Редактор-составитель: В. Н. Холопова, доктор искусствоведения, профессор
Сборник статей «Софии — с любовью» составлен по материалам одноименной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию С. А. Губайдулиной. Он содержит результаты исследований отечественных и зарубежных музыковедов, открывая новые перспективы в изучении творчества выдающегося современного композитора.
Адресован всем интересующимся творчеством С. А. Губайдулиной и современной музыкальной культурой.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Номер сборника: 78
От составителя 4
С. И. Савенко. Творчество Софии Губайдулиной в контексте европейских традиций 9
В. Н. Холопова. Комплекс духовного содержания в творчестве Софии Губайдулиной 15
В. Н. Холопова. «Тайна» как несформированная категория теории искусства и ее присутствие в творчестве Софии Губайдулиной 32
С. К. Саркисян. Концепция формы в Скрипичном концерте «In tempus praesens» Софии Губайдулиной 49
М. В. Геллер. Архитектура и музыка: принципы формообразования в «Fachwerk» Софии Губайдулиной 68
И. Р. Башарова. Музыкальный «микрокосмос» Софии Губайдулиной: инструментальные пьесы для детей 87
И. В. Шевцова. «Из Часослова» Софии Губайдулиной: исповедь виолончели 109
И. В. Шевцова. Соната «Радуйся!» для скрипки и виолончели Софии Губайдулиной: диалог с философией Григория Сковороды 123
Н. С. Бруггер. «Glorious percussion» Софии Губайдулиной: трактовка ударных, композиция, содержательный аспект 133
К. Г. Пантелидис. «Не-концерт» для фортепиано: «Introitus» Софии Губайдулиной 158
ПРИЛОЖЕНИЕ
Иван Оганов. Богиня 169
«Звук жизни…» Беседа Константина Пантелидиса с Софией Губайдулиной 174
Сведения об авторах 181
Contents 182
Сборник статей «Софии — с любовью» составлен на основе докладов, прочитанных на международной научно-практической конференции, входившей в программу юбилейного московского фестиваля к 80-летию Софии Асгатовны Губайдулиной (23–29 ноября 2011 года). Конференция состоялась в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, в первый день фестиваля1; в ней приняли участие музыковеды, занимающиеся творчеством Софии Асгатовны, — авторы книг, диссертаций, дипломных работ, статей. Это российские исследователи из Москвы и Уфы, коллеги из Армении, Израиля и Греции.
Проблематика сборника охватывает и исторический аспект, и теорию искусства, но, главным образом, сосредоточена вокруг анализа конкретных сочинений Губайдулиной. Такое устремление к композиционным вопросам объясняется их нерешенностью, трудностью и абсолютной необходимостью их рассмотрения для профессионального постижения этого крупнейшего композитора современности. В некоторых случаях задача значительно осложняется тем, что Губайдулина применяет определенные вычислительные операции, которые необходимо знать ее аналитику и уметь действовать по аналогии. Потребность в анализе велика еще из-за того, что взяты произведения последних лет, и и они исследуются впервые. Это «In tempus praesens», «Glorious percussion», «Fachwerk». Однако и ранние сочинения композитора (пьесы для детей) также предстают весьма новыми для взгляда музыковеда. При этом неотъемлемым достоинством всех статей является чуткое ощущение духа музыки Губайдулиной, смысла ее творчества.
В предлагаемое читателю издание вошли работы исследователей всех профессиональных уровней: доктор-профессор, кандидат наук, выпускник аспирантуры, выпускник вуза. Оно дополнено литературным эссе российского писателя И. И. Оганова и интервью, взятым у Губайдулиной греческим композитором К. Г. Пантелидисом. Сборник открывает статья С. И. Савенко «Творчество Софии Губайдулиной в контексте европейских традиций». Обобщая всё многообразие историко-культурных связей музыки композитора (от знаменного распева до нововенской школы), автор задается новым вопросом о соотношении сочинений Губайдулиной с творчеством Малера, протягивая нити от финала «Песни о земле» ко многим медитативным финалам произведений Губайдулиной. От себя могу добавить, что София Асгатовна действительно хорошо знает симфонии Малера. По ее инициативе мы играли их в 4 руки в годы нашего совместного проживания в общежитии Московской консерватории, причем с соблюдением всех тройных и четверных fortissimo — пока не прибегали возмущенные соседи. А когда Губайдулина переезжала в Германию, она подарила мне на память пластинки с записью грандиозной малеровской Восьмой симфонии.
Далее следуют две мои статьи общеэстетической направленности. Первая из них — «Комплекс духовного содержания в творчестве Софии Губайдулиной»2. Творчество и личность этого композитора всегда окружены ореолом духовного, а сама она чувствует, что может дать жаждущим людям этот «глоток воды». Однако категория «духовное» в российском музыковедении не имеет устоявшейся и признанной научной разработки. Анализ этой категории по отношению к творчеству Губайдулиной показал, что данное понятие многосоставно и включает следующие аспекты: религиозный, философский, этический, эстетический, культурологический, социальный. Все эти грани прослежены на примерах сочинений разных периодов.
Вторая статья — «“Тайна” как несформированная категория теории искусства и ее присутствие в творчестве Софии Губайдулиной» — явилась результатом моих долгих размышлений над природой музыки как вида искусства. Мне представляется, что искусство (для воспринимающего его) не может существовать без загадки, секрета. Однако это свойство удивительным образом не было сформулировано ни в эстетике, ни в теориях каких-либо других искусств, включая музыку. Поскольку Губайдулина очень высоко ставит интуицию и спонтанность, ее музыка является благоприятнейшим «объектом» для изучения тайны.
С. К. Саркисян в статье «Концепция формы в Cкрипичном концерте Софии Губайдулиной “In tempus praesens”» приводит ряд объемных, сложившихся с античных времен, толкований понятия «форма», избегая привязки только к ее современному пониманию — как композиции. Исследователь находит множество параллелей с другими современными композиторами. В своем анализе она уделяет внимание числовым пропорциям; замечает присутствие в коде концерта элементов хорала «И вот я пред троном Твоим», в связи с чем проводит параллель со Cкрипичным концертом А. Берга, также содержащим хорал в коде; отмечает на примере концерта гуманистический характер русского искусства, сравнивая Губайдулину с Шостаковичем.
Темой статьи М. В. Геллер стал еще не затрагивавшийся ракурс: «Архитектура и музыка: принципы формообразования в “Fachwerk” Софии Губайдулиной». Автор объясняет сущность архитектурного стиля фахверк (приводя соответствующие фотоматериалы), усматривая причину интереса к нему со стороны композитора в эстетизации техники зодчества. Геллер проводит убедительные параллели между рисунком крестов в зданиях и в партитурах Губайдулиной, использует материал личной беседы с ней, делает первичный анализ «Fachwerk». Данное произведение его создатель ставит чрезвычайно высоко. «Мне кажется, это лучшая моя работа. Это — мое счастье, без преувеличения…», — написала мне Губайдулина в письме от 2 февраля 2012 года.
И. Р. Башарова, основываясь на результатах своей кандидатской диссертации «Смысловая организация музыкального текста инструментальных сочинений для детей Софии Губайдулиной» (научный руководитель И. В. Алексеева), подготовила статью «Музыкальный “микрокосмос” Софии Губайдулиной: инструментальные пьесы для детей». Заслугой данного музыковеда является обнаружение в советских сборниках для детей фортепианных произведений Губайдулиной, не вошедших ни в один из мировых каталогов: «Злая шутка» (сб.: Пьесы для фортепиано / под ред. А. Батаговой, Н. Лукьяновой. Тетр. 3. М.: Музыка, 1964) и «Пьеса» (сб.: Современная фортепианная музыка для детей. 3-й класс детской музыкальной школы / ред.-сост. Н. Копчевский. М.: Музыка, 1968). На конференции обе пьесы прозвучали в записи уфимской пианистки Розы Шарифуллиной. Применив семиотические методы анализа, разработанные Л. Н. Шаймухаметовой, Башарова рассмотрела в публикуемой работе Сонатину для флейты, Две баллады для двух труб и фортепиано, Прелюдию для трубы и фортепиано, номера из цикла «Музыкальные игрушки» и особенно подробно — упомянутую выше «Пьесу».
В статье И. В. Шевцовой (Великовской) «“Из Часослова” Софии Губайдулиной: исповедь виолончели» (о концерте для виолончели с оркестром, хором и декламацией, соч. 1991) использован материал ее законченной кандидатской диссертации «Сочинения Софии Губайдулиной для виолончели: проблемы музыкального содержания, композиции и трактовки инструмента» (научный руководитель В. Н. Холопова). Профессиональная исполнительница-виолончелистка, Шевцова впервые подробно рассмотрела всю выразительную палитру солирующей виолончели, новаторские способы исполнения и эффекты. Но главное внимание она уделила философско-религиозному содержанию произведения, идущему от текста Р. М. Рильке, и творческому ответу на него С. Губайдулиной. В качестве центральной идеи концерта выявлен вопрошающий взгляд на сущность Бога — как непроясненной ипостаси.
Во второй статье этого же автора — «Соната “Радуйся!” для скрипки и виолончели Софии Губайдулиной: диалог с философией Григория Сковороды» — речь идет как о религиозно-философской проблематике, так и о редчайшем для Губайдулиной случае программной композиции3. Раскрытие особых религиозных установок Григория Сковороды (Бог — не вовне, а внутри человека) показывает специфический ракурс духовного интереса самого композитора. Программа сочинения, обнаруженная в черновиках Губайдулиной4, демонстрирует ее способность к театральной (в данном случае — мистериальной) позиции, с расписыванием тем и инструментов по ролям: Христос, Иуда.
В статье Н. С. Бруггер (Дедерер) «“Glorious percussion” Софии Губайдулиной: трактовка ударных, композиция, содержательный аспект» использован материал ее дипломной работы «Музыка С. А. Губайдулиной для ударных инструментов (ансамбли для ударных и концерты с солирующими ударными)» (научный руководитель В. Н. Холопова), а также курсовой работы по музыкальной форме (научный руководитель А. С. Соколов). Автором впервые сделан анализ формы этого произведения и его особой драматургии. Специальное внимание уделено вычислительным методам композитора, когда разностным высотным тонам (в герцах) и обертоновым/унтертоновым рядам найдены эквиваленты в ритмических единицах. Эту гармонию высоты-пространства и ритма-времени Губайдулина считает важнейшей находкой в своей жизни. В статье также впервые дана характеристика музыкальных эмоций в звучании ударных инструментов.
Целью работы К. Г. Пантелидиса «“Не-концерт” для фортепиано: “Introitus” Софии Губайдулиной» стал подробный последовательный композиционный разбор довольно известного произведения. Анализ такого рода в его отношении сделан впервые. Примечателен аналитический подход Пантелидиса: описывая фактуру, гармонию, тембровую сторону, форму, он всюду вкрапляет образно-выразительные характеристики, создавая яркое целостное впечатление от этой музыки.
Приложение к сборнику содержит два разнородных материала, не являющихся теоретическими исследованиями: первый из них — сочинение о С. А. Губайдулиной московского писателя И. И. Оганова «Богиня», второй — интервью «Звук жизни…», взятое у Софии Асгатовны композитором К. Г. Пантелидисом во время проведения юбилейного фестиваля.
Иван Иванович Оганов известен, в частности, как автор романа «Саят-Нова», из которого была опубликована только часть — «Откровение розы», вдохновившая Губайдулину на создание трио «Сад радости и печали» для флейты, альта, арфы и чтеца (1980). Губайдулина горячо восхищается Огановым, причисляя его к лучшим писателям мира. Текст «Богиня», весьма значительный по объему, был написан Огановым в порыве вдохновения за одну ночь — назавтра надо было сделать художественное представление Софии. Напечатан он не был. Писатель назвал его сначала «Этюдом о Софье Губайдулиной», потом «Притчей» о ней. Композиционно текст состоит из двух слитных разделов — чисто поэтического впечатления о ее музыке и новеллического описания посещения ее дома вдалеке от центра Москвы (до ее отъезда в Германию, 1991). Мы предлагаем читателю только новеллический раздел, ценный своей информативностью (написание имени Софья вместо София оставляем без изменений), так как это единственное литературное запечатление фрагмента из жизни Губайдулиной, сделанное на грани второго и третьего тысячелетий.
В ходе интервью «Звук жизни…» К. Г. Пантелидис задал юбиляру кардинальные вопросы о музыкальном творчестве: что такое музыка, есть ли в современной музыке «душа», сохраняется ли у нынешних композиторов национальный элемент и другие. Глубоко продуманные ответы Софии Асгатовны в очередной раз доказали, что она — серьезный мыслитель философского склада, притом абсолютно самобытный, не способный на какие-либо тривиальные ходы мысли.
Международный научный сборник «Софии — с любовью» открывает новые перспективы в изучении творчества выдающегося современного композитора.
Для публикаций нотных примеров было получено любезное согласие музыкального издательства «Musikverlag Hans Sikorski GmbH & Co.KG, Hamburg», а также разрешение С. А. Губайдулиной пользоваться ее нотными рукописями.
Профессор В. Н. Холопова, июнь 2013
1 Конференц-зал, 23 ноября 2011 года.
2 Эта статья впервые была напечатана в журнале «Музыкальная академия» (2011. № 4. С. 18–24). Она включала в себя и проблему «тайны», которой в настоящем сборнике посвящена отдельная публикация.
3 Эта статья впервые была опубликована в журнале «Научный вестник Московской консерватории» (2011. № 4. С. 78–86) под прежней фамилией автора — Великовская.
4 Черновики С. А. Губайдулиной хранятся в Фонде Пауля Захера (Базель, Швейцария).