Ответственный редактор: И.А. Кряжева
Хрестоматия, являющаяся приложением к одноименному учебному пособию, включает музыкальный материал с краткими аналитическими комментариями, представляющий как композиторские школы Европы, Азии и США, так и анонимную музыку азиатского региона.
Данное издание адресовано учащимся и педагогам высших и средних музыкальных учебных заведений, а также всем интересующимся современной музыкой.
ЧАСТЬ I. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ
Раздел 1. Первая и вторая половины ХХ века
Венгрия
Бела Барток 9
Золтан Кодай 22
Дьёрдь Лигети 22
Дьёрдь Куртаг 22
Испания
Мануэль де Фалья 33
Хоакин Турина 41
Федерико Момпу 45
Хоакин Родриго 46
Польша
Кароль Шимановский 49
Витольд Лютославский 55
Кшиштоф Пендерецкий 64
Румыния
Джордже Энеску 73
Чехия и Словакия
Леош Яначек 89
Богуслав Мартину 95
Эуген Сухонь 102
Илья Зельенка 103
Раздел 2. Вторая половина ХХ века
Великобритания
Питер Максвелл Дейвис 104
Харрисон Биртвисл 116
Александер Гёр 119
Германия
Карлхайнц Штокхаузен 124
Италия
Луиджи Даллапиккола 139
Луиджи Ноно 140
Лючано Берио 149
Франция
Оливье Мессиан 153
Пьер Булез 165
ЧАСТЬ II. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АМЕРИКИ
Раздел 1. Латинская Америка
Альберто Хинастера 175
Эйтор Вила-Лобос 187
Амадео Рольдан 197
Карлос Чавес 199
Раздел 2. Соединенные Штаты Америк
Энтони Филипп Хейнрих 204
Луи Моро Готчок 206
Чарлз Айвз 206
Рой Харрис 221
Уильям Грант Стилл 221
Лео Орнстайн 223
Джордж Антейл 223
Эдгар Варез 223
Дэн Рудьяр 227
Карл Рагглс 227
Генри Кауэлл 231
Джордж Крам 233
Джон Кейдж 236
Мильтон Бэббит 237
ЧАСТЬ III. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АЗИИ
Раздел 1. Из классической музыки Азии
Арабский мувашшах (из наследия) 241
Самаи (из наследия) 242
Иранский дастгах Нава 243
Индийская музыка рагсангит 245
Ария из Пекинской оперы 246
Отрывок из японской придворной музыки гагаку 248
Раздел 2. Композиторское творчество
Рабиндранат Тагор 251
Тору Такемицу 252
Тан Дун 254
Исан Юн 256
Франц Рихтер Херф 258
Хрестоматия «История зарубежной музыки. ХХ век» планировалась и составлялась как приложение к учебному пособию «История зарубежной музыки. ХХ век», опубликованному в 2005 году издательством «Музыка». Именно эта изначально поставленная задача обусловила отсутствие музыкальных примеров в тексте самого учебника и одновременно определила тематическое содержание, характер, направленность и структуру данной хрестоматии. Ее общий тематический и содержательный план точно соответствует учебнику и включает три основные части, посвященные трем крупнейшим культурно-географическим ареалам: европейскому (I. Музыкальная культура Европы), американскому (II. Музыкальная культура Америки), азиатскому (III. Музыкальная культура Азии).
В учебном пособии представлена широкая панорама музыкальной культуры ХХ века. В хрестоматии же историко-стилевой анализ иллюстрируется фрагментами из конкретных музыкальных произведений. Особенность предлагаемой работы состоит в том, что здесь собран уникальный музыкальный материал, посвященный как композиторским школам нескольких континентов, включая многочисленные национальные культуры, так и анонимной музыке азиатского региона.
Главный критерий отбора музыкальных фрагментов — принцип соответствия историко‑теоретического и стилевого анализа в главах и разделах учебного пособия конкретным примерам в музыкальной хрестоматии. Практически все музыкальные фрагменты иллюстрируют и раскрывают наиболее важные положения и идеи, излагаемые в учебнике. Творчество наиболее крупных композиторов, охарактеризованное в главах учебника, например таких, как Барток, Кодаи, Лигети, де Фалья, Турина, Шимановский, Лютославский, Пендерецкий, Энеску, Яначек, Мартину, Дейвис, Штокхаузен, Ноно, Берио, Мессиан, Хинастера, Вила-Лобос, Айвз, Варез, Кауэлл и т. д., представлено фрагментами наиболее показательных для стиля того или иного композитора сочинений.
Важной отличительной чертой данной работы является и то, что здесь фигурируют фрагменты музыкальных произведений, которые не издавались у нас в стране и поэтому мало или вообще не известны отечественной аудитории. Каждый музыкальный фрагмент снабжен краткой аннотацией, разъясняющей содержательные, стилевые, структурные особенности произведения.
Работа выполнена на кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.
Авторы разделов хрестоматии:
- доктор искусствоведения, профессор Н. А. Гаврилова (Венгрия, Чехия, Словакия)
- доктор искусствоведения, профессор К. В. Зенкин (Германия)
- доктор искусствоведения, профессор Л. В. Кириллина (Италия)
- доктор искусствоведения, профессор Л. М. Кокорева (Польша, Франция)
- доктор искусствоведения, профессор И. А. Кряжева (Испания, Латинская Америика)
- кандидат искусствоведения, профессор С. Ю. Сигида (Великобритания, Соединенные Штаты Америки)
- кандидат искусствоведения, и. о. профессора О. С. Фадеева (Румыния)
- доктор искусствоведения, профессор В. Н. Юнусова (Азия)