Работа по методике анализа музыкальных эмоций выпускается впервые. В пособии приводится множество эмоциональных определений, рассматриваются базовые, миметические и энергетические эмоции, эмоциональные процессы. Как показательные примеры анализа эмоций в музыке приведены конкретные разборы пьес, в том числе современных композиторов.
Пособие адресовано учащимся музыкальных вузов, а также всем, кто интересуется междисциплинарными исследованиями на стыке музыки и психологии.
Пояснительная записка 4
Трудности, связанные с анализом музыкальных эмоций 5
Краткий экскурс в историю музыкальных эмоций 10
Эмоциональные процессы 19
Примеры анализа музыкальных эмоций в отдельных произведениях 22
К. В. Глюк. Ария Орфея из оперы «Орфей и Эвридика» 22
Ю. В. Воронцов. «Сириус» для фортепиано 24
И. Брамс. Песня «Радость жизни» ор. 6 № 4 26
П. И. Чайковский. Третья часть Третьего струнного квартета 27
С. В. Рахманинов. Этюд-картина для фортепиано ор. 39 № 7 29
К. Штокхаузен. Klavierstück № 9 (Фортепианная пьеса № 9) 30
Заключение 33
На протяжении многих лет теория музыкальных эмоций изучается в двух родственных учебных предметах: «Теория музыкального содержания» и «Музыка как вид искусства». Объединены эти предметы именно содержательным аспектом, в отличие от дисциплин, связанных с вопросами композиции: элементарная теория музыки, гармония, полифония… И так же, как композиционные предметы имеют важные области соприкосновения друг с другом — изучение ладов, тональностей, интервалов, аккордов и многое другое, так и компоненты теории эмоций — участие эмоций в трех сторонах музыкального содержания, состав эмоций в музыке основных исторических эпох и некоторые другие вопросы — координируются между собой в названных дисциплинах смысловой направленности.
В курсе «Теория музыкального содержания» изучение эмоций наиболее приближено к характеру той или иной эпохи: даются подробные перечни основных «душевных состояний» определенного времени, обращается внимание на фиксируемое количество «страстей души», конкретно разбираются моно- и полиаффектность, «смешанные чувства», «эмоциональная форма», предлагается исполнение одной и той же музыкальной темы c разной эмоциональной окраской. В предмете «Музыка как вид искусства» демонстрируется более панорамный охват эмоций в музыке: эмоции жизненные и художественные, базовые музыкальные эмоции, эмоции однородные и смешанные, эмоции специального и неспециального музыкального содержания, фигуро-фоновые соотношения в эмоциях, эмоции миметические и энергетические, эмоциональные процессы.
Для показа относительно сложных случаев в качестве нотных иллюстраций к данной теме отобраны образцы только из музыки ХХ века: на переменчивость фигуро-фоновых соотношений — пьеса «Терции» из «Тетради для юношества» для фортепиано Р. Щедрина, на второплановое значение эмоций — «Сириус» для фортепиано Ю. Воронцова, на развитие только энергетических эмоций — Фортепианная пьеса № 9 К. Штокхаузена.
В силу неотделимости музыкальных эмоций от самой природы музыкального искусства учебное пособие по этой стороне музыкального содержания может быть использовано весьма широко — не только музыковедами, но также композиторами и музыкантами-исполнителями всех специальностей, инструментальных и вокальных.