Лыжов
Григорий Иванович

  • Кандидат искусствоведения
  • Доцент
Лыжов<br /> Григорий Иванович

Родился в Воронеже. По окончании Воронежской Детской музыкальной школы № 1 (педагоги Э. В. Терехова, С. Ю. Баландин, Б. М. Голод, Л. Д. Чернышов, Ю. Н. Доманова) обучался в старших классах Центральной музыкальной школы (1985–1988). Окончил Центральную музыкальную школу при Московской консерватории по классу теории (педагоги Ю. Н. Холопов, Е. Н. Абызова, В. П. Павлинова, В. С. Ценова) и фортепиано (класс Е. М. Тимакина).

В 1990–1995 годах учился в Московской консерватории по специальности «теория музыки», в 1998 году окончил аспирантуру. В 2003 году защитил кандидатскую диссертацию «Теоретические проблемы мотетной композиции в “Magnum opus musicum” Орландо ди Лассо» (научный руководитель — профессор Ю. Н. Холопов). С 1998 года преподаёт на кафедре теории музыки гармонию (с 1998 года — ассистент профессор Ю. Н. Холопова, с 2003 — профессора В. С. Ценовой, с 2007 года — ведущий спецкурса), чтение партитур, участвует в чтении курса музыкально-теоретических систем и истории оркестровых стилей.

Педагогическая деятельность

Преподаватель гармонии, истории музыкальной теории, чтения партитур, истории оркестровых стилей.

Дипломные работы, выполненные в классе Г. И. Лыжова:

  • Матвеева Д. В. «Правила композиции» в трактате и в музыке М.-А. Шарпантье (на материале «Leçons de Ténèbres»). 2005.
  • Савенкова А. С. Проблемы музыкальной композиции в светских песнях Леонхарда Лехнера (на материале сборников 1576–1588 годов). 2008.
  • Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на примере статей рубежа 1940-х – 1950-х годов) — том 1. (Том 2: П. Булез. Избранные статьи / пер. Н. С. Ренёвой). 2009.
  • Лагутина Е. В. Парадоксы «Учения о гармонии» Хайнриха Шенкера — том 1. (Том 2: Х. Шенкер. Учение о гармонии. Теоретическая часть / пер. Е. В. Лагутиной). 2010.
  • Демидова А. К. Оркестр в ранних симфониях Й. Гайдна. 2011.
  • Станишевский Я. И. Понятие звуковысотного родства в отечественных трудах по гармонии (до первой половины XX века). 2013.
  • Заярная Е. Д. Некоторые особенности мадригального цикла Орландо ди Лассо «Слёзы святого Петра». 2014.
  • Москвина Ю. В. Техники музыкальной композиции второй половины XVI века на примере творчества Бальдуэна Гуайюля (ок. 1548–1594). 2015.
  • Любомирская Т. В. Камерно-вокальное творчество Н. С. Голованова. 2015.
  • Куликов И. К. «Учение о гармонии» Дитера де ла Мотта: исторические и аналитические очерки. 2017.
  • Паудяль А. С. Диалоги со Скарлатти в музыке XVIII–XХ веков. 2018.
  • Теплова А. С. Теоретические проблемы гармонии в сонатах Доменико Скарлатти. 2020.
  • Акишина М. А. Модест Дмитриевич Резвой и музыкальная теория в России в 1830–1840 годах. 2021.
  • Баталов Д. А. Фортепианное творчество Тристана Мюрая: теоретические проблемы музыкальной композиции. 2021.

Диссертации, защищенные под руководством Г. И. Лыжова:

  • Лагутина Е. В. Генрих Шенкер и его «Учение о гармонии». 2014.
  • Ренёва Н. С. Музыкально-теоретические взгляды молодого Пьера Булеза (на материале книги «Записки подмастерья»). 2015.
  • Демидова [Иглицкая] А. К. Оркестровое письмо раннего Гайдна (на материале симфоний 1757–1774 годов). 2015.

Научные труды. Издания. Публикации

  • Исполнительская аранжировка вокальных полифонических сочинений на рубеже XVI−XVII вв.: между полифонической и гомофонной формой // Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. Материалы научно-практической конференции. М.: Прест, 1999. С. 81–91.
  • Орландо ди Лассо // Исторический лексикон. XIV−XVI века. Книга первая. М.: «Знание», 2001. С. 740−747.
  • (совм. с Л. Березовской): «Познать пространства внутренний избыток…» // Оркестр: Сб. статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой» / Отв. ред. Д. Р. Петров. М.: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. С. 63−72.
  • «Parce mihi, Domine» Палестрины и Лассо: две композиции на один текст. Метод полифонической редукции // Русская книга о Палестрине. М., 2002. С. 168–188.
  • Ребус Лассо // Sator tenet opera rotas. Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. М., 2003. С. 105–113.
  • Глареан // Православная энциклопедия. Том XI. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. С. 549−551.
  • Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С. Музыкально-теоретические системы. М: Композитор, 2006.
  • Magnum opus musicum Орландо ди Лассо. Жанровый состав и структура сборника // Музыкальная культура и искусство: наблюдения, анализ, рекомендации. Вып. 6. Новосибирск, 2007. С. 20–36.
  • Музыкально-риторическое прочтение слов в мотетах Орландо ди Лассо // Слово и музыка. Вып. 2. М., 2008. С. 130–149.
  • К теории звуковысотной структуры музыки. Хроника трудов Ю. Н. Холопова о гармонии // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения / Ред.-сост. Т. С. Кюрегян. М.: Музиздат, 2008. C. 164−198.
  • Воспитатель музыкального слуха // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова / Сост. Т  А. Старостина. М.: Изд-во ПСТГУ, 2009. С. 122−132.
  • Заметки о драматургии «Орфея» К. Монтеверди // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 2. С. 135–176 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • (совм. с Е. Двоскиной): Неаккордовые звуки Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Центральная музыкальная школа в воспоминаниях. Сб. статей, эссе и интервью / Сост. М. Берлянчик. М.: Изд. ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, 2010. С. 375−395.
  • Мюнхенская придворная капелла на иллюстрации Ханса Милиха (около 1570 года) // Fioretti musicali. Материалы научной конференции в честь И. А. Барсовой. М., 2011. С. 29–42.
  • О гармонии в цикле А. Шнитке «Стихи покаянные» // История освещает путь современности. К 100-летию В. В. Протопопова / Ред.-сост. Т. Н. Дубравская и Н. И. Тарасевич. М., 2011. С. 370–386.
  • О теоретической концепции П. Н. Мещанинова. Опыт типологической характеристики // Проблемы художественного творчества: сборник статей по материалам Всеросcийских научных чтений, посвящённых Б. Л. Яворскому. Саратов: СГК им. Л. В. Собинова, 2011. С. 58–63.
  • «Появление ткани»: к проблеме лада в цикле Софии Губайдулиной «Семь слов» // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 4. С. 54–77 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Мост к современности. О стилевом курсе гармонии // Научный вестник Московской консерватории. 2011. № 2. С. 22–32 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Приветственное слово юбиляру  // Научный вестник Московской консерватории. 2012. № 3. С. 5–7 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • «Ключи нотные» // Православная энциклопедия. Т. 36. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2015. С. 70–76.
  • Ю. Н. Холопов анализирует «Весну Священную» // Научный вестник Московской консерватории. 2014. № 4. С. 40–51.
  • Две трактовки понятий автентический и плагальный на одной схеме Михаэля Преториуса // Электронный журнал Общества теории музыки. 2014. № 4/8 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Индивидуализация тональной структуры в «Сталактитах» С.И.Танеева // Памяти Сергея Ивановича Танеева. М.: Издательство «Научная библиотека», 2015. С. 176–200.
  • Спор К. Дальхауза и Б. Майера о старинных ладах // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 293–306.
  • (совм. с Е. М. Двоскиной): «Я школьный учитель». Уроки Ю. Н. Холопова в ЦМШ // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей / Редкол.: К. В. Зенкин, М. И. Катунян (отв. ред.), А. С. Соколов. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 46–57.
  • Пути эволюции тональности в XIX–XX веках по Ю. Н. Холопову // Из истории школ Московской консерватории: Материалы конгресса Общества теории музыки. Вып. 1 / Ред.-сост. А. А. Амрахова, К. В. Зенкин. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2016. С. 62–85.
  • Ладовая система второй половины XVI века: свидетельство ученика О. ди Лассо // Техника музыкального сочинения в разъяснениях автора. Материалы международной научной конференции 16–17 апреля 2015 года / Сост. Л. Л. Гервер. М.: РАМ им. Гнесиных, 2016. С. 5–27.
  • (совм. с Е. М. Двоскиной): Гамбургский архив П. Н. Мещанинова в Научно-музыкальной библиотеке Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016. № 2. С. 8–31.
  • (совм. с Е. О. Дмитриевой): Виды контрапункта в «Мусикийской грамматике» Николая Дилецкого // Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования Материалы Международной научной конференции. 2016. С. 217–232.
  • Гармония // Энциклопедия «Московская консерватория». Т. 2. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017.
  • Методика преподавания гармонии // Энциклопедия «Московская консерватория». Т. 2. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2017.
  • Yuri Nikolaevich Kholopov: His Analitical Comments on The Rite of Spring / The Rite of Spring at 100. Edited by Severine Neff, Maureen Carr, and Gretchen Horlacher with John Reef. Bloom-ington, Indianopolis: Indiana Univercity Press, 2017. P.211–118.
  • Lyshow G.I.  Rimsky-Korsakow, Nikolai Andrejewitsch. Praktisches Lehrbuch der Harmonie  / Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kassel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S.87–90.
  • Lyshow G.I. Tschaikowski, Pjotr Iljitsch. Leitfaden zum praktischen Erlernen der Harmonie / Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kassel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S. 496–498.
  • (zusammen mit S.N.Lebedew): Cholopow, Juri Ni-kolaewitsch. Harmo-nielehre. Lexikon Schriften über Musik, Band 1: Musiktheorie von der Antike bis zur Gegenwart. Herausg. von Ullrich Scheideler und Felix Wörner. Kas-sel, Bärenreiter-Verlag, 2017. S. 87–90.
  • Нидерландская школа// Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2018. — Т. XLIX : «Непеин — Никодим». — 752 с.
  • (соавторство с Ю. Н. Холоповым):  «Музыкально-теоретические системы». Учебная программа дисциплины. Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2018.
  • О Всероссийском конкурсе по теории, истории музыки и композиции имени Ю. Н. Холопова // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. М., 2018. С. 215–223.
  • П. Н. Мещанинов и Московская консерватория // Московская консерватория в прошлом, настоящем и будущем. М., 2018. С.401–415.
  • К истории представлений о европейской ладовой системе на рубеже XVI-XVII веков: приметы нового // Научный вестник Московской консерватории 2018. №3. С. 120–143.
  • Необычайные приключения каданса в четырехголосных мотетах Орландо ди Лассо / Григорий Лыжов // Проблемы и методы изучения старинной музыки: сб. ст. по материалам междунар. конфер. 4–5 декабря 2014 года / Санкт-Петерб. гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. СПб.: Скифия-принт, 2019 С. 25–39.
  • Партитура со старинными ключами: Дидактические образцы XVI–XX веков: Исторический очерк и хрестоматия / Григорий Лыжов. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020. — 192 с., нот., ил. — (Уроки по чтению партитур; вып. 1 / редкол. серии : И. А. Барсова, И. В. Вискова, Г. И. Лыжов).
  • Генрих Глареан и Клод Лежён: два «Додекахорда» // Музыкальная академия. 2020. № 2. С. 69–91.
     

Рецензии

  •  «В будущее ведет много дорог…» [Рецензия на книгу: Композиторы о современной композиции. Составители Т. С. Кюрегян и В. С. Ценова] // Научный вестник Московской консерватории.  2010. № 1. С. 199–203 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Диалоги мастеров – древних и новых. [Рецензия на концерт вокального ансамбля «Интрада»] // Музыковедение. 2011, № 5 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Спешите вступить в «Академию Очарованных» [Рецензия на статью и публикацию: Сапонов М. А. Либретто «Орфея» Монтеверди: опыт истолкования. Текст венецианского издания оперы К. Монтеверди «Орфей», перевод на русский язык Михаила Сапонова (журнал «Старинная музыка». 2010. № 3)] // Научный вестник Московской консерватории. 2010. № 3. С. 183–188 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Праздник на улицах Русской Касталии [Рецензия на книгу: А. М. С. Боэций. Основы музыки / подготовка текста, перевод с латыни и комментарии С. Н. Лебедева] // Научный вестник Московской консерватории. 2013. № 3. С. 185–198 (ознакомиться с текстом, PDF).
  • Мир музыки с высоты птичьего полёта. Рецензия на книгу: Наука без границ. Сборник статей к 15-летию журнала «Musiqi dünyası». М.: Композитор, 2015.
  • Рецензия на статью Веры Вальковой «Микротематизм: метаморфозы и научные ресурсы музыковедческого понятия» // Музыкальная академия. 2019. № 3. С. 218–229.

Редактор

  • (совм. с М. В. Воиновой): Холопов Ю. Н. Гармонический анализ. В трех частях. Часть 3. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009.
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 13. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2008. 156 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии Вып. 14. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2009. 115 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).
  • Musica theorica. Сборник статей по материалам студенческой конференции по гармонии. Вып. 16. Московская гос. консерватория им. П. И. Чайковского. Кафедра теории музыки. М., 2012. 171 с. (На правах рукописи в читальном зале МГК).

Контактный e-mail:  voxhumana2005@yandex.ru

Кандидат искусствоведения
Доцент

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения
Преподаватель

Кандидат искусствоведения

События


Все события»

Учителя


Инна Барсова

Заслуженный деятель искусств РФ

Наталия Симакова

Заслуженный деятель искусств РФ

Юрий Холопов

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации

все записи »