Бобылёв
Леонид Борисович

  • Кандидат искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Бобылёв<br /> Леонид Борисович

Родился в г. Туле. В 1968 г. окончил фортепианное отделение Тульского музыкального училища (класс Э. Д. Уманского), в 1973 г. — композиторское отделение теоретико-композиторского факультета и фортепианный факультет Московской консерватории, в 1979 г. — ассистентуру-стажировку по специальности «композиция». Ученик М. И. Чулаки (композиция) и Н. П. Емельяновой (фортепиано).

Занимается научной и исполнительской деятельностью.

Подробная информация на официальном сайте.

Педагогическая деятельность:

В 1973–1979 гг. работал в Тульском музыкальном училище.

С 1977 г. преподаватель кафедры композиции теоретико-композиторского факультета, с 1997 г. — профессор композиторского факультета Московской консерватории. Ведет курсы композиции, полифонии, руководит композиторским отделением сектора педагогической практики.

Преподает также композицию в Центральной музыкальной школе.

Заслуженный деятель искусств РФ (1999)
Кандидат искусствоведения. Дисс.: «История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях. 1862–1917» (Московская консерватория, 1993)


Учебные курсы, мастер-классы:

Проводит мастер-классы (Франция, 1991; Молдова, 1997).

Ученики:

Среди учеников — лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов

  • Х. Герулевич (Венесуэла)
  • Р. Дормидошин
  • Д. Курляндский
  • А. Чернов
  • лауреат международных конкурсов, художественный руководитель Ансамбля Ассоциации современной музыки Ю. Каспаров
  • дирижеры-композиторы А. Хургин, Г. Плис (Аргентина), Линь Тао (КНР)
  • М. Богданов
  • Д. Дианов
  • И. Дубкова
  • Р. Затикян

    и другие. 

Участие в жюри конкурсов:

Член жюри международных, всесоюзных, всероссийских конкурсов молодых композиторов. 

Сочинения:

Оперы

  • «Пропащая охота» (по прозе В. П. Астафьева, 1981)
  • «Привет, Алиса!» (для юношества, 1993)
  • «…Последним целованием…» (моноопера по мотивам романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго», 1994)
  • «Играем Чехова» (по рассказам А. П. Чехова, 2000)
    и другие

Для хора и оркестра

  • «Поэма памяти героев Ленинграда» (на слова русских поэтов, 1973)
    и другие

Для симфонического оркестра

  • Cимфоническая поэма «De profundis» (1991)
    и другие

Для камерного оркестра

  • Сoncerto grosso № 1 (1970), № 2 (1989)
  • Одиннадцать инструментальных концертов, в том числе 4 для скрипки (3 с оркестром — 1972, 1986, 2003; 1 соло — 1996), для малого кларнета и ансамбля ударных (1989)
    «Post auditum» для фортепиано и камерного ансамбля (1996)
    «Concertando» для 2 фортепиано и камерного оркестра (1998)
    «Poco a poco» для виолончели и камерного ансамбля (2001)

Для инструментального ансамбля

  • 2 сонаты для скрипки и фортепиано (1974, 1981)
  • соната для виолончели и фортепиано (1983)
  • 2 фортепианных трио (1977, 1985)
  • «Лесные звуки», квартет для саксофонов (1980)
  • «Con amore» (1980), «Из далеких времен» (1986) — Квинтеты для флейты, гобоя, скрипки, виолончели и клавесина
  • «Канонические ламентации» для 4 скрипок и фортепиано (1994)
  • «Salut, Satie!» дивертисмент-аллюзия для кларнета, скрипки, виолончели, фортепиано и магнитофонной ленты (1996)

Для фортепиано

  • «Багатели» (1972)
  • «Баллада» (1978)
  • «Quasi menuetto» (1984)
  • «Диатоническая полифония», цикл прелюдий и фуг (1987)
  • «Nottata», соната № 1 (1993)
  • «Ricercata» — соната № 2  

Сочинения для хора, для голоса и инструментального составов, для голоса с фортепиано

  • на слова С. А. Есенина (1970), А. А. Ахматовой (1972), О. Э. Мандельштама (1978, 1997), Ф. Гарсиа Лорки (1983), П. Верлена (1992) и других
  • на народные тексты
    и другие

Сочинения для русских народных инструментов
Музыка для театра и кино
Песни 

Научные труды. Издания. Публикации:

Методические работы: 

  • «Программа факультативного курса композиции для средних специальных музыкальных учебных заведений» (1995)
  • «Программа по полифонии для композиторских факультетов (отделений) консерваторий» (1996)

  • Русская композиторская педагогика традиции. Личности. Школы. М., «Композитор», 2013. 400 с.

Литературные сочинения:

  • История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862–1917). М., 1992