Родился в городе Харьков (Украина). В 1968 году окончил Центральную музыкальную школу, в 1974 году — фортепианный факультет Киевской консерватории. Ученик Т. П. Кравченко, С. Л. Дижура, Е. В. Малинина, Л. Н. Наумова. Совершенствовался в аспирантуре Московской консерватории по специальности «история и теория исполнительского искусства» (руководитель — М. А. Смирнов), которую окончил в 1977 году.
В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию: «Фактурные принципы советской фортепианной сонаты в связи с задачами интерпретации» (Московская консерватория, 1977). В 1985–1986 годах стажировался в Сорбонне и Национальной Парижской консерватории. Один из организаторов Музыкальных международных фестивалей современной музыки «Альтернатива» (Москва, 1989, 1990, 1991). В 1992–1997 годах работал артистическим директором Российского национального оркестра под управлением М. Плетнёва.
Заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства;
Доктор искусствоведения. Дисс.: «Исполнительские стили в контексте художественной культуры ХVIII–ХХ веков» (Московская консерватория, 1994);
Член Союза композиторов РФ (секция критики).
Педагогическая деятельность:
С 1977 года преподаёт на кафедре истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории, с 1997 года — профессор. С 2004 года — заведующий кафедрой истории и теории исполнительского искусства.
Читает курсы лекций по истории фортепианного искусства для студентов и аспирантов, является консультантом по педагогической практике, проводит семинары, посвящённые фортепианному исполнительскому искусству XX века.
Учебные курсы, мастер-классы:
Читал курсы истории фортепианно-исполнительского искусства в Ростовском музыкально-педагогическом институте (Ростов-на-Дону, 1981–1982), на Сибирском областном факультете повышения квалификации (Томск, 1983); проводил лекционные циклы по вопросам исполнительства и педагогики, а также открытые уроки в средних и высших специальных учебных заведениях Воркуты (1980), Ярославля (1984), Костромы (1984), Смоленска (1985), Великого Новгорода (неоднократно с 1994 г.), Вологды (1995), Магнитогорска (1998).
Циклы лекций, посвящённые музыкальному искусству и исполнительству XX века, читались в Московском союзе композиторов (на заседаниях секции критики), а также в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М. И. Глинки (сезоны 1989–1990, 1990–1991).
В 1986–1993 годах неоднократно проводил семинары, мастер-классы и коллоквиумы в высших учебных заведениях Франции (Парижская национальная консерватория, Лионская национальная консерватория) и Югославии (Сава-центр, Белград).
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри Международного конкурса юных пианистов им. С. В. Рахманинова в Великом Новгороде (1995; председатель жюри — 1998, 2003, 2006).
Научные труды. Издания. Публикации:
Научная деятельность последних лет посвящена вопросам истории и теории фортепианного искусства XIX–XX веков (композиторское творчество и исполнительство), пианистического искусства XX века, стилевым направлениям в музыке второй половины XX столетия.
Данная тематика нашла отражение в статьях для энциклопедических изданий, в аналитических исследованиях индивидуальных исполнительских поэтик, в методических работах по проблемам интерпретации современной музыки. Автор фундаментального исследования «Исполнитель в контексте художественной культуры XVIII–XX веков», а также многих публикаций по вопросам истории исполнительства, проблемам русской пианистической культуры, русского и зарубежного исполнительства XX века, музыкального авангарда. Общий объём опубликованных работ — около 100 печатных листов.
- Избранные научные публикации
- К вопросу о стиле фортепианных сонат С. Прокофьева, фактура и интерпретация // Проблемы музыкознания. Вып. 1. — М.: 1975
- В поисках романтического пианизма // Стилевые особенности исполнительской интерпретации. — М.: МГК. 1985
- Фортепиано в истории музыкального авангарда // Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. — М.: МГК. 1991
- «Открытое» сочинение и исполнитель: пути осмысления и звукового воплощения алеаторной композиции // Музыкальное исполнительство и педагогика. — М.: «Музыка». 1991
- На закате большого стиля. Фортепианное исполнительство на рубеже ХIХ–ХХ веков // Музыкальная академия. 1992. № 3
- «Новый тип исполнителя» в контексте русского художественного авангарда 10–20 годов // Из истории музыкальной жизни России (ХIХ–ХХ вв.). — М.: МГК. 1992
- Из традиций в будущее. Исполнительское искусство Скрябина в свете художественных тенденций конца XIX — начала XX века // Исполнительские и педагогические традиции Московской консерватории. — М.: МГК. 1993
- Романтический миф в сумерках декаданса // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве. — М.: МГК. 1994
- «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Скарлатти // Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко. — М.: 2001
- Мгновения в тишине. Исполнительская поэтика в условиях додекафонно-сериальной композиции // Современное исполнительство: к проблеме интерпретации музыки XX века. — М.: 2003
- От футуризма к «новой простоте». Исполнительское искусство С. С. Прокофьева в свете художественных тенденций времени // Звучащая жизнь музыкальной классики XX века. — М., 2006
- «Стратегия прорыва». К исполнительской поэтике В. В. Софроницкого // Вспоминая Софроницкого. Составители А. Скрябин, И. Никонович. — М., 2008
От модерна к авангарду
Москва, 2021Музыка — философия — культура. VIII международная научная конференция: Тезисы докладов
Москва, 2020Мстислав Анатольевич Смирнов: Статьи. Воспоминания. Дневники
Москва, 2020Вариации на скрипичную тему. Памяти В. Ю. Григорьева
Москва, 2019С. И. Танеев и А. Н. Скрябин. Учитель и Ученик
Москва, 2018Карл Филипп Эмануэль Бах (1714–1788) : К 300-летию со дня рождения
Москва, 2017Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том I
Москва, 2016Московская консерватория 1866–2016: энциклопедия. Том II
Москва, 2016Из истории школ Московской консерватории
Москва, 2016Фортепианная культура России: история и современность
Москва, 2016Рахманинов и ХХI век. Прошлое и настоящее
Москва, 2016Александр Ильич Зилоти (1863–1945) : альбом [К 150-летию Московской консерватории]
Москва, 2016Музыкально-исполнительское и педагогическое искусство XIX–XX вв. Часть 2
Москва, 2013От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 3
Москва, 2012От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып 1
Москва, 2011От барокко к романтизму. Музыкальные эпохи и стили. Вып. 2
Москва, 2010Проблемы музыкознания: сборник научных трудов. Вып. 3
Москва, 1976Проблемы музыкознания (по материалам кандидатских диссертаций)
Москва, 1975