Хрестоматия содержит тексты ряда ведущих композиторов ХХ века, посвященные различным вопросам современного музыкального искусства. Бóльшая часть материалов печатается в нашей стране впервые.
Может использоваться в теоретических и исторических курсах на разных факультетах музыкальных вузов.
От составителей:
В Хрестоматии представлены тексты композиторов XX – начала XXI века, преимущественно видных деятелей Второго авангарда, а также тех, кто непосредственно его готовил (среди них – Э. Варез, Г. Кауэлл). Зарубежные авторы преобладают, поскольку их слово особенно труднодоступно отечественному читателю.
Собранные в книге материалы неоднородны, они отличаются не только по своей тематике, но и по общей направленности, характеру изложения, протяженности. Есть тексты в жанре интервью, где затрагиваются самые разные вопросы. Среди таковых особо отметим беседу П. Булеза и Э. Денисова, которая состоялась свыше 40 лет назад, но только сейчас «выходит в свет». Быть может, и потеряв несколько во внешней «злободневности», этот диалог сегодня особенно дорог как свидетельство времени и ретроспективный взгляд на двух мастеров в пору их энергичного творческого восхождения.
Есть работы в характере музыкально-эстетических эссе, где обсуждаются перспективы тех или иных жанров, родов музыки (оперы – у Б. А. Циммермана и Л. Ноно, электронной музыки у К. Штокхаузена, и т. д.). Есть высказывания на тему творческого становления композитора (например, рассказ Л. Даллапикколы о его постижении додекафонии или С. Райха о все более тесном союзе с электроникой). Наконец, есть тексты сугубо теоретические, с разъяснением конкретных вопросов композиторской работы (в частности, своеобразной гармонической техники А. Пуссёра, «структурирования тембров» Ж. Гризе, и др.). Понятно, что они требуют особо напряженного осмысления с учетом более широкого контекста (в помощь читателю можно порекомендовать следующее издание: Теория современной композиции / Отв. редактор В. С. Ценова. М., 2005). В случаях особо специфического подхода (например, в ряде алеаторных сочинений Дж. Кейджа) или наименее известных отечественному читателю явлений (хэппенинги в описании А. Капроу) переводчиком предложен дополнительный комментарий в конце статьи.
Многие работы даны – по необходимости – фрагментарно или представляют подборку высказываний, скомпонованную составителями. Все неавторские названия или подзаголовки, равно как поясняющие добавления переводчиков, помещены в квадратных скобках.
Материалы расположены приблизительно в хронологическом порядке, согласно их написанию или времени создания произведений, о которых идет речь. Понятно, что одна книга не может вместить все крупные имена и значимые идеи, поэтому не следует ждать от нее ни полноты, ни законченности; было бы желательно, чтобы издания такого рода продолжились.
Бóльшая часть материалов публикуется на русском языке впервые. Прежде изданные материалы печатаются в данной книге с необходимыми уточнениями или даже в новой редакции.
Известно, что перевод на русский язык работ по современной композиции представляет очень непростую задачу и требует больших специальных знаний. Хотелось бы поблагодарить всех переводчиков – и тех, кто позволил воспользоваться своими прежними публикациями, и особенно тех, кто специально сделал переводы для данной Хрестоматии. Среди них: В. В. Громадин, кандидат искусствоведения М. Э. Дубов, Е. С. Дубравская, доктор искусствоведения Л. В. Кириллина, А. А. Маклыгина, кандидат искусствоведения М. В. Переверзева, Н. С. Ренёва (все – Московская консерватория), кандидат искусствоведения Е. Г. Окунева (Петрозаводская консерватория). Окончательной шлифовке текстов очень способствовали советы рецензентов – докторов искусствоведения А. С. Соколова и Е. И. Чигаревой, руководителя Научно-издательского центра «Московская консерватория» доктора искусствоведения Н. О. Власовой и кандидата искусствоведения В. М. Барского. С признательностью отметим также большую помощь при подготовке книги к печати со стороны кандидата искусствоведения М. В. Воиновой.
Редакторы-составители Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова.
От составителей 5
Э. Варез Освобождение звука 7
Г. Кауэлл Тон-кластеры (из книги «Новые средства музыки»; пер. А. Маклыгиной) 7
Дж. Кейдж Предшественники современной музыки (пер. М. Переверзевой) 33
Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки перемен» и «Воображаемого пейзажа 4» (пер. М. Переверзевой) 39
Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки для фортепиано 21–52» (пер. М. Переверзевой) 46
Л. Даллапиккола О путях додекафонии (пер. Е. Дубравской) 50
О. Мессиан [Монологи] (пер. В. Чинаева) 69
Я. Ксенакис Из московских бесед (пер. М. Дубова) 76
Я. Ксенакис Кризис сериальной музыки (пер. М. Дубова) 88
Б. А. Циммерман Интервал и время (пер. А. Сафронова) 92
Б. А. Циммерман Будущее оперы (пер. А. Сафронова) 97
А. Капроу Хэппенинги на нью-йоркской сцене (пер. М. Переверзевой) 107
К. Вулф О форме (пер. М. Переверзевой) 112
Э. Браун [Открытая форма] (пер. В. Громадина) 120
П. Булез Беседа с Эдисоном Денисовым (пер. Э. Денисова) 131
П. Булез Вопрос наследия (пер. Н. Ренёвой) 144
П. Булез [О полифонии] (пер. Р. Куницкой) 147
П. Булез Берг: современные следствия (по поводу «Двух недель австрийской музыки») (пер. Н. Ренёвой) 154
П. Булез Конкретная музыка (пер. В. Цыпина) 160
А. Пуссёр Техника I: Ваш Фауст (из книги «Апофеоз Рамо») (пер. Е. Дубравской) 162
Д. Лигети Состояния, события, превращения (пер. Е. Окуневой) 188
Л. Берио Размышление о двенадцатитоновом коне (пер. Е. Окуневой) 195
К. Штокхаузен Из интервью (пер. С. Савенко, Л. Грабовского) 201
К. Штокхаузен [О времени переживания] (пер. В. Цыпина) 210
К. Штокхаузен Четыре критерия электронной музыки (пер. В. Громадина) 213
Р. Хаубеншток-Рамати Музыка и абстрактная живопись (пер. О. Лосевой) 230
В. Лютославский [О новых техниках, форме и смысле] (пер. Е. Михалченковой, И. Никольской) 232
В. Лютославский Новый путь к оркестру (пер. Е. Окуневой) 237
А. Шнитке Преодоление метра ритмом 241
А. Шнитке Тембровое родство и его функциональное использование. Тембровая шкала 245
Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) 256
Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) 263
Э. Денисов [О музыкальном языке] 278
С. Райх Моя жизнь с технологиями (пер. В. Громадина) 289
X. Лахенман К проблеме структурного мышления в музыке (ред. пер. В. Ценовой) 302
Ж. Гризе Структурирование тембров в инструментальной музыке (пер. Д. Шутко) 311
Т. Мюрай [О микрокосме звука] (пер. А. Ровнера) 345
С. Губайдулина [О музыкальном материале, форме и времени] 347