Музыка народов мира: проблемы изучения : Материалы международных научных конференций. Вып. 2
Редакционная коллегия: М. А. Сапонов, доктор искусствоведения, профессор; В. Н. Юнусова, доктор искусствоведения, профессор; А. В. Харуто, кандидат технических наук, доцент
Редакторы-составители: В. Н. Юнусова, А. В. Харуто
В сборнике представлены доклады и сообщения трех международных научных конференций «Музыка народов мира: проблемы изучения», состоявшихся в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в 2009–2012 годах.
Материалы сборника могут быть полезны исследователям — музыковедам и гуманитариям в самых различных сферах, найти применение в педагогической практике музыкальных вузов, а также представлять интерес для широкого круга читателей.
От редколлегии 5
I. Вопросы методологии
И. И. Земцовский. Человек среди чужих культур 7
Н. Г. Шахназарова. Самосознание национальной музыкальной традиции как важный фактор, определяющий самобытность и индивидуальность композиторского творчества 11
В. Н. Юнусова. Проблемы исторического исследования традиционной музыки Азии 18
И. А. Кряжева. О самобытных традициях музицирования Латинской Америки: афро-кубинский сон 38
С. И. Утегалиева. Тембро-регистровая модель звука/тона и ее реализация в музыке тюркоязычных народов 47
С. П. Галицкая. К проблеме фактуры в монодии 63
И. А. Влаева. Архивные звукозаписи традиционной музыки Болгарии 69
А. В. Харуто. Компьютерный анализ музыкального звука и проблемы точности 77
А. В. Бакаев. Компьютерное исследование характеристик и механизмов формирования певческих формант у профессиональных вокалистов 91
Р. Султанова. Женские мусульманские ритуалы Узбекистана и опыт их компьютерного анализа (программа «AudioSculpt») 104
II. Традиционная культура народов мира
Нгуен Лантуат. Cовременное состояние традиционного музыкального театра Вьетнама 118
М. Ю. Дубровская. К вопросу изучения традиционной музыкальной обрядности японского синто на современном этапе 130
А. Г. Алябьева. Индонезийское трансовое действо Рейог Понорого и тембровые аспекты его музыки 145
Т. Б. Будаева. Музыкальная терминология Пекинской оперы: вопросы классификации 156
С. Ю. Багирова. Традиционное музыкальное искусство Азербайджана в зеркале общественных идей ХХ века 167
А. Б. Джумаев. Куллийат в музыкальном искусстве и науке о музыке Средней Азии и Среднего Востока XIV–XVII веков 187
Т. С. Сергеева. О взаимосвязи символики числа «5» и структурных особенностей андалусской классической музыки 212
Г. Р. Сайфуллина. Татарский мунаджат: трансформация жанра 219
З. А. Имамутдинова. Современная традиция чтения Корана в России 235
М. Н. Тимофеева. Русские скоморохи и их европейские аналоги: инструментально-терминологический аспект 246
Е. К. Карелина. Ритуальные формы традиционной музыки тувинцев в контексте истории национальной культуры 264
М. В. Переверзева. Из истории ковбойской песни 273
III. Композитор в контексте культур мира
С. Ю. Сигида. Композитор Дэн Рудьяр и его книга «Магия звука и искусство музыки» 292
А. С. Алпатова. «Азия — мир» как основное направление музыкальной деятельности: Тан Дун и азиатский авангард 307
В. И. Лисовой. Индихенизм в музыкальной культуре Мексики и Гватемалы 324
Е. Р. Скурко. Некоторые пути развития симфонизма в национальных культурах России ХХ — начала XXI века 335
Е. А. Снежкова. К исследованию звуковой палитры оркестровых произведений Тору Такэмицу 347
В. Е. Недлина. Этнический звукоидеал в произведениях композиторов Казахстана 364
С. М. Селим. Четверть тона и полутон в египетской фортепианной музыке XX века 375
Т. А. Абрукова. Песенное творчество чувашских композиторов в 1946–1970-е годы: тематический и жанровый аспекты 386
Сведения об авторах 400
Второй выпуск серии «Музыка народов мира: проблемы изучения» содержит статьи и материалы докладов, прозвучавших на IV–VI Международных научных конференциях «Музыка народов мира: проблемы изучения»1, которые прошли в стенах Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в 2009–2012 годах и собрали исследователей из России, Германии, Голландии, Франции, Египта, Китая, Болгарии, США, Азербайджана, Казахстана. Среди выступавших на конференциях были как известные ученые, так и начинающие исследователи, делающие первые шаги в изучении такого сложного и многогранного феномена, каким является музыка народов мира. Она предстает на страницах сборника во всем разнообразии: от сохранившихся архаических традиций до современного авангарда и поставангарда.
Сборник охватывает широкий круг культур Азии, Европы, Америки, малоисследованных культур Индонезии, Океании; ряд статей посвящен музыкальным традициям мировых религий — буддизма, ислама, некоторых местных верований и их отражению в традиционной музыке и современном композиторском творчестве. Расположение материалов сборника в определенной степени воспроизводит структуру самих конференций. В первом разделе сосредоточены доклады по методологии изучения музыкальных культур мира — как в рамках гуманитарного знания, так и с позиций точных наук. В данном разделе публикуется также имеющее важное методологическое значение приветствие известного российского ученого Изалия Иосифовича Земцовского участникам VI Международной конференции и выступление на том же форуме недавно ушедшей из жизни Нелли Григорьевны Шахназаровой (1924–2016).
Второй раздел фокусирует внимание на традиционных музыкальных культурах, в третьем исследуются проблемы современного композиторского творчества в ракурсе: композитор в контексте культур мира. Редакционная коллегия сохранила авторский взгляд на излагаемые проблемы, полагая, что даже дискуссионные мнения имеют право быть услышанными широким кругом ученых и тех, кто интересуется этномузыковедением.
1 Информацию о работе конференций см.: Алябьева А. Г. IV Международная научная конференция «Музыка народов мира: проблемы изучения» // Музыковедение. 2009. № 5. С. 71; Сергеева Т. С. Музыка народов мира в XXI веке: проблемы и перспективы. К юбилею В. Н. Юнусовой (МГК им. Чайковского, 13–15 апреля 2012 года) // Музыковедение. 2012. № 5. Материалы VI Международной научной конференции частично опубликованы: Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 4.