Адриан Пети Коклико Compendium musices (1552)


  • Рецензент: Т. Н. Дубравская, Т. С. Кюрегян, Р. Л. Поспелова
  • Издательство: Московская консерватория, 2007
  • Тираж: 500 экз.
  • К-во страниц: 484
  • ISBN: 978-5-89598-171-2

Публикация, перевод, исследование и комментарии Н. И. Тарасевича. Редактор Е. М. Шабшаевич.


Нидерландский музыкант и теоретик Адриан Пети Коклико известен своим трактатом «Compendium musices», изданном в Нюрнберге в 1552 году. Впервые в отечественной литературе полностью представлены латинский текст оригинала и его перевод, включая транскрипцию мензуральных примеров с теоретическим обоснованием принципов дешифровки. Трактат рассматривается в контексте художественного и научного мышления эпохи Ренессанса. Специально исследуются палеографические и семейографические проблемы, поставлен вопрос о ренессансной латыни как закономерном этапе развития языка. Особое внимание уделяется трактовке некоторых понятий и терминов, таких как musica, contrapunctus, compositio, tabula, scala, thema, soggetto, passaggio, punto, musica reservata, musicus, cantor, discantor, factor, artifex, auctor, poeta, notator, magister, compositor, componista. Издание предназначено широкому кругу специалистов – музыковедам, искусствоведам, культурологам, историкам, а также всем интересующимся старинной музыкой.

Предисловие 3

Adrianus Petit Coclico. Compendium musices. Facsimile 13
Praefacio ad Noricam iuuentutem 16
Griselius studiosus Wittembergensis in commendationem Musices 18
Noe Bucholczerus Schonawensis 20

Prima pars. De his que future Musico sunt necessaria 22
De musices definitione 27
De musicorum generibus 27
Scala pro cantu figurato ac chorali 31
De scalae diuisione 33
Declaratio siue exposition mutationum scalae siue manus 34
De mutationibus 35
De interuallis 38
De tonis 38

Secunda pars. De musica figurali 56
De nominibus ualoribusque notarum et pausis, earumque signis usitatis 58
De ligaturis temporis perfecti et imperfecti 60
De punctorum diuersitate 61
De prolationibus usitatis 64
De tactu et mensura diminutionis et augmentationis 73
De elegantia, et ornatu, aut pronuntiatione in canendo 75
De regula contrapuncti, secundum doctrinam Iosquini de Pratis 84
De compositionis regula, et notarum sincopis, et ligatures 97

Адриан Пети Коклико. Краткое руководство по музыке. Перевод 135
Обращение к нюрнбергской молодежи 138
Гризелий, студент из Виттенберга, в похвалу музыке 139
Ной Буколцер из Шонау 142

Часть первая. О том, что необходимо будущему музыканту 143
О понятии музыки 147
О типах музыкантов 147
Звукоряд напевов фигурированного и хорального 150
О разделении звукоряда 151
Проявление или демонстрация мутаций звукоряда или руки 153
О мутациях 153
Об интервалах 155
О ладах 156

Часть вторая. О музыке фигурированной 181
О названиях и длительностях нот и пауз и знаках их обозначения 182
О лигатурах совершенного и несовершенного темпуса 184
О различии точек 186
О применении пролаций 188
О тактусе и мензуре уменьшения и увеличения 196
Об изяществе и украшении или [о манере] исполнения при пении 197
О правилах контрапункта, согласно учению Жоскена Депре 203
О правилах композиции и синкопах нот и о лигатурах 218

Трактат А. Коклико в системе художественного и научного мышления Ренессанса 247
Адриан Пети Коклико и эпоха: биография, наследие 249
«Compendium musices» как памятник книжности: от рукописной книги к книге печатной 259
Издатели трактата: И. Берг и У. Нойбер 259
Внешний вид книги 262
Особенности печатного шрифта и шрифтовой гарнитуры 264
Оформление титульного листа 268
Сигнатуры и рекламы в книге 270
Пагинация и фолиация 271
Рубрики и абзацы 271
Инициал и гравюра 273
Сокращение через суспенсию и через знаки тиронской системы 274
Особенности нотного набора 275
Язык и стиль трактата: проблема перевода 277
Латынь и наука 279
Гуманистическая (ренессансная) латынь 280
О периодизации средневековой латыни 282
Фонетика (буквы и звуки) 284
Орфография (появление диакритических знаков) 289
Морфология (глагол, существительное, прилагательное, числительное, предлог, союз) 290
Синтаксис (простое предложение, сложное предложение) 294
Лексика (обновление семантики словарного фонда, новообразования) 299
Пунктуация и нумерация 300
От мензуры к такту: особенности транскрипции 304
Мензуральная теория и практика 304
Состав нотных знаков 305
Паузы и знаки повтора 306
Ключи 308
Знаки альтерации 308
Лигатуры 309
Такт и мензура 312
Точки 316
Имперфикация 324
Альтерация 327
Аугментация 328
Имплеция 330
Пропорционирование 334
Музыкально-теоретические понятия и термины 344
musica 346
contrapunctus – composition 351
tabula 362
scala 370
thema – soggetto – passaggio – punto 380
musica reservata 389
musicus 399
cantor – discantor 409
factor 413
artifex – auctor – poeta 419
notator 424
magister 428
compositor – componista 433
Послесловие 447
Указатель имен, встречающихся в трактате «Compendium musices» 452
Условные сокращения 455
Источники и литература 456
Содержание 481