Редколлегия: И. П. Дабаева, кандидат искусствоведения, доцент (редактор-составитель); О. В. Лосева, кандидат искусствоведения, доцент; А. С. Соколов, доктор искусствоведения, профессор; И. М. Шабунова, кандидат искусствоведения, профессор (редактор-составитель).
В книгу, посвященную памяти выдающегося русского ученого и педагога Е. В. Назайкинского (1926–2006), вошли одно из его последних интервью, статьи и воспоминания его учеников и коллег, а также список научных трудов Е. В. Назайкинского и работ, выполненных под его научным руководством.
Для музыковедов и всех интересующихся проблемами современного искусствознания.
Серия: Научные труды Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского
Номер сборника: 70
ИТОГИ И ЗАВЕТЫ
Музыкознание как искусство интерпретации. Интервью Е. В. Назайкинского (2003), данное А. А. Амраховой 7
УЧИТЕЛЮ
А. С. Соколов. Уроки Назайкинского 27
Л. Н. Алексеева. Русская интонация в русской музыке (на материале экспериментальных исследований) 36
А. А. Амрахова. Проблемы современного музыкального синтаксиса в контексте гуманитарного знания 47
Е. В. Дуков. В спорах о теориях популярной музыки 70
А. Г. Коробова. Модус комического: границы интерпретации и интерпретация границ 94
Л. Н. Логинова. Сольфеджио для исполнителей: новый взгляд на традиционную дисциплину 113
О. В. Лосева. Музыкальная цитата в «эпоху цитирования» 123
Е. А. Николаева. Медиаопера: между прошлым и будущим 140
М. Е. Пылаев. О методологии музыковедческого анализа К. Дальхауза (на примере произведений А. Шёнберга) 159
М. В. Распутина. Органное творчество Иоганна Непомука Давида 182
А. Т. Тевосян. Православная музыка и «микрофонная» культура 195
Е. А. Токун. Алгоритмы формы tintinnabuli в музыке Арво Пярта. Опыт анализа «Sanctus» из «Missa syllabica», «Trisagion», «Fratres» 224
Т. Ю. Чернова. Проблема музыкальной темы в контексте отечественной эстетико-философской мысли 237
Е. И. Чигарева. Неоромантизм и неоканонические тенденции в отечественной музыке последней трети ХХ века 268
В. Н. Юнусова. Звуковой мир классической музыки Ближнего и Среднего Востока 288
ВСПОМИНАЯ
В. К. Мержанов. Е. В. Назайкинский — исполнителям 317
Ю. Н. Рагс. Памяти товарища, друга 319
М. С. Скребкова-Филатова. С. С. Скребков и Е. В. Назайкинский 323
В. В. Медушевский. О проявлении онтологического опыта в музыке 329
Е. И. Чигарева. Об учителе 339
Т. Ю. Чернова. Живое 341
И. М. Шабунова. «Медальон» в прозе 344
М. В. Распутина. Ученый и человек 351
Список научных публикаций Е. В. Назайкинского 353
Список работ, выполненных под научным руководством е. В. Назайкинского и при его участии как научного консультанта 361
Сведения об авторах 365
Евгений Владимирович Назайкинский ушел из жизни в апреле 2006 года, за несколько месяцев до своего восьмидесятилетия. Пятью годами раньше, к семидесятипятилетию Евгения Владимировича, мы, его ученики и коллеги, втайне от юбиляра подготовили в его честь сборник «Двенадцать этюдов о музыке», опубликованный в издательстве Московской консерватории и, как нам точно известно, доставивший Евгению Владимировичу большую радость.
Книга, которую держит в руках читатель, выходит в свет в год двух «малых» памятных дат: после кончины Евгения Владимирович минуло пять лет, а ему исполнилось бы восемьдесят пять. Правда, специально это не планировалось. Идея книги возникла сразу после того, как Евгения Владимировича не стало, возникла как естественное для каждого из нас желание воздать должное его памяти и еще раз выразить свою любовь и благодарность. Это — наш глубокий поклон ушедшему, наш ответ на вопрос, который он в последние годы жизни задавал себе, создав в своем компьютере файл с перечислением имен, сфер научных интересов учеников и озаглавив его так: «Моя школа?».