Сафонова
Александра Анатольевна

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Сафонова<br /> Александра Анатольевна

Получила три высших образования:

  • – окончила с золотыми медалями бакалавриат и магистратуру географического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (научный руководитель — Г. Н. Голубев);

  • – окончила Французский университетский колледж по специальностям «Литература / Философия» и как правительственный стипендиат продолжила обучение во Франции, окончив магистратуру факультета Истории литературы и культурологии Франции XVI–XVIII веков Университета Пари-IV-Сорбонна (Париж, научный руководитель — Мишель Делон); одновременно прошла стажировку в Центре барочной музыки в Версале (Версаль, научный рукодитель — Жан Дюрон);

  • – с отличием окончила Астраханскую консерваторию по специальности «Академическое пение» (Астрахань, класс И. Я. Маколовой) и аспирантуру Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс профессора М. А. Сапонова). Прошла курс художественного перевода с французского языка под руководством В. А. Мильчиной со стажировкой в SNLF. Стажировалась в Оперной студии Академии Санта-Чечилия под руководством Ренаты Скотто (Рим) и Центре вокальной подготовки под руководством Барбары Бонней (Зальцбург).

Область научных интересов: музыкальная культура Франции, оперный театр XVIII–XIX веков, русский дворянский театр, камерная вокальная музыка (русская, французская, итальянская).

Есть публикации по проблемам геоэкологии на русском и английском языках, несколько опубликованных переводов с французского языка, научные статьи по проблемам русских редакций XVIII–XIX веков опер зарубежных композиторов и др.

Знание иностранных языков: русский, французский, английский, итальянский, болгарский.

Список публикаций

  1. Императорская труппа на сцене театра С. С. Апраксина (1814-1818) (по материалам нотных рукописей фонда Апраксиных-Голицыных РГБ) // Архангельское. Материалы и исследования. Вып. 8 : Князь Н. Б. Юсупов и московская культура его времени. — Москва : Государственный музей-заповедник «Архангельское», 2025. — С. 48-63.

  2. «Комическая опера» Доменико Делла-Марии и ее русская редакция // Научный вестник Московской консерватории. — 2025. — Т. 16, № 1(60). — С. 130-145. — DOI 10.26176/mosconsv.2025.60.1.04.

  3. «Прекрасная мельничиха» в театре С. С. Апраксина (по материалам нотных рукописей фонда Апраксиных-Голицыных РГБ) // Современные проблемы музыкознания. — 2025. — Т. 9, № 1. — С. 79-104. — DOI 10.56620/2587-9731-2025-1-079-104.

  4. Оперы Джованни Паизиелло в рукописном нотном собрании Апраксиных-Голицыных Российской государственной библиотеки / А. А. Сафонова, С. М. Бердникова // Проблемы музыкальной науки. — 2024. — № 4 (57). — С. 42-57. — DOI 10.17674/2782-3601.2024.4.042-057.

  5. День рождения К. Ф. Э. Баха в Московской консерватории // Старинная музыка. — 2024. — № 2 (104). — С. 29-31.

  6. «…гуляй, Москва»: ценные свидетельства жизни театра С. С. Апраксина (по материалам нотных рукописей) // Свидетели эпохи : сборник статей. Материалы II научно-практической конференции, Москва, 08–09 сентября 2022 года. — Москва : Новосибирский издательский дом, 2023. — С. 101-109.

  7. Московская редакция «Фраскатанки» по материалам фонда Апраксиных — Голицыных отдела рукописей РГБ // Опера в музыкальном театре: история и современность. Материалы Пятой международной научной конференции, 22—26 ноября, 2021 г. / ред.-сост. И. П. Сусидко, П. В. Луцкер, Н. В. Пилипенко ; Российская академия музыки имени Гнесиных. — Т. 1. — Москва : РАМ имени Гнесиных, 2023. — С. 91-103.

  8. Опера, в которой танцуют, или балет, в котором поют: из истории музыкальной комедии на сцене Королевской академии музыки в Париже // Современные проблемы музыкознания. — 2023. — № 2. — С. 6-27. — DOI 10.56620/2587-9731-2023-2-006-027.

  9. Произведения А.-Э.-М. Гретри в фондах Российской государственной библиотеки // Русские музыкальные архивы за рубежом. Зарубежные музыкальные архивы в России : материалы международных конференций. — Москва : Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, 2023. — С. 27-39.

  10. Письмо господину Паизиелло от любителей оперного искусства // Старинная музыка. — 2023. — № 2 (100). — С. 22-31.

  11. Русские редакции итальянских опер в театре Апраксиных по материалам нотных рукописей фонда Апраксиных-Голицыных РГБ // Хозяева и гости усадьбы Вязёмы и Захарово : материалы научных конференций 2023 года Государственного историко-литературного музея-заповедника А. С. Пушкина / под общей редакцией А. М. Рязанова. — Большие Вязёмы : ООО «Рекламное агенство «РазДваТри», 2023. — С. 324-333.

  12. Русский романс в педагогическом репертуаре в Китае / А. А. Сафонова, И. Гофэн // Метаморфозис. — 2023. — Т. 8, № 1. — С. 104-124.

  13. «Похищенная крестьянка, или Сонный порошок» в театре С. С. Апраксина // Старинная музыка. — 2022. — № 3 (97). — С. 8-18.

  14. Музыкальные тропинки героев Шарля Перро (к 325-летию первой публикации сборника «Сказки моей матушки Гусыни») / А. М. Лесовиченко, А. А. Сафонова // Проблемы музыкальной науки = Music Scholarship. — 2022. — № 47 (2). — С. 92–104.

  15. «...или Взятїе Измаила» : опера П. С. Потёмкина и О. А. Козловского // Театрократия : Екатерина II и опера / Департамент культуры города Москвы, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Благотворительный фонд Владимира Потанина «Музей без границ» ; автор-составитель: А. С. Корндорф. — Москва : Государственный музей-заповедник «Царицыно», 2022. — С. 312–331.

  16. Значимость рукописных нотных источников в музейных коллекциях для изучения истории русского языка, общепринятой и сценической произносительной нормы // Личные коллекции в музейных фондах : материалы научно-практической конференции / Правительство Москвы, Департамент культуры города Москвы, «Музей-панорама «Бородинская битва» ; составитель: В. А. Тарасова. — Москва : Новосибирский издательский дом, 2021. — С. 101–109.

  17. Покровители и путь к успеху, или Андре Гретри и исторические коллизии во Франции последней трети XVIII века // Старинная музыка. — 2020. — № 3. — С. 8–13.

  18. Андре Гретри и реформа французского музыкального театра второй половины XVIII века // Моцарт в пространстве и времени. — Москва : НИЦ «Московская консерватория», 2019. — С. 234–245.

  19. Духовная музыка России и Австрии : сборник статей по материалам международных конференций официальной программы перекрёстного Года музыки и культурных маршрутов Россия — Австрия 2018 / Министерство культуры Российской Федерации, Российский национальный музей музыки ; редакторы: А. В. Булычёва, А. А. Сафонова. — Москва : Первый том, 2019. — 296 с. : ил.

  20. Музыкальная комедия Андре Гретри на сцене Королевской академии музыки // Опера в музыкальном театре : история и современность : сборник статей по материалам Четвёртой международной научной конференции, 11–15 ноября 2019 г. / Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия музыки, Государственный институт искусствознания ; редактор-составитель: И. П. Сусидко. — Москва : Российская академия музыки имени Гнесиных, 2019. — Т. I. — С. 257–267.

  21. Московская редакция оперы А.-Э.-М. Гретри «Браки самнитян» // Научный вестник Московской консерватории. — 2018. — Т. 9. — № 3. — С. 78–107.

  22. Усадебный театр XVIII века // Мир — театр. Архитектура и сценография в России / составители: А. Г. Стёпина, А. А. Петрова. — Москва : Кучково поле, 2017. — С. 78–81.

  23. Феномен перемещения оперы в инокультурную среду : XVIII век, шереметевские редакции // Журнал Общества теории музыки. — 2017. — Вып. 2 (18). — С. 49–69. — Об операх А.-Э.-М. Гретри, П.-А. Монсиньи, Ж.-Ж. Руссо, Н.-М. Далейрака.

  24. Московские версии опер Андре Гретри и его современников : последняя четверть XVIII века : специальности 17.00.02 «Музыкальное искусство», 17.00.09 «Теория и история искусства» : диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения / Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского. — Москва, 2017. — 268 с. + Прил. (224 с. : ил.).

  25. Опера в программе «гуляний» XVIII века : московские версии произведений Гретри // Научный вестник Московской консерватории. — 2015. — Т. 6. — № 4. — С. 64–107.

  26. «Опытъ дружбы» — «Испытание для дружбы» : «московский» Гретри // Старинная музыка. — 2015. — № 2. — С. 13–20.