Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов

Кафедра междисциплинарных специализаций музыковедов была образована в 1991 году с целью разработки и введения новых учебных предметов на стыке различных научных дисциплин. Современная музыкальная культура остро нуждается в таком междисциплинарном направлении музыкального образования, но традиционные учебные планы обеспечить его не могли. Инициатором создания кафедры и ее бессменным заведующим стала доктор искусствоведения, профессор В. Н. Холопова. В первые годы к работе на кафедре были привлечены такие крупные ученые как доктор филологических наук, профессор А. В. Михайлов, академик, доктор биологических наук, профессор В. П. Морозов, доктор искусствоведения, профессор Т. В. Чередниченко.

Потребность в учебных курсах, интегрирующих знания, накопленные в различных (как смежных, так и далеких) научных областях обнаружилась прежде всего в анализе музыкального содержания. Это привело к разработке учебного курса «Музыка как вид искусства» (на основе авторской концепции В. Н. Холоповой), а также курса «Теория музыкального содержания» для исполнительских факультетов. (Программа курса и объемное учебное пособие того же названия созданы безвременно ушедшим кандидатом искусствоведения, доцентом А. Ю. Кудряшовым). Комплексное учение и соответствующий учебный курс на стыке психологии, биоакустики, вокального искусства — «Научные основы вокального искусства» разработан В. П. Морозовым. Широкое междисциплинарное научное обобщение характеризует также курс «Философия и композиция новейшей музыки» кандидата искусствоведения М. Т. Преснякова.

Потребовали совершенствования на междисциплинарой основе и некоторые общие гуманитарные курсы. Так появились авторские курсы: «Проблемы филологии» А. В. Михайлова, где новаторски, на культурологической основе, рассматривалась общность литературы и музыки; «Эстетика» и «Культурология» в разработке Т. В. Чередниченко (позже курсы А. В. Михайлова и Т. В. Чередниченко были переведы в Гуманитарный центр, теперь — кафедра гуманитарных наук) и «Музыкальная психология» доктора педагогических наук, профессора М. С. Старчеус.

В первые годы существования кафедры был разработан  остроактуальный  курс «Информатика», впервые непосредственно адресованный музыкантам. Кандидатом искусствоведения, доцентом С. Н. Лебедевым издано пособие по музыкально-компьютерной технологии нотного набора «Finale», которое завоевало у музыкантов заслуженную популярность.

Особое направление в научно-методической работе кафедры принадлежит учебным курсам, углубляющим знания музыкантов о музыкальном театре — «История балета» и «Музыкальная культура балета». Впервые в России на кафедре была открыта подготовка музыковедов-балетоведов, что было с энтузиазмом поддержано выдающимися мастерами балета: Г. Улановой, О. Лепешинской, Р. Стручковой, В. Васильевым и другими. Первыми руководителями курса выступили члены редколлегии журнала «Балет» Г. В. Иноземцева и профессор В. И. Уральская; в настоящее время эти курсы ведет их ученица, выпускница кафедры А. П. Груцынова. Усилиями кандидата искусствоведения, доцента О. В. Комарницкой и доктора искусствоведения, профессора Р. Г. Косачевой (в настоящее время переведена на другую кафедру) был введен, а точнее, восстановлен в правах учебный курс «Оперный театр» для вокалистов и музыковедов.
Уникальным для отечественного музыкального образования можно назвать разработанные на кафедре учебные курсы, которые знакомят студентов с основами иноязычной музыкальной терминологии. Таковы курс латыни для музыкантов С. Н. Лебедева (совместно с Р. Г. Поспеловой им опубликовано пособие «Musica Latina»), курс английской музыкальной терминологии, разработанный кандидатом филологических наук, доцентом С. И. Завражновой — автором уникального двуязычного словаря музыкальных терминов, оставшегося, к сожалению, неопубликованным. В настоящее время этот курс ведет выпускник Джульярдской музыкальной школы композитор А. А. Ровнер. Аналогичный курс немецкой музыкальной терминологии вела на кафедре кандидат искусствоведения Н. О. Власова.

Кафедра впервые в России открыла специализацию по новейшей дисциплине «Менеджмент в музыкальном искусстве». Кандидатом искусствоведения, доцентом О. А. Левко был разработан комплекс учебных программ, налажена система подготовки студентов, выпущены методические пособия. Также впервые в Московской консерватории был введен учебный курс «Теория и практика музыкальной импровизации», который успешно ведет кандидат искусствоведения, доцент Б. Г. Гнилов.

По всем перечисленным междисциплинарным направлениям на кафедре подготовлены десятки дипломных работ, защищены кандидатские и докторские диссертации. Педагоги кафедры активно участвуют в научных конференциях и семинарах, выступают с лекциями в образовательных центрах России и СНГ, включаются в реализацию творческих проектов в консерватории и за ее пределами. За последние годы членами кафедры изданы фундаментальные монографии и учебные пособия, в их числе: «Искусство резонансного пения» В.П.Морозова, монографии об А. Шнитке, Р. Щедрине, С. Губайдулиной, базовое учебное пособие «Формы музыкальных произведений» В. Н. Холоповой, «Джазовый пианизм и фортепианное искусство» Б. Г. Гнилова, «Слух музыканта» М. С. Старчеус. Работы преподавателей кафедры опубликованы на нескольких языках, их устные выступления с успехом прошли в России, странах бывшего СССР, Западной Европы, США, Китая.