. Л. В. Собинова, 2022. С. 249–269.
25. Исторические драмы Мусоргского в зеркале древнегреческой трагедии: параллели или преемственность? // Русская музыкальная историография: прошлое, современность, перспективы: сборник статей по материалам международной научно-практической конференции к 80-летию кафедры истории русской музыки / редкол.: И.А Скворцова (гл. ред.), Н. В. Гурьева, И. В. Дынникова, Е. Е. Потяркина. ‒ М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022. ‒ С. 188–207.
26. О педагогических принципах П.Я. Павлинова (к 100-летию ВХУТЕМАСа) // Н.В. Глоба и российское художественно-промышленное образование / [отв. ред., сост. Т.Л. Астраханцева] / Науч. иссл. ин-т теории и истории изобразит. искусств РАХ, РГХПУ им. С.ГН. Строганова. М.: РГХПУ им. С.Г. Строганова, 2023. – С. 406–410.
Руководитель проекта книги:
Лотош Е.С. Московское отделения Русского музыкального общества. Первые годы деятельности (1860–1866): История в документах — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012.
Рецензирование книг:
1. Лозовая И.Е. Древнерусский нотированный Параклит XII века: Византийские источники и типология древнерусских списков — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009.
2. История русской музыки: Учебник. В 3-х вып. Вып. II. Кн. 1 / Кандинский А., Петров Д., Степанова И.; под общ. ред. Е. Сорокиной и Ю. Розановой. — М.: Музыка, 2009.
3. Цуканова М.В. «Валерий Кикта: Художественное сознание и поэтика духовно-хорового жанра». — М., «OneBook», 2016.
Читала просветительские лекции на разных площадках Москвы и Московской области, на радио, снималась в документальных телефильмах просветительского характера.
Пути развития русской оперы
Москва, 2023Русская музыкальная историография : прошлое, современность, перспективы
Москва, 2022Наследие: XVIII–XIX века: сборник статей, материалов и документов. Вып. II
Москва, 2013Николай Рубинштейн и его время
Москва, 2012Московское отделение Русского музыкального общества. Первые годы деятельности
Москва, 2012Некоторые проблемы отечественной музыкальной культуры
Москва, 1987