Партитура со старинными ключами: Дидактические образцы XVI–XX вв.: Исторический очерк и хрестоматия


  • Автор: Григорий Лыжов
  • Рецензент: Е. М. Двоскина, кандидат искусствоведения, доцент; Т. А. Зенаишвили, кандидат искусствоведения, доцент; Р. Л. Поспелова, доктор искусствоведения, профессор; Е. В. Щербаков, старший преподаватель
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
  • Тираж: 100 экз.
  • К-во страниц: 192
  • ISBN: ISMN 979-0-706360-51-5 (в обл.)

Партитура со старинными ключами. Дидактические образцы XVI–XX веков. Исторический очерк и хрестоматия. Уроки по чтению партитур. Выпуск 1

Рекомендовано Учебно-методическим советом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в качестве учебного пособия для студентов уровня высшего образования (специалитет) по специальностям 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция
Редакционная коллегия серии: И. А. Барсова, доктор искусствоведения, профессор; И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент.

Первый выпуск пособия «Уроки по чтению партитур» посвящен истории партитуры со старинными ключами. Образцы для игры в ключах взяты из учебных руководств по теории музыки и композиции и нотных изданий XVI–XX веков, то есть представляют собой «аутентичный» учебный материал, по которому занимались музыканты прошлых эпох. Основной раздел хрестоматии предваряется историческим очерком. Пособие может быть использовано на занятиях по чтению партитур, истории оркестровых стилей, а также сольфеджио, истории полифонии и гармонии.

Издание адресовано педагогам и студентам высших музыкальных учебных заведений.

Предисловие 6

Условные обозначения 7

Список сокращений 7

От автора-составителя 8

Практические советы читающим партитуру в старинных ключах 12

Исторический очерк 15

Старинные ключи — детям 17

Семейства нотных ключей 18

Возникновение нотных ключей 20

Рождение партитуры со старинными ключами 22

Связь ключевой комбинации и лада в XVI веке 26

Ключевая замена как инструмент транспозиции 33

Партитура со старинными ключами в эпоху барокко 34

Употребление ключей в нотолинейной практике русской музыки 36

Упрощение партитуры и выход из употребления старинных ключей 38

Хрестоматия. Партитурная нотация дидактических сочинений второй половины XVI–XХ веков 41

Двухголосие

Джироламо Дирута. «Трансильванец» (1609). Примеры на 12 ладов 43

Орландо ди Лассо. Бицинии без текста (1577) LV 604–615 55

Трехголосие

Штефан Фабер. Четыре мотета из сборника «Некоторые духовные песнопения на три голоса» (1607) 77

Четырехголосие

Ян Питерсзон Свелинк. «Правила композиции» (первая половина XVII века). Примеры на 8 ладов 90

Иоганн Йозеф Фукс. «Gradus ad Parnassum» (1725). Избранные четырехголосные упражнения на разряды контрапункта 103

Протестантские церковные песни в старинных ладах в гармонизации И. С. Баха. По трактату И. Ф. Кирнбергера «Искусство правильной музыкальной композиции» (1776) 110

Иоганн Себастьян Бах. Фуга D-dur BWV 875 (ХТК-II) в партитурном изложении из учебника Э. Праута «Фуга» (1894) 122

Оливье Мессиан. «Двадцать уроков гармонии» (1939). Избранные авторские решения задач по гармонии 126

Приложения 159

Приложение 1. «Музей партитуры». Историческая партитура со старинными ключами (конец XV — первая половина XX века) 161

Приложение 2. Справочные и методические материалы. Перечень нотных образцов с указанием ключевых комбинаций 181

Ориентировочный порядок ключевых комбинаций по возрастанию трудности 184

Определение ключевых знаков при транспозиции путем замены ключа. «Ключевой квинтовый круг» 185

Библиография 188

Нотография 190

Главная цель настоящих «Уроков» — поместить занятия по чтению партитур в новый дидактический и гуманитарный контекст. Обычно в учебной практике изучают классико-романтические симфонические партитуры и отчасти позднебарочные. В них старинные ключи уже начали выходить из употребления. В данной хрестоматии, напротив, доклассическая музыка и старинная нотация преобладают. Появление такого замысла можно рассматривать как следствие широкого вовлечения старинной музыки в поле научного исследования и учебно-педагогической практики. Некая параллель просматривается и с введением старинной музыки в курсы анализа музыкальной формы. «Уроки по чтению партитур» в трех выпусках окажутся полезными и для таких дисциплин, как «История нотации», «Музыкально-теоретические системы», историческая часть курса «Гармонии». Следует подчеркнуть, что бóльшая часть из представленного в хрестоматии репертуара является материалом учебных занятий по чтению партитур на историко-­теоретическом факультете Московской консерватории в течение последних двух десятилетий.

Однако поставленная цель — преподнесение знаний в историческом контексте — отнюдь не является лишь данью педагогической моде. Ведь активное освоение забытых или оставленных практик чтения нотации (например, чтение многолинейных нотоносцев в ключах), сопровождаемое историческими пояснениями, способно раскрепостить учащегося, сделать трудное постижимым и интересным и, главное, обогатить его как музыканта.

В своих «Жизненных правилах для музыкантов» Роберт Шуман говорит о феномене внутреннего слуха: «Ты должен настолько себя развить, чтобы понимать музыку, читая ее глазами»1. Очевидно, что задача воображаемого воспроизведения звучания многократно усложняется, если речь идет о чтении партитур2.

Теоретическое представление о строении партитуры и о том, как это строение исторически эволюционировало, должно подкрепляться навыками, тренировке которых и посвящено настоящее пособие. Один из них — умение одновременно (или почти одновременно) читать голоса, записанные разными способами, не совпадающими по принципу «дешифровки» — имеются в виду партии, нотированные в различных ключах или в транспозиции. Чтение партитур в этом смысле можно было бы сравнить с воображаемым синхронным переводом с нескольких языков одновременно, как если бы одна часть единой по смыслу фразы была написана на одном языке, а другая часть — на другом, при том, что перевести общий смысл надо на третий — родной язык читающего.

Для большого числа современных музыкантов «родным» является язык фортепиано, отчего психологические стереотипы чтения фортепианных нот невольно переносятся на восприятие партитуры3. От таких стереотипов, базирующихся на визуальных представлениях, приобретенных опытом общения с фортепианными нотами, предстоит отрешиться желающему приступать к чтению партитур. Однако это не так легко; преодолевать инерцию «фортепианного» чтения нужно различными способами, и это вовсе не обязательно делать на больших симфонических партитурах. Наоборот, нужно подготовиться к их чтению при помощи различных упражнений, в которых партитура немногострочна. Сделать это поможет данное пособие.

Помещенные в «Уроках по чтению партитур» упражнения направлены на выработку независимого, нескованного чтения ключевых комбинаций и транспонирующих партий. Приемами для этого является чтение партитуры в старинных ключах (выпуск 1), чтение барочной клавирной нотации с меняющимися ключами или с многолинейным нотоносцем (выпуск 2), чтение ансамблей духовых с транспонирующими партиями (выпуск 3).

В 1-м выпуске (автор-составитель Г. И. Лыжов), озаглавленном «Партитура со старинными ключами», собственно хрестоматии предшествует исторический очерк, где рассматриваются основные вехи эволюции так называемой исторической и дидактической партитуры в ключах.

2-й выпуск пособия (автор-составитель И. А. Барсова) посвящен теме «Нотация клавирной музыки XVII–XVIII веков». В нем представлены сочинения Г. Г. Нивера, Ф. Куперена и Дж. Фрескобальди в оригинальной нотации в виде факсимиле.

В 3-м выпуске (автор-составитель И. В. Вискова) — «Транспонирующие инструменты» — содержатся сгруппированные по видам транспорта партитурные образцы преимущественно ансамблей духовых инструментов, освоение которых является своего рода прелюдией к чтению оркестрового тутти.


1 Шуман Р. О музыке и музыкантах: Собрание статей: в 2 т. / сост. и ред. Д. В. Житомирского; пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой; ред. пер. Г. А. Балтер. Т. II-Б. М., 1979. С. 177.

2 В тех же «Правилах» Шуман говорит об этом как бы в мистически возвышенном тоне: «Некто утверждал, что законченный музыкант должен уметь представить себе впервые услышанное даже сложное оркестровое произведение в виде партитуры. Это высшее, о чем можно помыслить» (Там же. С. 182).

3 Один из распространенных примеров — машинальное считывание оркестровых партий первой и второй скрипок, излагающих мелодию в унисон, в виде удвоения мелодии в октаву. Это происходит потому, что глаз по инерции сопоставляет партитурную нотацию с клавирной и фиксирует примерно следующее: одна и та же мелодия записана в двух вариантах, один расположен ниже, другой выше — так выглядит на фортепиано изложение мелодии в октаву.