Научный руководитель проекта — доктор искусствоведения, профессор В. П. Чинаев
Ответственный редактор — кандидат искусствоведения, профессор С. В. Грохотов
Члены редакционного совета: кандидат искусствоведения, доцент Р. А. Насонов; доктор искусствоведения, профессор Т. В. Цареградская; доктор искусствоведения, профессор В. П. Чинаев; кандидат искусствоведения, ст. преподаватель П. А. Шатский
Материалы публикуемого сборника связаны с эпохой, которая предопределила основные направления в развитии искусства от рубежа XIX–ХХ столетий вплоть до наших дней. В основе предлагаемых статей — доклады, прочитанные на Международной научной конференции «От модерна к футуризму», состоявшейся 23–25 октября 2018 года в Московской консерватории.
Издание адресовано музыкантам разных специальностей, а также всем читателям, интересующимся проблемами искусства ХХ–XXI веков.
От редакции 5
В. П. Чинаев Русский космизм в поисках абсолюта: параллели и пересечения в музыкальном, поэтическом и изобразительном творчестве 1910−1920-х годов 7
Лики модерна
А. В. Засимова Путь к модерну: Георгий Львович Катуар 37
А. В. Мофа Стиль модерн в творчестве Фредерика Дилиуса. Концерт для фортепиано с оркестром до минор 67
А. П. Наветная Стиль модерн и творчество Белы Бартока (на примере оперы «Замок герцога Синяя Борода») 81
Т. Б. Суханова Фриц Крейслер и стиль модерн 91
М. А. Федорова Клод Дебюсси и Морис Равель: музыка для арфы 108
П. А. Шатский Клод Дебюсси. Двенадцать этюдов для фортепиано: от экзерсиса до инсталляции 119
С. В. Грохотов О дихотомии «мужского» и «женского» в Пятой сонате А. Н. Скрябина (на примере мотивной метрики) 140
Т. Н. Левая Под знаком модерна: А. Н. Скрябин и С. С. Прокофьев в 1913 году 158
Авангард и модерн в ретроспективе
К. В. Зенкин О проявлениях «модернизма» в исполнительском искусстве: Ф. Бузони — М. Юдина — Г. Гульд 167
Н. П. Толстых Судьба провидца: фортепианная музыка Эрика Сати в современном академическом музыкальном мире 177
О. А. Воробьёва Отголоски эпохи модерн: о некоторых смысловых особенностях современных фортепианных сочинений (Э. Денисов, С. Слонимский, Г. Зайцев) 192
О. П. Сайгушкина Западные пианисты — исполнители русского авангарда первой волны: Ш. Шлейермахер, Х. Хенк, М.-А. Амлен 203
А. А. Соломонова Музыка к фильму «Кабинет доктора Калигари»: между творческой реконструкцией и исторической имитацией 212
Подводя итоги
Т. В. Цареградская «Поздний модернизм» в музыке конца ХХ — начала ХХI века: некоторые наблюдения 239
По следам конференции «От модерна к футуризму» (виртуальная беседа за круглым столом) 260
Об авторах 273
Эпоха, жившая в ожидании «грядущих гуннов» и мистического мирового преображения, эпоха восторженных мечтаний и безнадежного отчаяния, утонченных наслаждений и кровавых войн… С тех пор минуло сто лет и даже более. Казалось, что прагматичный, компьютеризированный и глобализированный мир «переварил» эстетические и социально-политические утопии конца XIX — начала XX столетия и историческая дистанция превратила безумства и фантазии модерна-футуризма-авангарда в предмет рассудительного, сугубо академического интереса.
В целом, так представлялось и нам в 2018 году, когда кафедра истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории начала готовить Международную научную конференцию «От модерна к футуризму»1. Пожалуй, лишь на завершающем конференцию круглом столе прозвучали настораживающие слова о «пороховых бочках», на коих (подобно аналогичному жизнеощущению столетней давности) покоится мироустройство сегодняшнего дня. Ныне же кажется, что огоньки уже бегут по бикфордовым шнурам, благоустроенный обывательский быт начинает рушиться и патина академической рутины слетает с художественных свершений модерна и авангарда. Что бы ни происходило, но сейчас, как и век назад, мы не можем отказаться от своего долга нести «зажженные светы в катакомбы, пустыни, пещеры» (В. Я. Брюсов) и по традиции делаем это посредством печатного слова…
Энциклопедическая по охвату материала программная статья Владимира Чинаева, открывающая книгу в качестве своего рода развернутого эпиграфа, посвящена русскому космизму — уникальному культурно-историческому явлению в отечественной философии, изобразительном искусстве, музыке, поэзии начала ХХ столетия.
«Лики модерна» во всем многообразии представлены в первом разделе сборника. Один из провозвестников нового стиля Георгий Львович Катуар (1861–1926), чье оригинальное творчество лишь в последние годы начинает привлекать к себе внимание слушателей и исполнителей, является героем развернутой публикации Анны Засимовой. К числу пионеров модерна можно причислить и сверстника Катуара — Фредерика Дилиуса (1862–1934): его музыке, рассмотренной в контексте английской художественной культуры XIX века, посвящена статья Аллы Мофы. С творческими принципами модерна в своеобразном венгерском преломлении читатель знакомится в статье Анны Наветной об опере Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода». Как известно, некоторыми особенностями искусство модерна соприкасалось с явлениями массовой культуры своего времени. В публикации Татьяны Сухановой «Фриц Крейслер и стиль модерн» представлен обаятельный образ великого австрийского скрипача; особую привлекательность его искусству сообщает гармоничный синтез академического и легкого жанров. Арфовые шедевры Клода Дебюсси и Мориса Равеля и инструменты фирм «Эрар» и «Плейель», способствовавшие их появлению, стали предметом рассмотрения в статье Марии Фёдоровой. Павел Шатский анализирует этюды Дебюсси в контексте развития жанра, убедительно раскрывая их влияние на музыку последних десятилетий. Изучение структуры Пятой сонаты Александра Скрябина дает основание Сергею Грохотову выдвинуть гипотезу о лежащей в основе ее драматургии гендерной дихотомии, символически олицетворенной соответствующими «мужскими» и «женскими» мотивами. Статья Тамары Левой показывает, что поздний Скрябин и ранний Прокофьев творчески совсем не так далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд, — их музыку объединяет контекст эпохи, связанный с культурой модерна.
«Авангард и модерн в ретроспективе» — так озаглавлен второй раздел сборника. В работе Константина Зенкина сопоставляется исполнительское искусство Марии Юдиной, Ферруччо Бузони и Гленна Гульда; делается вывод о романтическом генезисе новаторских музыкальных прочтений Юдиной. Непростая сценическая судьба фортепианного наследия Эрика Сати и место его произведений в современной исполнительской практике прослеживаются в статье Нонны Толстых. Ольга Воробьёва находит прямые отголоски модерна и раннего авангарда в фортепианных сочинениях Эдисона Денисова, Сергея Слонимского, Григория Зайцева. Об исключительном интересе зарубежных исполнителей к произведениям советских композиторов-новаторов 1920-х годов и их замечательных интерпретациях идет речь в публикации Ольги Сайгушкиной. Статья Алины Соломоновой посвящена возвращению на экраны классики немого кино, в частности шедевра немецкого экспрессионизма — фильма «Кабинет доктора Калигари»; благодаря разным вариантам звукового сопровождения, созданным в наши дни вместо утраченного оригинала, фильм получает разное смысловое наполнение.
Называя последний раздел сборника «Подводя итоги», мы в полной мере осознаем условность такого заглавия. Какие могут быть «итоги», когда в России комплексное рассмотрение проблем модерна и авангарда в новейшем художественном контексте, по сути, только начинается! Здесь же речь идет о попытке обобщить итоги конкретной встречи, участники которой бесстрашно отдаются прекрасной «игре в бисер» на краю уже дымящегося вулканического кратера… В развернутой статье Татьяны Цареградской анализируются различные подходы к периодизации направлений в музыкальном искусстве XX — начала XXI века; в зависимости от взглядов исследователей по-разному выстраиваются стилевые цепочки, включающие такие сложные явления, как модернизм, постмодернизм, метамодернизм, второй (или поздний) модернизм. Завершается сборник уже упомянутой беседой, состоявшейся непосредственно после заседаний конференции. К трем реально присутствовавшим тогда собеседникам позднее, на этапе подготовки публикации, присоединились те, кому не удалось поучаствовать в ней реально. Так что в окончательном варианте общение приобрело отчасти виртуальный характер. Однако что это, как не проявление того духа новизны, без которого немыслимо рассуждение о модерне и авангарде?..
1 Конференция состоялась 23–25 октября 2018 года в рамках масштабного научного проекта «Музыкальные эпохи и стили: эстетика, поэтика, исполнительская интерпретация»; ее основные материалы представлены в настоящем сборнике. При публикации слово «футуризм», обозначенное в теме, решено было заменить на «авангард», что более точно отражает тематику статей. Прошедший форум можно считать продолжением конференции 2007 года «От барокко к романтизму», по итогам которой увидел свет одноименный сборник статей в трех выпусках (М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2010–2012).