Родился в Воронеже. По окончании Воронежской Детской музыкальной школы № 1 (педагоги Э. В. Терехова, С. Ю. Баландин, Б. М. Голод, Л. Д. Чернышов, Ю. Н. Доманова) обучался в старших классах Центральной музыкальной школы (1985–1988). Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу теории (педагоги Ю. Н. Холопов, Е. Н. Абызова, В. П. Павлинова, В. С. Ценова) и фортепиано (класс Е. М. Тимакина).
В 1990–1995 годах учился в Московской консерватории по специальности «теория музыки», в 1998 году окончил аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы мотетной композиции в “Magnum opus musicum” Орландо ди Лассо» (научный руководитель — профессор Ю. Н. Холопов). С 1998 года преподаёт на кафедре теории музыки гармонию (с 1998 года — ассистент профессор Ю. Н. Холопова, с 2003 — профессора В. С. Ценовой, с 2007 года — ведущий спецкурса), чтение партитур, участвует в чтении курса музыкально-теоретических систем и истории оркестровых стилей.
Педагогическая деятельность
Преподаватель гармонии, истории музыкальной теории, чтения партитур, истории оркестровых стилей.
Дипломные работы, выполненные в классе Г. И. Лыжова:
- Матвеева Д. В. «Правила композиции» в трактате и в музыке М.-А. Шарпантье (на материале «Leçons de Ténèbres»). 2005.
- Савенкова А. С. Проблемы музыкальной композиции в светских песнях Леонхарда Лехнера (на материале сборников 1576–1588 годов). 2008.
- Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на примере статей рубежа 1940-х – 1950-х годов) — том 1. (Том 2: П. Булез. Избранные статьи / пер. Н. С. Ренёвой). 2009.
- Лагутина Е. В. Парадоксы «Учения о гармонии» Хайнриха Шенкера — том 1. (Том 2: Х. Шенкер. Учение о гармонии. Теоретическая часть / пер. Е. В. Лагутиной). 2010.
- Демидова А. К. Оркестр в ранних симфониях Й. Гайдна. 2011.
- Станишевский Я. И. Понятие звуковысотного родства в отечественных трудах по гармонии (до первой половины XX века). 2013.
- Заярная Е. Д. Некоторые особенности мадригального цикла Орландо ди Лассо «Слёзы святого Петра». 2014.
- Москвина Ю. В. Техники музыкальной композиции второй половины XVI века на примере творчества Бальдуэна Гуайюля (ок. 1548–1594). 2015.
- Любомирская Т. В. Камерно-вокальное творчество Н. С. Голованова. 2015.
- Куликов И. К. «Учение о гармонии» Дитера де ла Мотта: исторические и аналитические очерки. 2017.
- Паудяль А. С. Диалоги со Скарлатти в музыке XVIII–XХ веков. 2018.
- Теплова А. С. Теоретические проблемы гармонии в сонатах Доменико Скарлатти. 2020.
- Акишина М. А. Модест Дмитриевич Резвой и музыкальная теория в России в 1830–1840 годах. 2021.
- Баталов Д. А. Фортепианное творчество Тристана Мюрая: теоретические проблемы музыкальной композиции. 2021.
Диссертации, защищенные под руководством Г. И. Лыжова:
- Лагутина Е. В. Генрих Шенкер и его «Учение о гармонии». 2014.
- Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»). 2015.
- Демидова [Иглицкая] А. К. Оркестровое письмо раннего Гайдна (на материале симфоний 1757–1774 годов). 2015.
Научные труды. Издания. Публикации
- Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI−XVII вв.: между полифонической и гомофонной формой // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Прест, 1999. С. 81–91.
- Орландо ди Лассо // Исторический лексикон. XIV−XVI века. Книга первая. М.: «Знание», 2001. С. 740−747.
- (совм. с Л. Березовской): «Познать пространства внутренний избыток…» // Оркестр: Сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой» / Отв. ред. Д. Р. Петров. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 63−72.
- «Parce mihi, Domine» Палестрины и Лассо: две композиции на один текст. Метод полифонической редукции // Русская книга о Палестрине. М., 2002. С. 168–188.
- Ребус Лассо // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 105–113.
- Глареан // Православная энциклопедия. Том XI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 549−551.
- Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М: Композитор, 2006.
- Magnum opus musicum Орландо ди Лассо. Жанровый состав и структура сборника // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 6. Новосибирск, 2007. С. 20–36.
- Музыкально-риторическое прочтение слов в мотетах Орландо ди Лассо // Слово и музыка. Вып. 2. М., 2008. С. 130–149.
- К теории звуковысотной структуры музыки. Хроника трудов Ю. Н. Холопова о гармонии // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. C. 164−198.
- Воспитатель музыкального слуха // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / Сост. Т А. Старостина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 122−132.
- Заметки о драматургии «Орфея» К. Монтеверди // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 135–176 (ознакомиться с текстом, PDF).
- (совм. с Е. Двоскиной): Неаккордовые звуки Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Центральная музыкальная школа в воспоминаниях. Сб. статей, эссе и интервью / Сост. М. Берлянчик. М.: Изд. ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, 2010. С. 375−395.
- Мюнхенская придворная капелла на иллюстрации Ханса Милиха (около 1570 года) // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь И. А. Барсовой. М., 2011. С. 29–42.
- О гармонии в цикле А. Шнитке «Стихи покаянные» // История освещает путь современности. К 100-летию В. В. Протопопова / Ред.-сост. Т. Н. Дубравская и Н. И. Тарасевич. М., 2011. С. 370–386.
- О теоретической концепции П. Н. Мещанинова. Опыт типологической характеристики // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всеросcийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. С. 58–63.
- «Появление ткани»: к проблеме лада в цикле Софии Губайдулиной «Семь слов» // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 54–77 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Мост к современности. О стилевом курсе гармонии // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 22–32 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Приветственное слово юбиляру // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 5–7 (ознакомиться с текстом, PDF).
- «Ключи нотные» // Православная энциклопедия. Т. 36. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 70–76.
- Ю. Н. Холопов анализирует «Весну Священную» // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 4. С. 40–51.
- Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Электронный журнал Общества теории музыки. 2014. № 4/8 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Индивидуализация тональной структуры в «Сталактитах» С.И.Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. М.: Издательство «Научная библиотека», 2015. С. 176–200.
- Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 293–306.
- (совм. с Е. М. Двоскиной): «Я школьный учитель». Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 46–57.
- Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову // Из истории школ Московской консерватории: Материалы конгресса Общества теории музыки. Вып. 1 / Ред.-сост. А. А. Амрахова, К. В. Зенкин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 62–85.
- Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика О. ди Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 5–27.
- (совм. с Е. М. Двоскиной): Гамбургский архив П. Н. Мещанинова в Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2. С. 8–31.
- (совм. с Е. О. Дмитриевой): Виды контрапункта в «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования Материалы Международной научной конференции. 2016. С. 217–232.
- Гармония // Энциклопедия «Московская консерватория». Т. 2. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017.
- Методика преподавания гармонии // Энциклопедия «Московская консерватория». Т. 2. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017.
- Yuri Nikolaevich Kholopov: His Analitical Comments on The Rite of Spring / The Rite of Spring at 100. Edited by Severine Neff, Maureen Carr, and Gretchen Horlacher with John Reef. Bloom-ington, Indianopolis: Indiana Univercity Press, 2017. P.211–118.
- Lyshow G.I. Rimsky-Korsakow, Nikolai Andrejewitsch. Praktisches Lehrbuch der Harmonie / Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kassel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S.87–90.
- Lyshow G.I. Tschaikowski, Pjotr Iljitsch. Leitfaden zum praktischen Erlernen der Harmonie / Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kassel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S. 496–498.
- (zusammen mit S.N.Lebedew): Cholopow, Juri Ni-kolaewitsch. Harmo-nielehre. Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kas-sel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S. 87–90.
- Нидерландская школа// Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. — Т. XLIX : «Непеин — Никодим». — 752 с.
- (соавторство с Ю. Н. Холоповым): «Музыкально-теоретические системы». Учебная программа дисциплины. Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018.
- О Всероссийском конкурсе по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. М., 2018. С. 215–223.
- П. Н. Мещанинов и Московская консерватория // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. М., 2018. С.401–415.
- К истории представлений о европейской ладовой системе на рубеже XVI-XVII веков: приметы нового // Научный вестник Московской консерватории 2018. №3. С. 120–143.
- Необычайные приключения каданса в четырехголосных мотетах Орландо ди Лассо / Григорий Лыжов // Проблемы и методы изучения старинной музыки: сб. ст. по материалам междунар. конфер. 4–5 декабря 2014 года / Санкт-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Скифия-принт, 2019 С. 25–39.
- Партитура со старинными ключами: Дидактические образцы XVI–XX веков: Исторический очерк и хрестоматия / Григорий Лыжов. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. — 192 с., нот., ил. — (Уроки по чтению партитур; вып. 1 / редкол. серии : И. А. Барсова, И. В. Вискова, Г. И. Лыжов).
- Генрих Глареан и Клод Лежён: два «Додекахорда» // Музыкальная академия. 2020. № 2. С. 69–91.
Рецензии
- «В будущее ведет много дорог…» [Рецензия на книгу: Композиторы о современной композиции. Составители Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова] // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 1. С. 199–203 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Диалоги мастеров – древних и новых. [Рецензия на концерт вокального ансамбля «Интрада»] // Музыковедение. 2011, № 5 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Спешите вступить в «Академию Очарованных» [Рецензия на статью и публикацию: Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования. Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей», перевод на русский язык Михаила Сапонова (журнал «Старинная музыка». 2010. № 3)] // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 183–188 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Праздник на улицах Русской Касталии [Рецензия на книгу: А. М. С. Боэций. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латыни и комментарии С. Н. Лебедева] // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 185–198 (ознакомиться с текстом, PDF).
- Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası». М.: Композитор, 2015.
- Рецензия на статью Веры Вальковой «Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия» // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 218–229.
Редактор
- (совм. с М. В. Воиновой): Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
- Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 13. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2008. 156 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
- Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии Вып. 14. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2009. 115 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
- Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 16. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2012. 171 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
Контактный e-mail: voxhumana2005@yandex.ru
МУЗЫКА—ФИЛОСОФИЯ—КУЛЬТУРА. IX Международная междисциплинарная научная конференция. Тезисы докладов
Москва, 2022Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования.Выпуск 3, часть 1
Москва, 2022Партитура со старинными ключами: Дидактические образцы XVI–XX вв.: Исторический очерк и хрестоматия
Москва, 2020Учебная программа дисциплины «Музыкально-теоретические системы»
Москва, 2018Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем
Москва, 2018Из истории школ Московской консерватории
Москва, 2016Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова
Москва, 2016Музыка ХХ века: от авангарда к постмодерну: Учебное пособие. 2-е изд.
Москва, 2014Сто лет русского авангарда
Москва, 2013Гармония для начинающих. Часть I
Москва, 2012Гармония для начинающих. Часть II
Москва, 2012Музыка ХХ века : от авангарда к постмодерну : Учебное пособие
Москва, 2011История освещает путь современности. К 100-летию со дня рождения В. В. Протопопова
Москва, 2011Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой
Москва, 2011Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3
Москва, 2009Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских
Москва, 2006