Родился в г. Туле. В 1968 г. окончил фортепианное отделение Тульского музыкального училища (класс Э. Д. Уманского), в 1973 г. — композиторское отделение теоретико-композиторского факультета и фортепианный факультет Московской консерватории, в 1979 г. — ассистентуру-стажировку по специальности «композиция». Ученик М. И. Чулаки (композиция) и Н. П. Емельяновой (фортепиано).
Занимается научной и исполнительской деятельностью.
Подробная информация на официальном сайте.
Педагогическая деятельность:
В 1973–1979 гг. работал в Тульском музыкальном училище.
С 1977 г. преподаватель кафедры композиции теоретико-композиторского факультета, с 1997 г. — профессор композиторского факультета Московской консерватории. Ведет курсы композиции, полифонии, руководит композиторским отделением сектора педагогической практики.
Преподает также композицию в Центральной музыкальной школе.
Заслуженный деятель искусств РФ (1999)
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях. 1862–1917» (Московская консерватория, 1993)
Учебные курсы, мастер-классы:
Проводит мастер-классы (Франция, 1991; Молдова, 1997).
Ученики:
Среди учеников — лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов
- Х. Герулевич (Венесуэла)
- Р. Дормидошин
- Д. Курляндский
- А. Чернов
- лауреат международных конкурсов, художественный руководитель Ансамбля Ассоциации современной музыки Ю. Каспаров
- дирижеры-композиторы А. Хургин, Г. Плис (Аргентина), Линь Тао (КНР)
- М. Богданов
- Д. Дианов
- И. Дубкова
- Р. Затикян
и другие.
Участие в жюри конкурсов:
Член жюри международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов молодых композиторов.
Сочинения:
Оперы
- «Пропащая охота» (по прозе В. П. Астафьева, 1981)
- «Привет, Алиса!» (для юношества, 1993)
- «…Последним целованием…» (моноопера по мотивам романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», 1994)
- «Играем Чехова» (по рассказам А. П. Чехова, 2000)
и другие
Для хора и оркестра
- «Поэма памяти героев Ленинграда» (на слова русских поэтов, 1973)
и другие
Для симфонического оркестра
- Cимфоническая поэма «De profundis» (1991)
и другие
Для камерного оркестра
- Сoncerto grosso № 1 (1970), № 2 (1989)
- Одиннадцать инструментальных концертов, в том числе 4 для скрипки (3 с оркестром — 1972, 1986, 2003; 1 соло — 1996), для малого кларнета и ансамбля ударных (1989)
- «Post auditum» для фортепиано и камерного ансамбля (1996)
- «Concertando» для 2 фортепиано и камерного оркестра (1998)
- «Poco a poco» для виолончели и камерного ансамбля (2001)
- «Post auditum» для фортепиано и камерного ансамбля (1996)
Для инструментального ансамбля
- 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1974, 1981)
- соната для виолончели и фортепиано (1983)
- 2 фортепианных трио (1977, 1985)
- «Лесные звуки», квартет для саксофонов (1980)
- «Con amore» (1980), «Из далеких времен» (1986) — Квинтеты для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и клавесина
- «Канонические ламентации» для 4 скрипок и фортепиано (1994)
- «Salut, Satie!» дивертисмент-аллюзия для кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и магнитофонной ленты (1996)
Для фортепиано
- «Багатели» (1972)
- «Баллада» (1978)
- «Quasi menuetto» (1984)
- «Диатоническая полифония», цикл прелюдий и фуг (1987)
- «Nottata», соната № 1 (1993)
- «Ricercata» — соната № 2
Сочинения для хора, для голоса и инструментального составов, для голоса с фортепиано
- на слова С. А. Есенина (1970), А. А. Ахматовой (1972), О. Э. Мандельштама (1978, 1997), Ф. Гарсиа Лорки (1983), П. Верлена (1992) и других
- на народные тексты
и другие
Сочинения для русских народных инструментов
Музыка для театра и кино
Песни
Научные труды. Издания. Публикации:
Методические работы:
- «Программа факультативного курса композиции для средних специальных музыкальных учебных заведений» (1995)
-
«Программа по полифонии для композиторских факультетов (отделений) консерваторий» (1996)
-
Русская композиторская педагогика традиции. Личности. Школы. М., «Композитор», 2013. 400 с.
Литературные сочинения:
- История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862–1917). М., 1992