К проблеме национального в музыке ХХ века; Жан Кокто о национальном направлении в новой французской музыке
Редактор М. В. Распутина
Первый выпуск пособий по истории зарубежной музыки посвящен музыкальному искусству ХХ века. Статья проф. кафедры истории зарубежной музыки Московской консерватории Н. А. Гавриловой содержит целостный очерк теории национального стиля в музыке, анализ музыкальных произведений, принадлежащих разным европейским национальным школам. В статье заведующего этой же кафедрой проф. М. А. Сапонова освещается значение фигуры Ж. Кокто для музыки ХХ века. В качестве приложения к статье помещен комментированный перевод на русский язык трактата Кокто «Петух и Арлекин». Для студентов музыкальных вузов, музыковедов, музыкальных и театральных критиков.
Н. А. Гаврилова К проблеме национального в музыке ХХ века 5
Глава 1. Проблема национального в музыке. К истории и теории вопроса
1. Основные предпосылки концепции национального в музыке 8
2. О диалектике национального и интернационального 13
3. Национальный характер и вопросы его формирования 21
4. Личность художника в контексте национальной традиции 29
Глава 2. Национальный стиль в общей системе музыкальных стилей
1. Историко-теоретический аспект проблемы 45
2. Фольклорные истоки национальной традиции 55
3. Традиции духовной музыки 67
4. Речевая интонация как основа национального стиля 83
Литература 95
М. А. Сапонов Жан Кокто о национальном направлении в новой французской музыке 99
Ж. Кокто. Петух и Арлекин. Заметки вокруг музыки. Перевод с французского, подготовка к публикации и комментарии М. А. Сапонова 111