В учебном пособии рассматривается важнейший этап в развитии испанской музыки, который в музыковедческой литературе именуется Новым музыкальным Возрождением. В центре внимания находится одна из ключевых фигур этого этапа — композитор, ученый, педагог Фелипе Педрель, сформулировавший в своих теоретических трудах важнейшие идеи и задачи нового направления. В пособии также освещается творчество Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса — двух ведущих композиторов, которые заложили фундамент современной композиторской школы Испании.
Пособие адресовано музыковедам, композиторам и исполнителям, обучающимся в высших музыкальных учебных заведениях.
От автора 4
Испания на рубеже веков 5
Фелипе Педрель (1841–1922) 8
Исаак Альбенис (1860–1909) 16
Энрике Гранадос (1867–1916) 25
Приложение Рекомендуемая литература 32
В курсе истории зарубежной музыки Испании отводится скромное место. Однако на рубеже XIX–XX веков и на протяжении XX столетия испанская композиторская школа внесла весомый и своеобразный вклад в развитие европейской музыкальной культуры. Благодаря достижениям музыкально-исторической науки, на современном этапе этот вклад становится особенно очевидным.
Данное пособие возникло в ответ на потребности учебного процесса в музыкальных вузах. Оно имеет целью представить в достаточно компактной форме идеологию и эстетику Нового музыкального Возрождения в Испании, сформулированную в трудах Фелипе Педреля — ученого, мыслителя, педагога и композитора. Многогранная деятельность Педреля рассматривается в историко-культурном контексте — в русле идей, обсуждаемых представителями так называемого Поколения 1898 года, и полемики, развернувшейся между его лидерами. Такой подход дает возможность понять глубинные причины кризисных тенденций второй половины XIX века и сущность преобразований, затронувших сферы музыкального образования, концертно-филармонической деятельности и т. д.
Анализ творческих достижений двух ведущих представителей Нового Возрождения — Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса — показывает, как «работали» творческие установки Педреля на практике, каким путем каждый автор решал проблему взаимодействия национальных традиций и современной композиторской техники.
Данное учебное пособие предназначено для музыковедов, композиторов и исполнителей, обучающихся в высших музыкальных учебных заведениях. Оно включает музыкальные примеры, а также список рекомендованной литературы, который поможет студентам получить более детализированные сведения об испанской музыке рубежа XIX–XX веков.