Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских


  • Автор: Холопов Ю. Н., Кириллина Л. В., Кюрегян Т. С., Лыжов Г. И., Поспелова Р. Л., Ценова В. С.
  • Издательство: Композитор, 2006
  • Тираж: 0 экз.
  • К-во страниц: 632
  • ISBN: 5–85285–854–4

Редакторы - Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова (ответственный редактор).


Коллективный труд, созданный на кафедре теории музыки Московской консерватории, представляет собой первый учебник по курсу Музыкально-теоретических систем. Включенный в учебный план вузовского образования музыковедов и композиторов уже свыше 30-ти лет, этот предмет до сих пор изучался в нашей стране без учебников, что чрезвычайно затрудняло его усвоение. Данная работа, выполненная на основе опубликованных и рукописных материалов проф. Ю. Н. Холопова (который был ведущим специалистом в этой области и придал курсу МТС современный вид), с избытком восполнит недопустимый пробел в учебно-методическом обеспечении и поможет поднять преподавание этой крайне сложной, но необходимой для становления образованного музыканта дисциплины на новый уровень.

От редакторов 9

Методические рекомендации 14

Введение: К понятию «теория музыки» 19

1. Теория музыкальной теории 20
2. Структура музыкально-теоретического знания 33
3. Место истории теоретического музыкознания в системе науки о музыке 38
4. К проблеме периодизации истории музыкальной науки 41

Тема I: Древнегреческая теория музыки 44

1. Исторические и социальные условия возникновения и развития древнегреческой теории 44
2. Понятие музыки 45
3. Творцы древнегреческой теории музыки 46
4. Проблематика музыкальной науки 49
5. Структура науки о музыке 51
6. Понятие гармонии 52
7. К истории развития понятия гармонии 54
8. Древнегреческая гармоника как историческая форма учения о гармонии 61

Тема II: Музыкальная теория Средневековья 77

1. Общая характеристика 77
2. Музикус Боэций: античная традиция в Средние века 93

2.1. Жизнь и деятельность 93
2.2. Наследие. «Наставления в музыке» 94
2.3. Философия гармонии 96
2.4. Гармония и число. Теория числа 102
2.5. Концепция квадривия 103
2.6. Учение о пропорциях 105
2.7. Некоторые примеры действия пропорций в музыке 106

3. Новации Гвидо Аретинского в музыкальной науке и практике 109

3.1. Краткая биография 109
3.2. Музыкально-теоретические сочинения 110
3.3. Учение о сольмизации 116
3.4. «Мусике» на историческом повороте 123

Тема III: Музыкальная теория эпохи Возрождения 132

1. Общая характеристика 132

2. Джозеффо Царлино и его «Установления гармонии» 133

2.1. Монах – композитор – теоретик 134
2.2. История музыки по Царлино 135
2.3. Научная методология Царлино, строение и проблематика трактата «Установления гармонии» 136
2.4. Понятия музыки, гармонии и контрапункта 140

2.5. Расширение пифагорейской четверки до шестерки 143
2.6. Теория мажора и минора 145
2.7. Система двенадцати ладов 150

3. Эволюция нотации как проблема музыкального мышления 155

Тема IV: Начало Нового времени: западноевропейская теория XVII – 1-й половины XVIII века 168

1. От гармонии мира к миру тональной гармонии 168

1.1. Общие тенденции 168
1.2. Марен Мерсенн 174
1.3. Отражение новой музыкальной практики в теории генерал-баса 178

2. Творец новой науки о гармонии – Жан Филипп Рамо 181

2.1. Методология 181
2.2. Теоретические труды. Основы учения 182

Тема V: Отечественная теория до середины XIX века 192

1. Теоретическая мысль о знаменном роспеве 193

1.1. Предмет и метод теории 193
1.2. Источники по теории знаменного роспева 194
1.3. Ладовая теория 198

2. Крутой поворот: партесная композиция и ее теория 202

2.1. «Мусикия» Иоанникия Коренева 202
2.2. «Мусикийская грамматика» Николая Дилецкого 212

3. От западных идей к самобытной мысли о музыке 227

3.1. Теоретические работы в России XVIII века 229
3.2. Зарождение теории национального стиля. Другие направления 242

Тема VI: Западноевропейская теория 2-й половины XVIII – начала ХХ века 254

1. Теория музыки классической эпохи 254

1.1. Гармония и генерал-бас 257
1.2. Контрапункт 262
1.3. Учение о метре и ритме 264
1.4. Музыкальная форма 269

2. Классическое учение о музыкальной форме Адольфа Бернхарда Маркса 282
3. Функциональная теория Гуго Римана 299

3.1. Риман и научные тенденции XIX века 299
3.2. Теория музыкальной формы 305
3.3. Теория гармонии 314

4. Метод редукции Хайнриха Шенкера 330

Тема VII: Отечественная теория 2-й половины XIX – начала XX века 354

1. Общий обзор 354
2. Первые русские оригинальные учебники гармонии 356
3. С. И. Танеев-мыслитель 361

3.1. Поверить алгеброй законы контрапункта 362
3.2. Гармония и форма неразрывны 365
3.3. Куда ведет музыкальная история 370

4. Ладовая теория Б. Л. Яворского 375
5. Теория метротектонизма Г. Э. Конюса 395

Тема VIII: Зарубежное теоретическое музыкознание ХХ века 412

1. Йозеф Маттиас Хауэр – знаток и мастер двенадцатитоновой композиции 412
2. Пути к Новой музыке Антона Веберна 425
3. Традиционное учение о музыкальной композиции Арнольда Шёнберга 437
4. Руководство по композиции Пауля Хиндемита 456
5. Новые лады и ритмы Оливье Мессиана 473
6. Наука и искусство музыкального мышления Пьера Булеза 486
7. Изобретения и открытия Карлхайнца Штокхаузена 503
8. Пифагорейская гармония Яниса Ксенакиса 521
9. Американская теория рядов 531

Тема IХ: Отечественное теоретическое музыкознание ХХ века 544

1. Теоретические идеи 20 – 60-х годов 544

1.1. В. М. Беляев 544
1.2. Ю. Н. Тюлин 548
1.3. С. С. Богатырев 552
1.4. И. В. Способин 553

2. Интонационная концепция Б. В. Асафьева 559

2.1. Теория интонации 561
2.2. Музыкальная форма 562
2.3. Лад и гармония 564
2.4. Симфонизм 566

3. Научная мысль последней трети ХХ века 568

3.1. Философия и эстетика 569
3.2. Полифония 572
3.3. История теории 574
3.4. Гармония 575
3.5. Музыкальная форма 578
3.6. Теория современной композиции 581

4. Философия музыки А. Ф. Лосева 583

4.1. Теория музыкального времени 586
4.2. Философская теория гармонии 592

5. «Универсальная гармония» Ю. Н. Холопова 599

Вместо заключения: Итоги трехтысячелетнего развития 618