Мстислав Анатольевич Смирнов: Статьи. Воспоминания. Дневники


  • Рецензент: С. В. Грохотов, кандидат искусствоведения, профессор; А. В. Наумов, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 200 экз.
  • К-во страниц: 608
  • ISBN: 978-5-89598-394-2 (в пер.)

Редакторы-составители: кандидат искусствоведения, профессор А. М. Меркулов (отв. ред.); кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник В. Н. Никитина.

Сборник посвящен Мстиславу Анатольевичу Смирнову (1924–2000) — одному из видных представителей отечественной музыкальной культуры второй половины ХХ века. В сборник включены его избранные исследовательские работы, не публиковавшиеся ранее тексты выступлений, воспоминания, дневниковые записи, а также статьи о нем коллег, друзей и учеников.

Сборник адресован всем интересующимся вопросами исполнительского искусства, композиторского творчества, истории культуры и музыкального образования.

От составителей 6

Во славу мастера: по страницам поздравлений и юбилейных статей

И. С. Козловский 11

В. К. Мержанов 12

С. Л. Доренский 13

З. Л. Соткилава 14

В. В. Задерацкий 15

В. В. Рубцов 15

М. А. Смирнов 15

С. Х. Раппопорт 17

К. Л. Виноградов. Разносторонний дар 17

К. Л. Виноградов. Необычайное обилие жизненных тем 19

М. А. Смирнов — пианист, рецензент, исследователь, композитор

В. Г. Дулова. Смирнов-пианист: солист и аккомпаниатор 27

И. Ф. Бэлза. Книга о фортепианной музыке Дворжака 28

В. П. Чинаев, Е. К. Кулова. Русская фортепианная музыка. Черты своеобразия 29

В. В. Задерацкий. О национальной поэтике 33

Л. Н. Власенко, С. Л. Доренский. Черты своеобразия. Традиции русской фортепианной школы 39

Г. М. Цыпин. В поиске самых глубоких истин 41

Л. Е. Гаккель. Восемь защит и другое 43

В. В. Задерацкий. Личность и музыкальное слово 46

И. А. Немировская. Эмоциональный мир музыки М. А. Смирнова 56

Учитель, коллега, друг

В. Г. Агафонников. Представитель духовной элиты нашего общества 65

Ю. С. Айрапетян. Все его нововведения сохраняются и сегодня 67

С. Б. Бабаян. Один из моих учителей по специальности 69

Л. Б. Бобылёв. Человек на своем месте 71

М. С. Воскресенский. Человек сильной руки, но деликатный, интеллигентный 71

В. Л. Гинзбург. Rara avis 72

Н. Н. Гуреева (Ведерникова). С ним было интересно работать 73

Е. Б. Долинская. Истинный консерваторец 75

С. Л. Доренский. Один из последних музыкантов-романтиков 78

В. В. Задерацкий. Душа консерватории 82

В. Г. Иголинский. Жесточайшее отношение к себе 83

Дж. Г. Кайшаури. Огромное педагогическое чутье 84

С. М. Карпова. Незабываемый музыкант и человек 85

И. Л. Котляревский. Пианист a priori 88

Л. А. Лопатина. Он был нужен всем 91

Н. Л. Луганский. Не навязывал своего мнения, всё мог легко сыграть 93

А. Ю. Луковников. Интегральное дарование личности 94

А. М. Малкус. Требовательный контроль и добросердечная атмосфера 103

Л. С. Оганезов. Трепетное отношение к профессии 105

М. Г. Оленев. Особый склад души плюс воспитание 106

И. В. Оловников. Символ всего исконно русского 112

В. В. Орловский. Отдавал свое душевное тепло людям 114

М. С. Петухов. С Мстиславом Анатольевичем в Брюсселе 117

Г. А. Писаренко. Человек слова 127

Ю. А. Потеенко. Удивительное дарование 127

Д. Е. Рацер. Наука фортепианного аккомпанемента 128

Ю. А. Розум. Педагог не только концертмейстерского, но и специального класса фортепиано 129

О. Д. Степанидина. Учитель с большой буквы 134

С. Д. Терехов. «Играйте как можно больше разной музыки» 137

С. И. Тихонов. Образец преданности делу 139

В. В. Упорин. Удержать константы традиций и открыть путь новым идеям 142

В. П. Фомин. Отец-основатель Проблемной лаборатории 148

А. Г. Хабургаев. Загадочный дядя Слава 150

Д. В. Хашимова. Учил проникать в суть вещей 154

Н. В. Чибисова. Человек необычайно разносторонних интересов 155

Г. С. Ширинская. Уроки профессионализма 158

В. Ф. Щербаков. Мастер, Музыкант, Художник 159

С. Ю. Юшкевич. Прошлого светлый лик 164

О родном человеке

М. М. Смирнова. М. А. Смирнов — мой отец 169

А. В. Назаров. Его не останавливали испытания 173

Интервью с М. А. Смирновым

В гостях у М. А. Смирнова (беседу подготовила В. А. Веселова) 185

Беседа с С. И. Тихоновым 189

Беседа с Т. Г. Смирновой 199

М. А. Смирнов — автор воспоминаний

Воспоминания о моем отце — Анатолии Александровиче Смирнове 211

О моем учителе Василии Васильевиче Нечаеве 228

Занятия в классе Марии Соломоновны Неменовой-Лунц 237

О Генрихе Густавовиче Нейгаузе 241

Мои занятия с Г. Г. Нейгаузом 242

Об Александре Иосифовиче Батурине 243

Об Александре Васильевиче Свешникове 247

Моя встреча с Евгением Александровичем Мравинским 249

О Станиславе Генриховиче Нейгаузе 250

О Льве Николаевиче Власенко 253

О Владимире Юрьевиче Григорьеве 258

О Юрии Александровиче Фортунатове 261

М. А. Смирнов — оратор: выступления и доклады

На концерте памяти Генриха Густавовича Нейгауза 267

Музыку Скрябина исполняет В. В. Софроницкий 269

На вечере, посвященном 60-летию Л. Н. Оборина 271

На концерте памяти Л. Н. Оборина 277

На митинге по случаю начала 1983/84 учебного года 280

На митинге по случаю начала 1994/95 учебного года 282

Дворжак и сегодняшнее исполнительское искусство 284

На вечере, посвященном 95-летию со дня рождения В. В. Софроницкого 286

На защите докторской диссертации В. Ф. Жданова 287

Кое-что о современной музыке 291

Георгий Иванович Челпанов 297

Памяти Игоря Фёдоровича Бэлзы 299

О Борисе Михайловиче Теплове 304

Фортепианная музыка Д. Д. Шостаковича в контексте русской музыкальной культуры 307

Тайна музыки Шостаковича 316

Смирнов — ученый. Избранные статьи и исследовательские материалы

К вопросу о национальном исполнительском стиле 321

О педагогике Бориса Яковлевича Землянского 333

Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусство 347

К истории кафедры концертмейстерского мастерства 375

О фортепианном творчестве С. С. Прокофьева 386

Существует ли в музыке Владимир Ленский? 396

Фрагмент второй (неопубликованной) редакции книги «Эмоциональный мир музыки» 410

Из дневников и записных тетрадей М. А. Смирнова (1967–2000)

О себе и своих близких. Автобиографические заметки 439

На разные темы 457

Отдельные записки (без даты) 572

Приложения

М. А. Смирнов. Романсы для голоса и фортепиано 575

Список учеников и аспирантов М. А. Смирнова 583

Список трудов М. А. Смирнова 586

Список музыкальных сочинений М. А. Смирнова 593

Об авторах сборника 596

Указатель имен 600

В истории Московской консерватории Мстислав Анатольевич Смирнов (1924–2000) — выдающийся пианист-педагог, ученый и организатор музыкальной науки — занимает особое место. Осмысливая в наши дни творческое наследие замечательного музыканта, нельзя не поразиться его многообразию и значительности.

Опубликованные им труды «Фортепианное творчество А. Дворжака», «Фортепианные произведения композиторов “Могучей кучки”», «Русская фортепианная музыка: черты своеобразия» и «Эмоциональный мир музыки» оставили заметный след в истории отечественного музыкознания и вместе с многочисленными рецензиями и статьями по проблемам исполнительского искусства и фортепианной педагогики до сих пор не утратили своей актуальности. Яркие выступления в самых различных аудиториях, неизменно отличавшиеся оригинальным, подчас парадоксальным подходом к рассматриваемым проблемам и искрометным остроумием, вспоминаются и сегодня. Множество учеников Смирнова по концертмейстерскому классу трудятся в Московской консерватории и других учебных заведениях страны и за рубежом, на радио, телевидении, в театрах и концертных организациях. Его бывшие аспиранты успешно работают в области истории и теории фортепианного искусства и методики обучения игре на фортепиано. Неизвестное до сих композиторское творчество музыканта, достаточно обширное, еще ждет изучения…

Открытый для общения, отзывчивый на самые насущные запросы времени, всегда готовый ответить на вопросы, волновавшие коллег, Мстислав Анатольевич во многом изменил представление об административной должности, которую он занимал долгие годы, будучи проректором Московской консерватории по научной работе. Изменил своими яркими, порой нестандартными суждениями о жизни и искусстве, своей всегдашней готовностью помочь обратившемуся к нему с просьбой, своим непревзойденным чувством юмора и даром импровизации, что для многих людей делало встречи с ним незабываемыми.

М. А. Смирнов происходил из семьи известного ученого, автора фундаментальных исследований в области психологии, руководителя Института психологии АПН РСФСР (ныне Психологический институт РАО) Анатолия Александровича Смирнова1. Закончив в 1950 году фортепианный факультет консерватории по классу В. В. Нечаева, М. А. Смирнов начал педагогическую и концертмейстерскую работу в Московском государственном музыкальном училище имени М. М. Ипполитова-Иванова. В 1952–1956 годах совершенствовался в исполнительской аспирантуре у Г. Г. Нейгауза (а также брал уроки у В. В. Софроницкого) и в музыковедческой — по истории и теории пианизма — у А. А. Николаева. В консерватории М. А. Смирнов преподавал с 1955 года (с 1965 в качестве доцента, с 1974 — профессора). С 1963 по 2000 годы он заведовал кафедрой концертмейстерского мастерства. В 1961–1962 и в 1970–1972 годах являлся деканом фортепианного факультета, затем — с 1972 по 1985 — проректором по научной работе. В 1963 году им была защищена кандидатская диссертация, а в 1983 — докторская. 1979 год отмечен присвоением М. А. Смирнову почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». В сферу его обширной деятельности, помимо работы в консерватории, входили выступления с докладами и лекциями на научных конференциях и симпозиумах, в том числе зарубежных (Италия, Германия, Польша, Куба, Чехословакия и др.), фортепианные мастер-классы (Малайзия, Тайвань), радиопередачи об отечественных пианистах, участие в работе жюри ряда пианистических конкурсов…

Скрытые эмоционально-смысловые глубины музыкальных произведений, феномены исполнения и восприятия музыки, сущностные черты русской музыки, национальные композиторские и исполнительские стили, взаимодействие людей в профессиональном сообществе — эти и многие другие вопросы волновали Мстислава Анатольевича непрестанно, к ним он обращался в своих книгах и статьях, на уроках со студентами, в беседах с коллегами. Размышления об искусстве не прекращались и в те минуты, когда он был наедине с самим собой, что сохранили разрозненные дневниковые заметки широчайшего диапазона: от глубоко продуманных соображений до порой спонтанно возникавших «вспышек сознания», которые он поверял бумаге на протяжении многих лет, наследуя традиции и собственной семьи, и русской интеллигенции. Примечательна скрупулезность, достоверность фиксации повседневных событий и встреч, вплоть до указания точных дат и мест написания, — в этом, быть может, сказались немецкие корни его семьи: бабушка по отцу Мстислава Анатольевича была немецкая баронесса Эжени фон Кюстерн.

Предлагаемый читателю сборник — это возможность прикоснуться к личности талантливого мастера, узнать не только подробности его разносторонней творческой и музыкально-общественной деятельности, но и многие детали повседневной жизни, скрытой от посторонних глаз.

Наличие множества разделов в сборнике обусловлено желанием составителей максимально полно отразить различные грани дарования Мстислава Анатольевича. Первый раздел, в котором собраны материалы и статьи к юбилеям выдающегося мастера, можно уподобить своеобразной праздничной увертюре. Помимо соответствующих таким случаям похвал, в нем содержится озвученный современниками обзор творческой деятельности музыканта за многие годы. Далее — во втором разделе — коллеги по работе более детально прослеживают разные ипостаси творчества Смирнова: пианиста, педагога, исследователя, композитора, рецензента, автора книг.

В третьем разделе творческий и человеческий облик Мстислава Анатольевича подробнейшим образом раскрывается в воспоминаниях знавших и любивших его людей. К этому разделу естественно примыкает следующий, в котором о Смирнове рассказывают самые близкие — дочь и зять.

Подборку разнообразных материалов венчают размышления самого Мстислава Анатольевича о себе и своем творческом пути, которые представлены в трех интервью разных лет.

Далее в сборнике помещены тексты самого Смирнова, где он предстает перед читателем сначала как мемуарист (шестой раздел), затем как незаурядный оратор (тексты его выступлений и докладов, составившие седьмой раздел, воссозданы на основе его черновиков, записей и заметок М. М. Смирновой) и далее — как оригинальный ученый (восьмой раздел, куда вошли некоторые, на наш взгляд, показательные для исследователя статьи и неопубликованные научные наработки)2. Публикация обширных дневников музыканта составляет содержание последней части издания.

В дневниковых записях Мстислава Анатольевича, охватывающих события с 1930-х до конца 1990-х годов, зафиксирован широчайший спектр явлений: здесь и размышления о себе, своих родных и близких, и колоритные бытовые зарисовки, и мини-рецензии на выступления крупнейших исполнителей, и меткие характеристики разных композиторов, и впечатления от исполнительских конкурсов, здесь, наконец, и постоянные раздумья о частных и фундаментальных вопросах исполнительского искусства, в том числе о центральной проблеме в научной деятельности исследователя — проблеме русского национального исполнительского стиля. Чрезвычайно важно, что постоянно вносимые в дневник на протяжении последних десяти лет заметки по проблемам музыкального исполнительства во многом позволяют представить себе задуманную Смирновым книгу, воплотить которую ему так и не удалось...

Записи в дневниках не только расширяют наши представления о самом Мстиславе Анатольевиче, но, несомненно, обогащают наши знания о творческой жизни Московской консерватории и ее виднейших представителях, а также о всей художественной жизни страны.

В качестве приложений в сборник включены три романса М. А. Смирнова, списки учеников, библиография его трудов, перечень музыкальных сочинений, сведения об авторах. В издании также представлены фотографии из архивов семьи и коллег. Большая часть материалов сборника ранее не публиковалась.

Благодарим всех, кто помогал в работе над изданием, прежде всего дочь Мстислава Анатольевича — Марию Мстиславовну и ее супруга Андрея Владиславовича за подготовку к печати семейного архива. Выражаем глубокую признательность всем авторам сборника, а также рецензентам.


1 Об отце Мстислава Анатольевича — Анатолии Александровиче Смирнове (1894–1980) много говорится в этом сборнике. См. о нем также в книге: А. А. Смирнов в воспоминаниях современников / сост. В. В. Рубцов, Э. А. Фарапонова. М.: Психологический ин-т РАО; Международный образовательный и психологический колледж, 1999.

2 К сожалению, в настоящем издании не было возможности представить М. А. Смирнова как музыкального критика, автора около 30 рецензий в периодической печати, однако все его публикации такого рода указаны в конце сборника в отдельном списке.

Автор(ы)


Михаил Воскресенский

Народный артист России

Лев Власенко

Народный артист СССР

Владислав Агафонников

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Народный артист России

Сергей Доренский

Народный артист РСФСР