Доктор искусствоведения. Докторская диссертация: «Форма в музыке XVII–XX веков» (1999);
Член Союза композиторов России.
В 1965 году окончила Музыкальную школу города Бронницы Московской области (по фортепиано училась у Л. М. Сальниковой, по теоретическим предметам — у В. И. Кирнарской). В 1969 году окончила фортепианное отделение Музыкального училища при Московской консерватории (класс В. А. Натансона).
В 1975 году окончила теоретико-композиторский факультет Московской консерватории (класс Ю. Н. Холопова, тема дипломной работы: «Роль гармонии в образовании малых форм у Прокофьева). Затем обучалась в аспирантуре Московской консерватории (научный руководитель Ю. Н. Холопов, окончила в 1979 году).
В 1982 году защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция принципов музыкальной формы в творчестве советских композиторов 1950–70-х годов».
Педагогическая деятельность:
В 1969–1970 годах — преподаватель специального фортепиано в Музыкальной школе городе Бронницы. В 1973–1976 годах — преподаватель музыкально-исторических дисциплин в Первом Московском областном музыкальном училище в городе Коломна. В 1976–1993 годах — преподаватель музыкально-теоретических дисциплин (гармония, сольфеджио, музыкальная форма) в Музыкальном училище при Московской консерватории. С 1976 года преподаёт в Московской консерватории, с 1993 года — доцент, с 2002 года — профессор.
В разные годы вела гармонию, полифонию, музыкальную форму на общих и специальных курсах. Ныне читает спецкурс музыкальной формы на историко-теоретическом факультете, участвует в коллективных курсах «музыкально-теоретические системы», «теория современной композиции». Руководит дипломными и диссертационными работами. Читает лекции по проблемам музыкальной теории на Факультете повышения квалификации Московской консерватории, а также в разных городах России и за рубежом.
В 2009–2013 годы — член Ученого совета Московской консерватории; в 2009–2019 — член Совета историко-теоретического факультета; с 2011 — член Редакционно-издательского совета; с 2016 — член Диссертационного совета Московской консерватории; с 2022 — член редакционной коллегии журнала «Научный вестник Московской консерватории»
В 2021 году отмечена Серебряным знаком отличия в честь 155-летия Московской консерватории.
Дипломные работы, выполненные в классе Т. С. Кюрегян
- Ломтев Д. Теория классической формы в «Учении о композиции» А. Б. Маркса и её традиции в русской музыкальной науке (1996);
- Казьмина М. К истории и теории гармонической колористики (1997);
- Овчаренко А. О свободе в музыке (на примере жанра фантазии) (1998);
- Сафарова Т. К теории смешанных гомофонно-полифонических форм (1998);
- Цыбко Е. Ария: от Барокко к классицизму (об эволюции формообразования) (1999);
- Башканова Е. «Хит-парад» XVI века: виланелла, канцонетта, балетто в музыке Возрождения (1999);
- Зубова О. Итальянская монодическая лауда (2004);
- Старостин И. Традиции и новаторство в обучении гармонии: И. В. Способин — Ю. Н. Холопов (2009);
- Вовчук А. «Освобождение звука» Эдгара Вареза: к проблеме звуковых масс (2010);
- Рымко Г. К проблеме тексто-музыкальной формы (2010);
- Косарева К. Традиции русского квартета в ХХ веке: Н. Я. Мясковский, Б. А. Чайковский (2013);
- Иглицкий М. Александр Чугаев в науке и искусстве (2015, научное консультирование);
- Локтева А. Свето-цвето-звуковая композиция как объект теоретического
осмысления (2019); - Пантелеева А. Жанр концерта в творчестве Витольда Лютославского (2019);
- Шульга А. Итальянская клавирная соната первой половины XVIII века: проблемы
композиции (2020); - Петрунина Е. Музыка для флейты, альта и арфы: Клод Дебюсси — София Губайдулина — Тору Такемицу (2021);
- Садуев Б. Западно-казахстанский народный кюй для домбры: опыт анализа (2021).
Кандидатские диссертации
- Цыбко Е. Ария: от барокко к классицизму (защищена в 2005);
- Бедуш Е. Песенные жанры итальянского Возрождения: виланелла, канцонетта, балетто (защищена в 2007);
- Дубов М. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки (соруководители Ю. Н. Холопов, В. С. Ценова; защищена в 2008);
- Громадин В. Феномен музыки цифрового века: вопросы теории (защищена в 2010);
- Зубова О. Итальянская лауда: жанр и форма (защищена в 2012);
- Старостин И. Московская школа преподавания гармонии. Проблемы истории и методики (защищена в 2013);
- Рымко Г. Теоретические проблемы тексто-музыкальной формы (защищена в 2014);
- Маклыгина А. Теоретические проблемы музыки Эдгара Вареза (защищена в 2018).
- Иглицкий М. Александр Чугаев в музыкальном искусстве и науке (защищена в 2021);
Научные труды. Издания. Публикации:
Книги
- Форма в музыке XVII–XX веков. —М., 1998, 2003; в переводе на фарси (Масуд Эбрахими) — Тегеран: издательство «Найоней» (Nayoney), 2017
- Песни средневековой Европы (совместно с Ю. В. Столяровой). — М., 2007;
- Ренессансные песни (совместно с Е. А. Бедуш). — М., 2007;
- Гармония для начинающих. Практическое руководство для иностранных студентов. В 2-х частях. — М., 2011; 2 издание — 2018; в переводе на фарси (Масуд Эбрахими) — Тегеран: издательство «Найоней» (Nayoney), 2021
- Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении (совместно с О. В. Зубовой). М., 2018.
Участие в коллективных проектах
- Теория современной композиции. — М., 2005 (главы 3, 7.2–3, 9, 12, 20);
- Музыкально-теоретические системы. — М., 2006 (темы VI.2, VI.3, IХ.5 и др.).
Статьи в справочных изданиях
- Музыкальная энциклопедия: Павана. Ричеркар. Сарсуэла (Т. 4. — М., 1978) Сицилиана. Сортсико. Соппа. Стилизация. Тамбурин. Танец. Танцевальная музыка. Тарантелла. Тедеска. Te Deum. Тенор. Тирана. Тирольен. Тракт. Трецца. Тридентский кодекс. Тьенто. Фантазия. Фарандола. Фобурдон. Фолия. Форлана (Т. 5. — М., 1981) Хорал. Хоральная обработка. Энсзем. Эстампида. Юбиляция (Т. 6. — М., 1982);
- Музыкальный энциклопедический словарь (— М., 1990): Вариационная форма. Вариации. Вступление. Da capo. Запев. Кода. Концертная форма. Кульминация. Куплет. Куплетная форма. Многоголосие. Одноголосие. Остинато. Период. Предъикт. Припев. Построение. Простые формы. Разработка. Реприза. Рефрен. Рондо. Рондо-соната. Старинная двухчастная форма. Склад музыкальный. Сложные формы. Сонатная форма. Стилизация. Тема. Ткань музыкальная. Фактура. Фраза. Хорал. Хоральная обработка. Цезура. Эпизод. Экспозиция;
- The New Grove Dictionary of Music and Musicians. London, 2001: Bobrovsky V. P., Cherednichenko T. V., Grigor’yeva G. V., Kholopov Y. N., Kholopova V. N., Medushevsky V. V., Nazaykinsky Y. V., Saponov M. A., Yavorsky B. L., Zeyfas N. M.;
- Большая российская энциклопедия: Вариационная форма (Т. 4. — М., 2006); Кода (Т. 14. — М., 2009).
- Энциклопедия «Московская Консерватория. 1866–2016» (М., 2016): Анализ музыкальных произведений, Музыкально-теоретические системы, Теория современной композиции, Форма музыкальная.
Статьи в научных изданиях
- Новые свойства экспозиционного изложения в советской музыке 60–70-х годов // Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке. — М., 1980;
- Проблемы современного тематизма и формы в теоретической литературе // Музыка. Научный реферативный сборник. Вып. 1. — М., 1982;
- Новые формы изложения в музыке советских композиторов 60–70-х годов // Теоретические и эстетические проблемы советской музыки. — М., 1985;
- Нетиповые формы в советской музыке 50–70-х годов // Проблемы музыкальной науки. Вып. 7. М., 1989;
- Неомодальность и музыкальная форма // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. — М., 1992;
- О теоретической концепции Ю. Н. Холопова // Laudamus. — М., 1992;
- О. Мессиан. «Дева Мария и дитя» из девяти медитаций для органа «Рождество Господне» (к проблеме неомодальной формы) // Laudamus. — М., 1992;
- Наука о музыкальной форме в дореволюционной России // Сергиевские чтения-1. О русской музыке. — М., 1993
- К систематизации форм в музыке ХХ века // Музыка ХХ века. Московский форум / Материалы международной научной конференций. — М., 1999;
- Рондо: культурные круги тысячелетия // Культурные коды двух тысячелетий. Материалы международной научной конференции. — Петрозаводск, 2000;
- Северные обертоны русского духа // Петрозаводская консерватория как центр музыкального образования и культуры Карелии и Европейского Севера. Материалы юбилейной научной конференции. — Петрозаводск, 2002
- «Первовестник светозвука» // Музыкальная академия. 2002. № 2;
- Cantus perpetuus А. Шнитке — «метафизическая песнь» продолжается? // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Вып. 3. — М., 2003;
- Музыка античных форм // Юрий Николаевич Холопов и его научная школа. — М., 2003;
- Парадоксы холоповского учения о музыкальной форме // Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. Редактор-составитель Т. С. Кюрегян. — М., 2008;
- Певец русской гармонии // Мастер русской гармонии. К 80-летию Андрея Николаевича Мясоедова. — М.: Издательство ПСТГУ, 2009;
- Еще раз о прокофьевском рондо… // Александр Наумович Должанский (1908–1966): Сборник статей к 100-летию со дня рождения. — СПб., 2008;
- Почему нам так недостает Валерии Ценовой? // Валерия Ценова. Жизнь на взлете. — М., 2010;
- АСМ-2 в музыкальной науке (к 20-летию композиторского объединения) // Музыкальная академия 2011 № 1
- «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» в аспекте музыкального формообразования у Мессиана // Век Мессиана. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
- «Он умел слушать время и не боялся слышать в нём новое…» (к 80-летию Ю. Н. Холопова) // Музыкальная академия. 2012 № 3. Обновленная версия: Путь в науке // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016;
- Рыцарь чистоты // Дмитрий Блюм. Портрет с вариациями. К 100-летию со дня рождения. — М., 2012;
- «Музыкальная форма» в Московской консерватории // Журнал Общества теории музыки. Выпуск 2. 2013/2;
- И. В. Способин: развитие педагогической традиции Московской консерватории // Научный вестник Московской консерватории. 2016 № 1 (совместно с И. Старостиным);
- Сколько частей в песенной форме? // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016;
- Гомофония и полифония лицом к лицу: смешанные формы // В пространстве смыслов: текст и интертекст. Сборник статей. — Петрозаводск, 2016;
- «Он умел слушать время и не боялся слышать в нём новое…» (к 80-летию Ю.Н.Холопова) // Музыкальная академия. 2012 № 3. Обновленная версия: Путь в науке // Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова. Сборник статей. — М., 2016.
- Холопов-аналитик: штрихи к портрету // Музыкальная академия 2017 № 3;
- Татьяна Чередниченко. Выбранные места из переписки с Ю. Н. Холоповым // Музыкальная академия 2017 № 3;
- Три письма к Валерии Ценовой: Эдисон Денисов, Борис Тищенко, Анри Пуссер // Музыкальная академия 2017 № 3;
- Три вопроса без ответа, или возможен ли госстандарт в художественном образовании / Круглый стол «Реестр наших заблуждений» // Журнал Общества теории музыки 2017 № 4;
- На китайском языке: Индивидуальные формы в музыке «второго русского авангарда» /перевод Пэн Чэна // Журнал «Исследование музыки», — Пекин. 2017 № 2;
- Антон Аренский — преподаватель и мастер музыкальной формы // Вестник СПбГУ. Серия 15. Искусствоведение. 2018. Т. 8. Вып. 3;
- Юрий Николаевич Тюлин о музыкантах и музыкальной науке (из беседы с Ю. Н. Холоповым 1 февраля 1968 года) // Журнал Общества теории музыки 2019 / 1 (25);
- Warum? — Композиционные сюрпризы Шумана // Научный вестник Московской консерватории. 2019 / 2 (37);
- О форме фуги: полифоническое / неполифоническое // Проблемы и методы изучения старинной музыки. Сб. статей. СПб., 2019;
- Немузыкальные корни музыкальных категорий // Научный вестник Московской консерватории. 2020 /1 (40) ;
- Из архива Валерии Ценовой. К 60-летию со дня рождения // Музыкальная Академия 2020 / 2 (770).
- О принципе развертывания в музыкальной науке и практике // Научный вестник Московской консерватории, том 12 выпуск 3 (сентябрь 2021);
- Слышать интонацию // Арсис: Сборник статей и материалов в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского. М.: НИЦ «Московская консерватория», 2021.
- Юрий Николаевич Холопов и его рязанские корни (соавтор А. Н. Бабий) // Научный вестник Московской консерватории, том 13 выпуск 3 (сентябрь 2022).
- Научная деятельность Ю. Н. Холопова в 1960-е годы // Холоповские чтения: Материалы Всероссийской конференции. 18–20 октября 2022 г., г. Рязань / отв. ред. А. Е. Сысоева. Рязань, 2022.
Переводы
- Э. Кшенек. Упражнения в контрапункте, основанном на двенадцатитоновой технике // Музыкальное искусство ХХ века. Творческий процесс. Художественные явления. Теоретические концепции. — М., 1992;
- В. Апель. Григорианский хорал (в кратком изложении Т. Кюрегян) // Григорианский хорал. — М., 1997; — М., 2008.
Научное редактирование, составление, вступительные статьи
- Григорианский хорал (совместно с Ю. В. Москвой). — М., 1997; — М., 2008;
- А. Шёнберг. Основы музыкальной композиции. Перевод с английского Е. Доленко. — М., 2000;
- Теория современной композиции (совместно с В. C. Ценовой). — М., 2003;
- Музыкально-теоретические системы (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2006;
- Холопов Ю. Н. Введение в музыкальную форму (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2006; — М., 2008;
- Идеи Ю. Н. Холопова в XXI веке. К 75-летию со дня рождения. — М., 2008;
- Композиторы о современной композиции. Хрестоматия (совместно с В. С. Ценовой). — М., 2009;
- Валерия Ценова. Жизнь на взлете (совместно с М. В. Воиновой). — М., 2010;
- Век Мессиана (совместно с К. В. Зенкиным). — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
- Холопов Ю. Ритмические формы у Мессиана (по материалам лекций) // Век Мессиана. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
- Холопов Ю.Н. Задачи по гармонии (совместно с И. Старостиным) // М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2011;
- Холопов Ю.Н. Музыкальные формы классической традиции. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012;
- Чередниченко Т. Избранное. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2012;
- Холопов Ю.Н. О принципах композиции старинной музыки. — М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2015;
- Антон Веберн о музыкальных формах. Учение о форме, представленное в анализах (по лекционным конспектам Рудольфа Шопфа) / в переводе и с разъяснениями Юрия Холопова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2020.
- Холопов Ю. Н. О русской и зарубежной музыке. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2022.
Контактный e-mail: tatyana-kyuregyan@yandex.ru
Современная музыка: вглядываясь в себя
Москва, 2024Арсис: Сборник статей и материалов в честь Вячеслава Вячеславовича Медушевского
Москва, 2021Антон Веберн о музыкальных формах. Учение о форме, представленное в анализах
Москва, 2020Средневековые и ренессансные танцы: музыка в движении
Москва, 2018Гармония для начинающих : Практическое руководство для иностранных студентов
Москва, 2018Музыкальные миры Юрия Николаевича Холопова
Москва, 2016О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы
Москва, 2015Избранное
Москва, 2012Музыкальные формы классической традиции
Москва, 2012Памяти Романа Ильича Грубера. В мире истории музыки : Статьи. Исследования. Переписка
Москва, 2012Гармония для начинающих. Часть I
Москва, 2012Гармония для начинающих. Часть II
Москва, 2012Задачи по гармонии
Москва, 2011Век Мессиана: сборник статей
Москва, 2011Композиторы о современной композиции. Хрестоматия
Москва, 2009Григорианский хорал
Москва, 2008Ренессансные песни
Москва, 2007Песни средневековой Европы
Москва, 2007Музыкально-теоретические системы. Учебник для историко-теоретических и композиторских
Москва, 2006Введение в музыкальную форму
Москва, 2006Форма в музыке XVII-XX веков
Москва, 2003Вопросы драматургии и стиля в русской и советской музыке
Москва, 1980