Член редколлегии журнала «Советская музыка».
Член Экспертной комиссии Всесоюзной аттестационной комиссии.
Член Союза композиторов СССР (1947).
Родился 21 марта (3 апреля по н. с.) 1905 г. в г. Москве. В 1928 г. окончил училище им. Гнесиных (класс фортепиано Ел. Ф. Гнесиной и композиции у М. Ф. Гнесина и Р. М. Глиэра, в 1930 г. — МУНАИС (Музыкально-научно-исследовательское отделение (подотдел)) Московской консерватории и физико-математический факультет Московского университета. Среди педагогов разных лет — Н. С. Жиляев, Е. А. Бекман-Щербина, В. Э. Ферман, Н. А. Гарбузов, А. Ф. Лосев и другие.
С А. Ф. Лосевым возникает многолетняя особенно глубокая творческая дружба. В 1929 г. С. С. Скребков входит в семью пианистки Е. А. Бекман-Щербины — он женится на ее дочери О. Л. Бекман-Скребковой. В 1932 г. родилась дочь Марина — ныне профессор Московской консерватории — М. С. Скребкова-Филатова.
В 1944 г. участвовал в работе Научно-исследовательского кабинета под руководством Б. В. Асафьева. В 1938–1941 гг. заведовал кафедрой теории музыки Центрального заочного музыкально-педагогического института, в 1944–1949 гг. — Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных, в создании которого принимал активное участие по личной просьбе Е. Ф. Гнесиной; был деканом историко-теоретического факультета, руководил дипломными и диссертационными работами.
В 1944 – 1952 гг. одновременно научный сотрудник сектора музыки Института истории искусств Академии Наук СССР. Редактор-составитель сборников научных трудов. Многократно выступал с докладами на конференциях в городах России, Грузии, Украины и др., а также за рубежом (Польша, Китай, Франция, Италия, Англия, Австрия, Чехословакия, Болгария и др.).
Член Совета по защитам диссертаций в Московской консерватории.
Скончался 6 февраля 1967 г. в г. Москве.
Педагогическая деятельность:
С 1932 г. преподавал специальные музыкально-теоретические дисциплины в Московской консерватории, в 1948–1967 гг. заведовал кафедрой теории музыки. Под его руководством защищено 6 докторских диссертаций, 10 кандидатских диссертаций, 24 дипломные работы. По воспоминаниям учеников, в частности Э. П. Федосовой (вдова Ю. А. Фортунатова), Скребкову-педагогу было свойственно стремление к ясному и предельно понятному изложению. Всякое определение, термин сразу же проецировались на музыкальный материал и никогда не оставались умозрительными.
Кроме того, Скребков оставлял за студентами право выбора термина, наиболее точно подходящего к каждой конкретной ситуации, что воспитывало у них навыки самостоятельного мышления, анализа терминологии, умение отыскать в произведениях нечто особенное. В общении со студентами существовало множество оттенков, умение управлять «мелодией» голоса, системой акцентов, направленных на то, чтобы подчеркнуть значение того или иного понятия, термина, целого тезиса. Запомнился его облик, в котором соединялись сдержанно-холодноватая манера поведения, благородно-аристократическая осанка и вместе с тем благожелательное внимание в общении с учениками (см.: Творческий архив С. С. Скребкова…).
Представителями научной школы С. С. Скребкова, учениками и учеными, развивающими его научные идеи стали доктора искусствоведения Е. В. Назайкинский, М. Е. Тараканов, В. В. Медушевский, Ю. Н. Рагс, Д. А. Арутюнов, М. С. Скребкова-Филатова, Н. С. Гуляницкая, Э. П. Федосова; кандидаты искусствоведения Ф. Г. Арзаманов, В. В. Моренов, Х. А. Аракелов, Хуан Сяохэ и другие.
Ученики:
Среди учеников — Ф. Арзаманов, Д. Арутюнов, Е. Ботяров, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Ю. Рагс, М. Скребкова-Филатова, М. Тараканов.
Научные труды. Издания. Публикации:
- Ладовая структура сонаты // Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 2. М., 1932
- Роль момента возникновения звука в музыкальных инструментах // Сборник работ акустического раздела / Труды НИИ Моск. конс. Вып. 1. М., 1936
- Полифонический анализ. М., 1940
- Бортнянский – мастер русского хорового концерта // Ежегодник Института истории искусств. М., 1948
- Хрестоматия по гармоническому анализу (совм. с О. Л. Скребковой). М., 1948, 5-е изд. 1978
- Учебник полифонии. М., 19511; М., 19562; М., 19824
- Практический курс гармонии (совм. с О. Л. Скребковой). М., 1952
- О современной гармонии // Советская музыка. 1957. № 6
- Анализ музыкальных произведений. М., 1958
- К вопросу о симфонической лирике Моцарта // Вопросы музыкознания. Т. 3. М., 1960
- Полифония и полифонические формы. М., 1962
- Гармония в современной музыке. М., 1965
- Как трактовать тональность? // Советская музыка. 1965. № 2
- Почему неисчерпаемы возможности классических форм // Советская музыка. 1965. № 10
- Об интонационных особенностях гармонических функций в современной музыке // Теоретические проблемы музыки ХХ века. Вып. 1. М., 1967
- Интонация и лад // Советская музыка. 1967. № 1
- Русская хоровая музыка ХVII – начала ХVIII века. М., 1969
- Художественные принципы музыкальных стилей. М., 1973
- Черты нового в инструментальной музыке И. С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978
- Композитор и исполнитель // Скребков С. С. Избр. статьи. М., 1980
- К вопросу об исполнительской трактовке музыкального произведения // Там же
- Новаторские черты тематического развития музыки Шопена // Там же
- Симфоническая полифония Чайковского // Там же
- О некоторых стилевых особенностях многоголосия у Орландо Лассо и Палестрины // Там же
- Теория имитационной полифонии. К., 1983
- Тональные структуры в музыке Н. А. Римского-Корсакова [лекция по курсу гармонии, в соавт. с М. С. Скребковой-Филатовой]. М., 1986
- О некоторых особенностях полифонии в симфониях советских композиторов [совм. с О. Л. Скребковой. Изд. посмертное] // Музыкальная фактура / Труды РАМ им. Гнесиных. Вып. 146. М., 2001
и другие.
Ряд трудов С. С. Скребкова (учебники, книги, статьи) изданы в Китае, Испании, Болгарии, Румынии, Англии, Украине, Латвии.
Публикации об этом педагоге:
- С. С. Скребков. Статьи и воспоминания. М., 1979
- Творческий архив С. С. Скребкова / Публ. О. Скребковой, М. Скребковой-Филатовой, В. Медушевского, Э. Федосовой, Д. Арутюнова) // Музыка, мысль, творчество. М., 1998
- Скребкова-Филатова М. С. Эпистолярное наследие С. С. Скребкова // Из личных архивов профессоров Московской консерватории Науч. труды Моск. конс. Каф. теории музыки. Вып. 42. М., 2002
- Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант, ученый, педагог, мыслитель. К 100-летию со дня рождения. М., 2005
- Скребкова О. Сергей Сергеевич Скребков (1905–1967) (рукопись; Личный арх. М. С. Скребковой-Филатовой) // Сергей Сергеевич Скребков. Сб-к к 100-летию со дня рождения. М., 2005
- Горизонты музыкальной науки беспредельны / К 100-летию со дня рождения С. С. Скребкова // Музыкальная академия. № 1. 2007
Статьи В. Медушевского, Е. Назайкинского, Ю. Рагса, С. Филатова-Бекмана. Подборка рецензий, откликов, отзывов о работах С. С. Скребкова (1934-2007) содержится в личном архиве М. С. Скребковой-Филатовой. Архив публикаций и рукописных аннотаций, а также выступлений, переписки (более 1000 единиц), лекций также хранится в личном архиве М. С. Скребковой-Филатовой.
Ряд материалов находится в музеях (музыкальной культуры им. М. И. Глинки, им. Н. Г. Рубинштейна Московской консерватории, РАМ им. Гнесиных). После кончины С. С. Скребкова издано и переиздано более 40 работ автора. В 2005 г. издан юбилейный сборник «Сергей Сергеевич Скребков. Музыкант. Ученый. Педагог. Мыслитель», в котором содержатся статьи и высказывания о деятельности ученого – М. Ростроповича, Р. Леденёва, Т. Ливановой, А. Соколова, Р. Щедрина, Е. Назайкинского, Т. Хренникова, Е. Светланова, Ю. Келдыша и др., а также избранные статьи С. Скребкова, фрагменты переписки, лекций, высказываний и т. д.