Музыка — философия — культура. VIII международная междисциплинарная научная конференция: Музыкальная наука в истории культуры: философские аспекты и методологические основания. К десятилетию журнала «Научный вестник Московской консерватории». 23–25 декабря 2020 года: Тезисы докладов.
Редакторы-составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент
Амрахова А. А. Расщеплённая референция и стиль 5
Березовчук Л. Н. Концепция источника в историческом искусствознании 7
Блауберг И. И. От Анри Бергсона к Томасу Манну: опыт времени в «Волшебной горе» 9
Бочаров Ю. С. Когда была эпоха барокко в музыке? 11
Букина Т. В. «Одна из наиболее горячих проблем музыкальной современности»: джаз в парадигме отечественного послереволюционного музыкознания 12
Волкова А. Г. «Человек — музыка Бога»: музыкальные метафоры в европейской мистической традиции Средних веков и Возрождения 14
Едошина И. А. Музыкальные мотивы в творчестве С. Н. Дурылина («Тютчев в музыке», «Тлен») 16
Жабинский К. А. «Францисканские мотивы» в творческой деятельности М. В. Юдиной 1920–1930-х годов 17
Зенкин К. В. Проблемы современного музыковедения и научные периодические издания Московской консерватории (к 10-летию журнала «Научный вестник Московской консерватории) 20
Карасёва М. В. Музыковедение в кармане: новые аспекты формы и содержания эпохи онлайн 22
Каяниди Л. Г. Мифологические подтексты трагедии Вячеслава Иванова «Прометей» и музыкально-гилетическая логика А. Ф. Лосева 23
Конанчук С. В. Становление «неклассического музыкознания»: музыкальная синестетика 25
Лесовиченко А. М. Философия мультикультурализма и её отражение в художественной культуре (на примере деятельности улан-удэнского ансамбля народной музыки «Сибирский сувенир») 27
Логинов А. В. Феномен человека в поэтической метафизике Р. М. Рильке 29
Магтымгулыева Г. К. Проблема индивидуального и универсального в туркменской музыке на примере народной мелодии «Нар агаджы» 30
Макаловская И. Г. Клубные концерты в формате Nonclassical: концерт как социокультурный ритуал и его исторические формы 32
Мамедалиева Т. В. От традиций до современности: поиски музыкальной драматургии в джазовом творчестве Салмана Гамбарова 33
Марченко О. В. О белых пятнах в творческой биографии Андрея Белого (итальянское путешествие) 35
Михеева Ю. В. Музыкальная антропология в контексте современного кинематографа 37
Москвина Ю. В. К истории музыкальных од гуманистической эпохи: некоторые примеры из немецкой и нидерландской музыки XVI века 39
Мыльников Д. Ю. Современное искусствознание в поисках нового метаязыка описания: от философии к когнитивным наукам 41
Науменко Т. И. Музыковедческий журнал в зеркале современной научной жизни. Приглашение к дискуссии 43
Невидимова М. А. От документального фильма к притче. Роль музыки в процессе жанровой трансформации документальных фильмов Вернера Херцога 45
Николаева Н. А. Русские поэты о внутренней связи музыки и слова 46
Орлова Н. Х. Музыкальные акценты философии искусства в понимании Михаила Семёновича Уварова (1955–2013) 48
Петров В. В. «Многоструние» как понятие в музыке и культуре 50
Пластова Т. Ю. Тема праздника в искусстве 1930-х годов: семантика, стилистика, контекст (А. Пластов «Праздник урожая» — Д. Шостакович «Светлый ручей») 53
Пысь А. В. Графические образы музыки в позднем творчестве Яни Христу 55
Райскин И. Г. Становление отечественной музыкальной науки. Русский путь 56
Ровенко Е. В. Музыка в художественном мире Винсента Ван Гога 58
Романов Д. Д. Музыкальное понимание личности: Вагнер — символисты — евразийство 61
Романова А. А. Борис Покровский — оперный режиссёр, читающий партитуру 64
Сергеева Т. С. Философия музыки в наследии арабо-испанского мыслителя Ибн Баджи (Авемпаса) 65
Сечин А. Г. Трактат Ш.-А. Куапеля «Сравнение красноречия с живописью» (1751) и изобразительное искусство риторической эпохи 67
Сиднева Т. Б. «Тёмного хаоса светлая дочь»: музыка как метафора мировой стихии в культуре Серебряного века 70
Старусева-Першеева А. Д., Сковородников П. Ю. Звук как эстетический феномен в сетевом искусстве 72
Тахо-Годи Е. А. Философ и литературный критик: к истории взаимоотношений А. Ф. Лосева и Ю. И. Айхенвальда 75
Терентьев С. С. Внутри дантовских миров: символическое пространство «Dante-симфоний» Бориса Тищенко. К 755-летию со дня рождения Данте Алигьери (1265–1321) 78
Троицкий В. П. Из «жизни чисел». Об одном музыкальном проекте Георга Кантора 80
Фахрадова Р. З. Эклектизм философских идей в контексте спектральной композиции (методологический аспект) 83
Хасаншин А. Д. «Живопись Мане» Мишеля Фуко и кризис ренессансной линейной перспективы: «мир как картина» и «картина мира» (Weltbild) Мартина Хайдеггера 85
Цареградская Т. В. По направлению к «новой сентиментальности»: о некоторых смысловых константах в современной музыке 87
Чинаев В. П. Между «новой искренностью», «постиронией» и китчем: исполнительская культура в ситуации метамодерна 89
Шумилин Д. А. О «солипсизме» А. Н. Скрябина 91