Филатова (Скребкова-Филатова)
Марина Сергеевна

  • Годы работы: 1960 - 2020
  • Доктор искусствоведения
  • Заслуженный деятель искусств РФ
  • Профессор
Филатова  (Скребкова-Филатова)<br /> Марина Сергеевна

Член Союза композиторов СССР (РФ) (с 1957 г.).
Действительный член Академии информатизации при ООН (1996).


Родилась в г. Москве. Дочь С. С. Скребкова и О. Л. Скребковой. В 1952 г. окончила Музыкальное училище им. Гнесиных, в 1957 г. – с отличием Московскую консерваторию (класс композиции Д. Б. Кабалевского). Среди других педагогов – С. С. Богатырев (полифония), В. А. Цуккерман и В. П. Бобровский (анализ музыкальных произведений), А. Ф. Мутли (гармония), Н. С. Николаева и А. И. Кандинский (история музыки). В 1963 г. совершенствовалась в аспирантуре по специальности «теория музыки» (научный руководитель С. С. Скребков).

В 1969 г. защитила кандидатскую диссертацию: «Вопросы драматургии в симфониях Мясковского» (Московская консерватория). Неоднократно выступала с докладами в различных городах России и за рубежом (Чехословакия, Болгария, Румыния, Монголия). Член Специализированных советов по защитам диссертаций Московской консерватории и Российской академии музыки им. Гнесиных, а также Художественного совета Государственного специализированного института искусств, многократный председатель Государственных экзаменационных комиссий.

Муж М. Скребковой-Филатовой – А. А. Филатов, ученый секретарь Технического Совета Министерства Морского флота СССР. Ее дочь – Елена Анатольевна Филатова-Соколовская (р. 1967) – композитор, окончила Московскую консерваторию в 1994 г. (класс А. И. Пирумова, затем Э. В. Денисова). Член Союза композиторов России, Германии и Израиля. Живет за границей.

Ее сын – Сергей Анатольевич Филатов-Бекман (р. 1958) – преподаватель Московского государственного педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова (авторский курс методологии научного познания) и Государственного специализированного института искусств (музыкальная информатика, акустика, физика, математика для музыкальных звукорежиссеров), Московской консерватории (музыкальная информатика); область научных и творческих интересов – «математическая музыка». Дважды окончил Московский государственный университет им. М. И. Ломоносова (геофизика, математика, кибернетика).

Педагогическая деятельность: 

Педагогическую деятельность начала в Музыкальном училище им. Гнесиных (1957–1960). С 1960 г. преподает на кафедре теории музыки Московской консерватории (гармония, общий и специальный курсы анализа музыкальных произведений), с 1991 г. – профессор.

Руководит дипломными и диссертационными исследованиями, возглавляет секцию анализа и полифонии. В 1972–1992 гг. вела курс анализа музыкальных произведений и актуальных проблем музыкознания на факультете повышения квалификации. В 1991–1993 гг. работала также в Донецкой консерватории. С 1992 г. заведует кафедрой теории и истории музыки в Государственном специализированном институте искусств.

Ученики: 

Среди учеников: М. Лагутина, М. Мешкова, А. Пчелинцев, Дорволжин Оюн (Монголия), кандидаты искусствоведения Ю. Златковский, О. Сосновцева, Л. Рязанцева, Т. Титова.

Сочинения: 

Автор музыкальных сочинений, в т. ч. Концерта для виолончели с оркестром, Трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сочинений для оркестра, романсов, песен и др.

Научные труды. Издания. Публикации:

Редактор-составитель сборников научных трудов. Составитель программы-конспекта «Анализ музыкальных произведений» для студентов-музыковедов (1977), программ-конспектов «Анализ музыкальных произведений» для исполнительских специальностей (2003, 2005).

  • Об особой трактовке принципа сонатности (на примере камерного творчества Мясковского) // Черты сонатного формообразования / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 36. М., 1978
  • Об особенностях развития фактуры в камерных хорах П. Хиндемита // Пауль Хиндемит: статьи и материалы. М., 1979
  • Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке // Проблемы музыкального жанра / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 54. М., 1981
  • Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретации // Проблемы музыкального стиля. М., 1982
  • Фактура в музыке. М., 1985
  • Использование скрытого многоголосия в курсе сольфеджио // Воспитание музыкального слуха. Вып. 2. М., 1985
  • Тональные структуры в музыке Н. А. Римского-Корсакова [лекция по курсу гармонии, в соавт. с С. С. Скребковым]. М., 1986
  • О совершенствовании курса анализа музыкальных произведений // Проблемы развития системы музыкального образования / Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 87. М., 1987
  • О художественных возможностях музыкального пространства // Пространство и время в музыке / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 121. М., 1992
  • У истоков музыкальной живописности в творчестве венских классиков (на примере Моцарта) // Проблемы творчества Моцарта / Науч. труды Моск. конс. Вып. 5. М., 1993
  • О музыкальной живописности в музыке К. М. Вебера. Аспекты исполнительской интерпретации // Проблемы романтизма в исполнительском искусстве / Науч. труды Моск. конс. Кафедра истории и теории исполнительского искусства. Сб. 6. М., 1994
  • Проблемы эволюции живописности в музыке (от Вивальди до Респиги) // Традиционное и новое в музыке ХХ века. Кишинёв, 1997
  • Некоторые аспекты творческого процесса Н. Я. Мясковского // Процессы музыкального творчества / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 2. М., 1997
  • К проблеме преподавания на музыкальном факультете Специализированного института искусств // Вопросы подготовки музыканта-педагога. Вып. 2. Магнитогорск, 1997
  • Творческий архив С. С. Скребкова (публикация О. Скребковой, М. Скребковой-Филатовой, В. Медушевского, Э. Федосовой, Д. Арутюнова) // Музыка, мысль, творчество. М., 1998
  • Несколько мыслей о преподавании курса гармонии // Научно-методические проблемы преподавания в Специализированном вузе искусств. Вып. 2. М., 1999
  • Юбилейная конференция, посвященная А. Ф. Лосеву // Там же
  • А. Н. Скрябин // Искусство в школе. М., 2000
  • Музыкальная фактура как компонент живописности в музыке // Музыкальная фактура / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 146. М., 2002
  • Эпистолярное наследие С. С. Скребкова // Из личных архивов профессоров Московской консерватории. Вып. 1. Науч. труды Моск. конс. Кафедра теории музыки. Сб. 42. М., 2002
  • Автор и эпоха [К 100-летию В.Я. Шебалина] // Музыковедение к началу века: прошлое и настоящее / Материалы Междунар. науч. конференции. 22–24 сент. 2002 [Мин-во культуры РФ; РАМ им. Гнесиных]. М., 2002
  • Проблемы взаимосвязи музыкального искусства и категории времени // Музыка и категория времени / Сб. материалов 5-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». М., 2003
  • Программа по анализу музыкальных произведений (для исполнителей; коллектив кафедры теории музыки МГК). М., 2003
  • Принцип троичности как одна из основ музыкального мышления // Троичность в мышлении / Сб. материалов 6-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». М., 2004
  • Творчество студентов ГСИИ. Теория и история музыки, композиция // Музыкальное искусство. Исполнительство, педагогика, музыкознание / Сб. научно-методич. статей / Сост. и ответств. ред. М. С. Скребкова-Филатова. М., 2004
  • Оперное творчество А. С. Аренского в зеркале отзывов его современников // Там же
  • Несколько мыслей об эзотерической природе музыкального искусства // Сакральное, иррациональное и мифологическое / Сб. материалов 7-й конференции из цикла «Григорьевских чтений». М., 2005
  • Об устных докладах и выступлениях / С. С. Скребков. Музыкант, ученый, педагог, мыслитель. К 100-летию со дня рождения / Ред.-сост. Д. А. Арутюнов, М. С. Скребкова-Филатова, С. А. Филатов-Бекман. М., 2005
  • Об эпистолярном наследии С. С. Скребкова // Там же
  • Жизнь пианистки (к 125-летию со дня рождения Е. А. Бекман-Щербины и 100-летию песенки «В лесу родилась ёлочка») / Редакторы-составители: О. Ю. Сердобольская, М. С. Скребкова-Филатова, С. А. Филатов-Бекман, Е. А. Соколовская. М., 2006
  • Горизонты музыкальной науки беспредельны / К 100-летию С. С. Скребкова // Музыкальная академия. № 1. 2007
  • Скребков С. С.. Полифонический анализ: Учеб. пособие. - М..: Музыка, 2009.  Под общей редакцией профессора М С. Скребковой-Филатовой. - 214 с., нот.