Кряжева, И. А. Новое музыкальное Возрождение в Испании. Ф. Педрель. И. Альбенис. Э. Гранадос


  • Автор: И. А. Кряжева
  • Рецензент: Н. И. Тарасевич, доктор искусствоведения, профессор; И. В. Красотина, кандидат искусствоведения, профессор
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2024
  • Тираж: 50 экз.
  • К-во страниц: 32
  • ISBN: 978-5-89598-484-0 (в обл.)

В учебном пособии рассматривается важнейший этап в развитии испанской музыки, который в музыковедческой литературе именуется Новым музыкальным Возрождением. В центре внимания находится одна из ключевых фигур этого этапа — композитор, ученый, педагог Фелипе Педрель, сформулировавший в своих теоретических трудах важнейшие идеи и задачи нового направления. В пособии также освещается творчество Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса — двух ведущих композиторов, которые заложили фундамент современной композиторской школы Испании.

Пособие адресовано музыковедам, композиторам и исполнителям, обучающимся в высших музыкальных учебных заведениях.

От автора 4

Испания на рубеже веков 5

Фелипе Педрель (1841–1922) 8

Исаак Альбенис (1860–1909) 16

Энрике Гранадос (1867–1916) 25

Приложение Рекомендуемая литература 32

В курсе истории зарубежной музыки Испании отводится скромное место. Однако на рубеже XIX–XX веков и на протяжении XX столетия испанская композиторская школа внесла весомый и своеобразный вклад в развитие европейской музыкальной культуры. Благодаря достижениям музыкально-­исторической науки, на современном этапе этот вклад становится особенно очевидным.

Данное пособие возникло в ответ на потребности учебного процесса в музыкальных вузах. Оно имеет целью представить в достаточно компактной форме идеологию и эстетику Нового музыкального Возрождения в Испании, сформулированную в трудах Фелипе Педреля — ученого, мыслителя, педагога и композитора. Многогранная деятельность Педреля рассматривается в историко-­культурном контексте — в русле идей, обсуждаемых представителями так называемого Поколения 1898 года, и полемики, развернувшейся между его лидерами. Такой подход дает возможность понять глубинные причины кризисных тенденций второй половины XIX века и сущность преобразований, затронувших сферы музыкального образования, концертно-­филармонической деятельности и т. д.

Анализ творческих достижений двух ведущих представителей Нового Возрождения — Исаака Альбениса и Энрике Гранадоса — показывает, как «работали» творческие установки Педреля на практике, каким путем каждый автор решал проблему взаимодействия национальных традиций и современной композиторской техники.

Данное учебное пособие предназначено для музыковедов, композиторов и исполнителей, обучающихся в высших музыкальных учебных заведениях. Оно включает музыкальные примеры, а также список рекомендованной литературы, который поможет студентам получить более детализированные сведения об испанской музыке рубежа XIX–XX веков.