Музыка — философия — культура. VIII международная научная конференция: Тезисы докладов


  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 92
  • ISBN: 978-5-89598-408-6 (в обл.)

Музыка — философия — культура. VIII международная междисциплинарная научная конференция: Музыкальная наука в истории культуры: философские аспекты и методологические основания. К десяти­летию журнала «Научный вестник Московской консерватории». 23–25 декабря 2020 года: Тезисы докладов.

Редакторы-составители: К. В. Зенкин, доктор искусствоведения, профессор Е. В. Ровенко, кандидат искусствоведения, доцент

Амрахова А. А. Расщеплённая референция и стиль 5

Березовчук Л. Н. Концепция источника в историческом искусствознании 7

Блауберг И. И. От Анри Бергсона к Томасу Манну: опыт времени в «Волшебной горе» 9

Бочаров Ю. С. Когда была эпоха барокко в музыке? 11

Букина Т. В. «Одна из наиболее горячих проблем музыкальной современности»: джаз в парадигме отечественного послереволюционного музыкознания 12

Волкова А. Г. «Человек — музыка Бога»: музыкальные метафоры в европейской мистической традиции Средних веков и Возрождения 14

Едошина И. А. Музыкальные мотивы в творчестве С. Н. Дурылина («Тютчев в музыке», «Тлен») 16

Жабинский К. А. «Францисканские мотивы» в творческой деятельности М. В. Юдиной 1920–1930-х годов 17

Зенкин К. В. Проблемы современного музыковедения и научные периодические издания Московской консерватории (к 10-летию журнала «Научный вестник Московской консерватории) 20

Карасёва М. В. Музыковедение в кармане: новые аспекты формы и содержания эпохи онлайн 22

Каяниди Л. Г. Мифологические подтексты трагедии Вячеслава Иванова «Прометей» и музыкально-гилетическая логика А. Ф. Лосева 23

Конанчук С. В. Становление «неклассического музыкознания»: музыкальная синестетика 25

Лесовиченко А. М. Философия мультикультурализма и её отражение в художественной культуре (на примере деятельности улан-удэнского ансамбля народной музыки «Сибирский сувенир») 27

Логинов А. В. Феномен человека в поэтической метафизике Р. М. Рильке 29

Магтымгулыева Г. К. Проблема индивидуального и универсального в туркменской музыке на примере народной мелодии «Нар агаджы» 30

Макаловская И. Г. Клубные концерты в формате Nonclassical: концерт как социокультурный ритуал и его исторические формы 32

Мамедалиева Т. В. От традиций до современности: поиски музыкальной драматургии в джазовом творчестве Салмана Гамбарова 33

Марченко О. В. О белых пятнах в творческой биографии Андрея Белого (итальянское путешествие) 35

Михеева Ю. В. Музыкальная антропология в контексте современного кинематографа  37

Москвина Ю. В. К истории музыкальных од гуманистической эпохи: некоторые примеры из немецкой и нидерландской музыки XVI века 39

Мыльников Д. Ю. Современное искусствознание в поисках нового метаязыка описания: от философии к когнитивным наукам 41

Науменко Т. И. Музыковедческий журнал в зеркале современной научной жизни. Приглашение к дискуссии 43

Невидимова М. А. От документального фильма к притче. Роль музыки в процессе жанровой трансформации документальных фильмов Вернера Херцога 45

Николаева Н. А. Русские поэты о внутренней связи музыки и слова 46

Орлова Н. Х. Музыкальные акценты философии искусства в понимании Михаила Семёновича Уварова (1955–2013) 48

Петров В. В. «Многоструние» как понятие в музыке и культуре 50

Пластова Т. Ю. Тема праздника в искусстве 1930-х годов: семантика, стилистика, контекст (А. Пластов «Праздник урожая» — Д. Шостакович «Светлый ручей») 53

Пысь А. В. Графические образы музыки в позднем творчестве Яни Христу 55

Райскин И. Г. Становление отечественной музыкальной науки. Русский путь 56

Ровенко Е. В. Музыка в художественном мире Винсента Ван Гога 58

Романов Д. Д. Музыкальное понимание личности: Вагнер — символисты — евразийство 61

Романова А. А. Борис Покровский — оперный режиссёр, читающий партитуру 64

Сергеева Т. С. Философия музыки в наследии арабо-испанского мыслителя Ибн Баджи (Авемпаса) 65

Сечин А. Г. Трактат Ш.-А. Куапеля «Сравнение красноречия с живописью» (1751) и изобразительное искусство риторической эпохи 67

Сиднева Т. Б. «Тёмного хаоса светлая дочь»: музыка как метафора мировой стихии в культуре Серебряного века 70

Старусева-Першеева А. Д., Сковородников П. Ю. Звук как эстетический феномен в сетевом искусстве 72

Тахо-Годи Е. А. Философ и литературный критик: к истории взаимоотношений А. Ф. Лосева и Ю. И. Айхенвальда 75

Терентьев С. С. Внутри дантовских миров: символическое пространство «Dante-симфоний» Бориса Тищенко. К 755-летию со дня рождения Данте Алигьери (1265–1321) 78

Троицкий В. П. Из «жизни чисел». Об одном музыкальном проекте Георга Кантора 80

Фахрадова Р. З. Эклектизм философских идей в контексте спектральной композиции (методологический аспект) 83

Хасаншин А. Д. «Живопись Мане» Мишеля Фуко и кризис ренессансной линейной перспективы: «мир как картина» и «картина мира» (Weltbild) Мартина Хайдеггера 85

Цареградская Т. В. По направлению к «новой сентиментальности»: о некоторых смысловых константах в современной музыке 87

Чинаев В. П. Между «новой искренностью», «постиронией» и китчем: исполнительская культура в ситуации метамодерна 89

Шумилин Д. А. О «солипсизме» А. Н. Скрябина 91