Составление, текстологическая редакция и комментарии – старший научный сотрудник Научно-издательского центра «Московская консерватория» М. Д. Соколова.
Николай Григорьевич Рубинштейн (1835–1881) – выдающийся пианист, дирижер и музыкально-общественный деятель, основавший Московское отделение Русского музыкального общества и Московскую консерваторию. Издание явилось результатом изучения архивных материалов и документов, прямо или косвенно связанных с Н. Г. Рубинштейном и отражающих его многогранную творческую и общественную деятельность.
В статьях альбома Рубинштейн представлен в контексте его времени, во взаимоотношениях с современниками, среди которых П. И. Чайковский и первые профессора Московской консерватории, члены императорской фамилии и молодые музыканты, ученики Николая Григорьевича (С. Танеев, А. Зилоти, Э. Зауэр и другие), ученые Московского университета и виднейшие представители русской аристократии и дворянства (в их числе В. Ф. Одоевский и Н. П. Трубецкой); освещается и трудная судьба Музея имени Н. Г. Рубинштейна в Московской консерватории. В альбоме помещены фотографии и подлинные архивные документы, бо́льшая часть которых публикуется впервые.
Издание адресовано профессиональным музыкантам и всем интересующимся историей русской музыкальной культуры XIX века.
О. П. Кузина. Николай Григорьевич Рубинштейн: жизнь, дела, современники 4
О. В. Рожнова, Л. Л. Тумаринсон. Забытый шедевр. Марк Антокольский. Посмертная маска Н. Г. Рубинштейна 44
М. Д. Соколова. Н. Г. Рубинштейн и Политехническая выставка 1872 года 48
Неизвестный автограф П. И. Чайковского в архиве Н. Г. Рубинштейна. Публикация О. П. Кузиной 58
Е. С. Лотош. Н. Г. Рубинштейн и Московское отделение Русского музыкального общества 62
Г. А. Моисеев. Н. Г. Рубинштейн и президенты Русского музыкального общества 69
В. П. Павлинова. Николай Григорьевич Рубинштейн и Николай Петрович Трубецкой 82
Г. А. Моисеев. Содружество великих художников: Н. Г. Рубинштейн и П. И. Чайковский 95
Е. В. Фетисова. Любимый учитель и наставник. К истории взаимоотношений Н. Г. Рубинштейна и С. И. Танеева 106
Е. Л. Гуревич. Н. Г. Рубинштейн в иконографии Большого зала консерватории 114
Сведения об авторах 119
Список принятых в издании сокращений 120
Имя Николая Рубинштейна, его характер, сильный и целеустремленный, его яркая личность и выдающийся талант, воплотившиеся в пианизме, дирижерском исполнительстве, педагогике, широкой организатор- ской, концертно-просветительской и благотворительной деятельности, в других многочисленных делах и замыслах, и, наконец, незабвенный облик великого Артиста и созидателя остаются и сегодня в памяти Московской консерватории. Сцены Большого и Малого залов венчают барельефы с его изображением. Основатель консерватории в Москве, Рубинштейн стал ярким олицетворением эпохи великих перемен в русском обществе, происходивших в 60–70-е годы XIX столетия. Будучи слитым воедино с той эпохой, с Россией и Москвой, он и сам активно воздействовал на окружавшую его жизнь, направляя свой неукротимый темперамент и кипучую энергию интеллигента-шестидесятника на ее пробуждение и преображение. Поэтому в названии «Николай Рубинштейн и его время» акцент должен стоять на слове его.
Заявленная в названии альбома тема обширна и многоаспектна. В настоящем издании выбран архивно-документальный ракурс ее освещения. Авторами статей выявлен и привлечен большой массив документального материала из фондов крупнейших государственных архивных, музейных и библиотечных хранилищ Москвы и Петербурга, а также из личного архива семьи Трубецких, – это письма, документы, автографы, дарственные надписи, фотографии, рисунки, гравюры, литографии и произведения живописи. Приводимые в альбоме письменные источники были по большей части неизвестны до сих пор и публикуются впервые. Этому предшествовали серьезные текстологические исследования документов, расшифровка текстов, уточнение датировки и атрибуции почерка автографов (как в случае с неизвестным автографом П. И. Чайковского, обнаруженном в архиве Н. Г. Рубинштейна) и многое другое.
Альбом богато иллюстрирован старинными фотографиями, выполненными известными мастерами XIX века. Изучение деятельности русских и зарубежных фотографов, чьи работы помещены в альбоме, позволило уточнить датировку и атрибуцию фотопортретов Н. Г. Рубинштейна. Публикуемые документы и изобразительные материалы во многих случаях снабжены научно-историческим комментарием. Таким образом, альбом вводит в научный обиход солидный объем архивно-документального материала.
В издании подлинные документы органично дополняются фрагментами из ранее публиковавшихся воспоминаний и писем современников Николая Григорьевича (П. И. Чайковского, Е. Н. Трубецкого, К. А. Манна, Н. Д. Кашкина, А. В. Амфитеатрова).
Альбом является первым совместным изданием Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки.
М. Д. Соколова