Композиторы о современной композиции. Хрестоматия


  • Рецензент: А. С. Соколов, Е. И. Чигарева.
  • Издательство: Московская консерватория Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 356
  • ISBN: 978-5-89598-222-8

Хрестоматия содержит тексты ряда ведущих композиторов ХХ века, посвященные различным вопросам современного музыкального искусства. Бóльшая часть материалов печатается в нашей стране впервые.
Может использоваться в теоретических и исторических курсах на разных факультетах музыкальных вузов.

От составителей:

В Хрестоматии представлены тексты композиторов XX – начала XXI века, преимущественно видных деятелей Второго авангарда, а также тех, кто непосредственно его готовил (среди них – Э. Варез, Г. Кауэлл). Зарубежные авторы преобладают, поскольку их слово особенно труднодоступно отечественному читателю.

Собранные в книге материалы неоднородны, они отличаются не только по своей тематике, но и по общей направленности, характеру изложения, протяженности. Есть тексты в жанре интервью, где затрагиваются самые разные вопросы. Среди таковых особо отметим беседу П. Булеза и Э. Денисова, которая состоялась свыше 40 лет назад, но только сейчас «выходит в свет». Быть может, и потеряв несколько во внешней «злободневности», этот диалог сегодня особенно дорог как свидетельство времени и ретроспективный взгляд на двух мастеров в пору их энергичного творческого восхождения.

Есть работы в характере музыкально-эстетических эссе, где обсуждаются перспективы тех или иных жанров, родов музыки (оперы – у Б. А. Циммермана и Л. Ноно, электронной музыки у К. Штокхаузена, и т. д.). Есть высказывания на тему творческого становления композитора (например, рассказ Л. Даллапикколы о его постижении додекафонии или С. Райха о все более тесном союзе с электроникой). Наконец, есть тексты сугубо теоретические, с разъяснением конкретных вопросов композиторской работы (в частности, своеобразной гармонической техники А. Пуссёра, «структурирования тембров» Ж. Гризе, и др.). Понятно, что они требуют особо напряженного осмысления с учетом более широкого контекста (в помощь читателю можно порекомендовать следующее издание: Теория современной композиции / Отв. редактор В. С. Ценова. М., 2005). В случаях особо специфического подхода (например, в ряде алеаторных сочинений Дж. Кейджа) или наименее известных отечественному читателю явлений (хэппенинги в описании А. Капроу) переводчиком предложен дополнительный комментарий в конце статьи.

Многие работы даны – по необходимости – фрагментарно или представляют подборку высказываний, скомпонованную составителями. Все неавторские названия или подзаголовки, равно как поясняющие добавления переводчиков, помещены в квадратных скобках.

Материалы расположены приблизительно в хронологическом порядке, согласно их написанию или времени создания произведений, о которых идет речь. Понятно, что одна книга не может вместить все крупные имена и значимые идеи, поэтому не следует ждать от нее ни полноты, ни законченности; было бы желательно, чтобы издания такого рода продолжились.

Бóльшая часть материалов публикуется на русском языке впервые. Прежде изданные материалы печатаются в данной книге с необходимыми уточнениями или даже в новой редакции.

Известно, что перевод на русский язык работ по современной композиции представляет очень непростую задачу и требует больших специальных знаний. Хотелось бы поблагодарить всех переводчиков – и тех, кто позволил воспользоваться своими прежними публикациями, и особенно тех, кто специально сделал переводы для данной Хрестоматии. Среди них: В. В. Громадин, кандидат искусствоведения М. Э. Дубов, Е. С. Дубравская, доктор искусствоведения Л. В. Кириллина, А. А. Маклыгина, кандидат искусствоведения М. В. Переверзева, Н. С. Ренёва (все – Московская консерватория), кандидат искусствоведения Е. Г. Окунева (Петрозаводская консерватория). Окончательной шлифовке текстов очень способствовали советы рецензентов – докторов искусствоведения А. С. Соколова и Е. И. Чигаревой, руководителя Научно-издательского центра «Московская консерватория» доктора искусствоведения Н. О. Власовой и кандидата искусствоведения В. М. Барского. С признательностью отметим также большую помощь при подготовке книги к печати со стороны кандидата искусствоведения М. В. Воиновой.

Редакторы-составители Т. С. Кюрегян, В. С. Ценова.

 

От составителей 5

Э. Варез Освобождение звука 7

Г. Кауэлл Тон-кластеры (из книги «Новые средства музыки»; пер. А. Маклыгиной) 7

Дж. Кейдж Предшественники современной музыки (пер. М. Переверзевой) 33

Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки перемен» и «Воображаемого пейзажа 4» (пер. М. Переверзевой) 39

Дж. Кейдж Описание процесса сочинения «Музыки для фортепиано 21–52» (пер. М. Переверзевой) 46

Л. Даллапиккола О путях додекафонии (пер. Е. Дубравской) 50

О. Мессиан [Монологи] (пер. В. Чинаева) 69

Я. Ксенакис Из московских бесед (пер. М. Дубова) 76

Я. Ксенакис Кризис сериальной музыки (пер. М. Дубова) 88

Б. А. Циммерман Интервал и время (пер. А. Сафронова) 92

Б. А. Циммерман Будущее оперы (пер. А. Сафронова) 97

А. Капроу Хэппенинги на нью-йоркской сцене (пер. М. Переверзевой) 107

К. Вулф О форме (пер. М. Переверзевой) 112

Э. Браун [Открытая форма] (пер. В. Громадина) 120

П. Булез Беседа с Эдисоном Денисовым (пер. Э. Денисова) 131

П. Булез Вопрос наследия (пер. Н. Ренёвой) 144

П. Булез [О полифонии] (пер. Р. Куницкой) 147

П. Булез Берг: современные следствия (по поводу «Двух недель австрийской музыки») (пер. Н. Ренёвой) 154

П. Булез Конкретная музыка (пер. В. Цыпина) 160

А. Пуссёр Техника I: Ваш Фауст (из книги «Апофеоз Рамо») (пер. Е. Дубравской) 162

Д. Лигети Состояния, события, превращения (пер. Е. Окуневой) 188

Л. Берио Размышление о двенадцатитоновом коне (пер. Е. Окуневой) 195

К. Штокхаузен Из интервью (пер. С. Савенко, Л. Грабовского) 201

К. Штокхаузен [О времени переживания] (пер. В. Цыпина) 210

К. Штокхаузен Четыре критерия электронной музыки (пер. В. Громадина) 213

Р. Хаубеншток-Рамати Музыка и абстрактная живопись (пер. О. Лосевой) 230

В. Лютославский [О новых техниках, форме и смысле] (пер. Е. Михалченковой, И. Никольской) 232

В. Лютославский Новый путь к оркестру (пер. Е. Окуневой) 237

А. Шнитке Преодоление метра ритмом 241

А. Шнитке Тембровое родство и его функциональное использование. Тембровая шкала 245

Л. Ноно Фрагменты интервью (пер. Л. Кириллиной, О. Игнашевой) 256

Л. Ноно К «Прометею» (пер. Л. Кириллиной) 263

Э. Денисов [О музыкальном языке] 278

С. Райх Моя жизнь с технологиями (пер. В. Громадина) 289

X. Лахенман К проблеме структурного мышления в музыке (ред. пер. В. Ценовой) 302

Ж. Гризе Структурирование тембров в инструментальной музыке (пер. Д. Шутко) 311

Т. Мюрай [О микрокосме звука] (пер. А. Ровнера) 345

С. Губайдулина [О музыкальном материале, форме и времени] 347