Книга профессора Московской консерватории Игоря Кузнецова представляет собой первый выпуск труда "Полифония в музыке XX века", который призван подвести итоги развития многоголосия в русской музыкальной культуре на примере творчества прошедшего столетия. В данном ракурсе в книге рассматриваются произведения как композиторов-классиков (Прокофьева, Мясковского, Шостаковича), так и ныне здравствующих и работающих авторов.
По сути, однако, исследователь ставит и решает задачи более широкие, нежели анализ строго полифонических явлений: речь идет о формировании в отечественном искусстве новых принципов музыкального мышления. В связи с этим в книге применяются разработанные И. К. Кузнецовым оригинальные и в то же время универсальные методы анализа выразительных средств музыки как языка.
От автора 4
Введение. Историко-стилевые черты русской музыки XX столетия 5
Глава 1. Новая полифония в творчестве представителей русского музыкального авангарда 1910–1920-х годов 12
Глава 2. Полифония И. Стравинского 33
Глава 3. Полифония Н. Мясковского 61
Глава 4. Полифония С. Прокофьева 97
Глава 5. Полифония Д. Шостаковича 130
Глава 6. Полифония Г. Свиридова 169
Глава 7. Полифония А. Волконского 193
Глава 8. Полифония Р. Щедрина 205
Глава 9. Полифония А. Шнитке 238
Глава 10. Полифония Э. Денисова 284
Глава 11. Полифония С. Губайдулиной 311
Глава 12. Полифония Ю. Буцко 337
Глава 13. Omnipolyphonia: пути в XXI век 372
Заключение 404
Литература 408
Предлагаемый читателю 1-й выпуск «Полифония в музыке ХХ века» призван подвести итоги развития многоголосия в русской музыкальной культуре. Начало данной серии было положено двумя первыми выпусками издания: Вл. Протопопов «История полифонии в ее важнейших явлениях» вып. 1–2, М., 1962–1965, в которых рассматривались важнейшие явления полифонии в русской и западноевропейской музыке XVII – первой половины XX веков. Второй выпуск (западноевропейская классика) содержал также главу, посвященную полифонии строгого стиля, в частности творчеству Жоскена Депре, Палестрины и Лассо. При втором издании этих книг (под общей редакцией Т.Н. Ливановой) у В.В. Протопопова возник замысел расширить исторические рамки исследования и включить в него все системы полифонического многоголосия от его зарождения в IX веке до наших дней. К созданию многотомной «Истории полифонии» были привлечены ученики В.В. Протопопова – Ю.К. Евдокимова (выпуски 1, 2-а), Т.Н. Дубравская (выпуск 2-б) и автор этой книги. Расширенные до трех выпусков материалы первого издания В.В. Протопопова составили сердцевину этой серии – выпуски 3, 4, 5. Три книги «Полифония в музыке ХХ века» должны завершить издание.
Параметры последних книг, таким образом, были определены общим форматом издания и принципом организации в нем материала – системой очерков, раскрывающих стилевые черты полифонии в творчестве отечественных и зарубежных композиторов. Это вызвало определенные сложности, которые касались, главным образом отбора персоналий для исследования и самих произведений. И если на большой временной дистанции – в XIX, XVIII веках сегодня отчетливо виден и масштаб художественного явления, и его роль в истории культуры, то произведения ХХ века находятся в неравных условиях. Многие из них уже получили признание слушателей и оценку музыкальной критики. Можно сказать, что творчество Стравинского, Мясковского, Шостаковича, Свиридова, так же как Бартока, Хиндемита, нововенцев, Бриттена стало музыкальной классикой, в то время как произведения, созданные в последние десятилетия ХХ века, еще неотделимы от мощного процесса современного творчества. Здесь соседствуют явления разного уровня, которые только история расставит по значимости на разные ступени иерархической лестницы.
ХХ век стал рубежом в эволюционном процессе развития линейно-мелодических форм полифонии. В современной полифонии возникли принципиально новые явления, которые потребовали их специального освещения. Это сделано в коллективном труде кафедры теории музыки Московской консерватории «Теория современной композиции» (М., 2005; глава «Полифония», в которой принял участие и автор данной книги).