Азбука полифонии: Учебное пособие


  • Автор: Симакова Н. А.
  • Рецензент: Е. М. Алкон, доктор искусствоведения, профессор; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент; И. И. Сниткова, кандидат искусствоведения, профессор; Т. Ю. Чернова, кандидат искусствоведения, доцент
  • Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2013
  • Тираж: 300 экз.
  • К-во страниц: 352
  • ISBN: 978-5-89598-293-8 (в пер.)

Азбука полифонии : Учебное пособие с веселыми картинками и весьма «строгими» нотными примерами

Предлагаемая книга профессора Московской консерватории Н. А. Симаковой представляет собой нетрадиционно выполненное учебное пособие по полифонии. Во Введении и пяти разделах (А, Б, В, Г, Д) в увлекательной, доступной форме последовательно изложены все основные понятия и правила полифонического письма: различие между полифонией и контрапунктом, история, теория, техника, жанры полифонической музыки, даны также методические рекомендации. Нестандартность подачи материала (в сочетании с «веселыми картинками» и «весьма строгими нотными примерами»), несомненно, привлечет внимание широкого читателя.

Книга адресована студентам музыкальных учебных заведений и может быть доступна любителям музыки.

Предисловие 3

От автора 6

Список сокращений 8

Введение

Полифония и контрапункт 9

А. Музыкальные стили

От органума — к стилистике XXI века 19

Б. Теория полифонии

Одноголосие 59

Двухголосие 60

1. Простой контрапункт 60

2. Имитационные формы в условиях простого контрапункта: простая имитация, каноническая имитация (конечный канон) 63

3. Сложный контрапункт и его виды: подвижной, обратимый и другие 70

Подвижной контрапункт 75

Вертикально-подвижной контрапункт 76

Горизонтально-подвижной контрапункт 78

Вдвойне-подвижной контрапункт 79

Обратимый контрапункт 80

Вертикально-обратимый контрапункт 80

Горизонтально-обратимый контрапункт 83

Вдвойне-обратимый контрапункт 85

Другие виды сложного контрапункта 86

4. Имитационные формы в условиях сложного контрапункта: бесконечный канон, каноническая секвенция 88

Бесконечный канон 88

Каноническая секвенция 89

Трех-, четырех-, пятиголосие 90

5. Простой и сложный контрапункт 92

Вертикально-подвижной контрапункт 93

Горизонтально-подвижной контрапункт и вдвойне подвижной контрапункт 95

Обратимый контрапункт 96

6. Имитационные формы в условиях простого и сложного контрапункта 98

Простая имитация 100

Имитации на cantus firmus 101

Каноническая имитация (конечный канон) 102

Бесконечный канон и каноническая секвенция 103

Двойной, тройной каноны 104

В. Техника письма

Одноголосие 106

Двухголосие 108

1. Простой контрапункт 108

2. Имитационные формы в условиях простого контрапункта 110

Простая имитация 110

Каноническая имитация (конечный канон) 111

Другие разновидности канона: канон в инверсии, ракоходный, в увеличении, в уменьшении 113

3. Сложный контрапункт и его виды 115

Вертикально-подвижной контрапункт 116

Горизонтально-подвижной контрапункт 122

Вдвойне-подвижной контрапункт 125

Обратимый контрапункт 126

Вертикально-обратимый контрапункт 127

Горизонтально-обратимый контрапункт 129

Вдвойне-обратимый контрапункт 132

4. Имитационные формы в условиях сложного контрапункта: бесконечный канон, каноническая секвенция 133

Техника выполнения бесконечного канона I разряда 134

Техника выполнения бесконечного канона II разряда 136

Трех-, четырех-, пятиголосие 143

5. Простой и сложный контрапункт 143

Вертикально-подвижной контрапункт 144

Горизонтально-подвижной контрапункт 149

Вдвойне-подвижной контрапункт 151

Обратимый контрапункт 151

Контрапункт, допускающий удвоение голосов (рассчитанный на дублировки) 154

Контрапункт, допускающий метроритмические изменения 160

Комбинированный контрапункт 162

6. Имитационные формы в условиях простого и сложного контрапункта 165

Простая имитация 165

Конечный канон 168

Бесконечный канон 176

Каноническая секвенция 178

Двойной канон 179

7. Техники письма 179

а) техника письма на cantus firmus 179

б) сквозное имитационное письмо 184

в) техника канонического письма 191

г) дискретное остинато 196

д) техника колорирования 203

Г. Жанры и формы полифонической музыки

1. Органум 207

2. Клаузула 209

3. Гимель 209

4. Дискант 210

5. Фобурдон 211

6. Кондукт 212

7. Рондель 212

8. Качча. Шас 213

9. Мотет 214

10. Шансон 223

11. Немецкая песня и кводлибет 228

12. Мадригал 233

13. Месса хоровая, органная; реквием 238

Хоровая месса 238

Органная месса 249

Реквием 251

14. Магнификат 253

15. Ричеркар 254

16. Канцона 258

17. Инвенция 259

18. Остинато (первого и второго рода) 260

19. Пассакалья и чакона 262

20. Кант 264

21. Хоровой концерт 264

22. Прелюдия; хоральная прелюдия 265

23. Фуга, фугетта, фугато 266

Основные этапы развития фуги 268

Фугетта 273

Фугато 274

24. Большая полифоническая форма 274

Д. Методические рекомендации

Анализ произведений 276

Импровизация 301

Письменные упражнения 303

Нотное приложение 307

Терминологический словарь 347

Предлагаемая работа задумывалась как краткое учебное пособие, читатели которого могли бы получить, с одной стороны, определенные знания в области теории и истории полифонии, а с другой стороны, — навыки грамотного анализа и сочинения полифонической музыки.

Книга предназначена как любителям музыки, так и молодым музыкантам, ранее не изучавшим полифонию в процессе обучения в музыкальном училище (пианистам, дирижерам-хоровикам), а также и в консерватории (духовикам, струнникам, вокалистам, ударникам). Кроме того, в силу своего краткого, весьма конспективного изложения, это пособие, возможно, будет полезно и музыкантам других специальностей.

В отдельных разделах книги автор счел возможным частично использовать материал своих ранее опубликованных работ — «Вокальные жанры эпохи Возрождения» и «Контрапункт строгого стиля и фуга», подавая его в максимально упрощенном виде.

Пособие открывается Введением, в котором разъясняются понятия «полифония» и «контрапункт». Весь остальной материал «Азбуки» сгруппирован в пять разделов: А, Б, В, Г, Д.

В первом (А) даются сведения об истории полифонии, истории полифонических стилей.

Во втором (Б) рассматриваются вопросы, касающиеся теории полифонии.

В третьем (В) осуществляется знакомство с техникой полифонического письма.

В четвертом (Г) предлагаются краткие сведения об основных полифонических жанрах.

В пятом (Д), имеющем методический характер, содержатся рекомендации, касающиеся анализа, импровизации и сочинения полифонических композиций.

Роль традиционного Заключения в «Азбуке» выполняет краткое Нотное приложение, где представлены фрагменты проанализированных (в разделе Д) композиций, принадлежащих разным периодам истории развития полифонического искусства. Они позволяют закрепить полученные навыки анализа и контрапунктического письма.

В тексте «Азбуки» довольно часто вводятся помещенные в скобках отсылки к последующим или к предыдущим страницам книги, содержащим дополнительные сведения о рассматриваемом явлении (технике письма, том или ином полифоническом приеме и т. д.).

Книга снабжена кратким Терминологическим словарем, в котором перечисляются основные полифонические термины и дается их краткое разъяснение.

Автор(ы)


Наталия Симакова

Заслуженный деятель искусств РФ

Ссылки