Учебное пособие разработано доктором искусствоведения, профессором кафедры теории музыки ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» Г. В. Григорьевой
Учебное пособие обсуждено и утверждено на заседании кафедры теории музыки, Протокол № 6 от 24 апреля 2020 года, доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки, и. о. заведующего кафедрой теории музыки ФГБОУ ВО «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского» А. С. Соколов
В предлагаемом учебном пособии предложено аналитическое рассмотрение всех хоров С. И. Танеева a cappella на светские тексты русских поэтов.
Издание адресовано преподавателям и студентам музыкальных вузов.
От автора 4
Список сокращений 5
I. Обзор литературы 6
II. План анализа хорового произведения 11
III. Некоторые особенности форм хоровой музыки С. И. Танеева 17
IV. Хоры 1870–1890-х годов 20
V. Хоры 1900–1910-х годов 39
VI. Заключение. Систематика хоровых форм у С. И. Танеева 87
Рекомендуемая литература 91
Приложение Р. Н. Берберов. Специфика структуры хорового произведения. Лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студентов музыкальных вузов 93
Учебное пособие адресовано студентам — дирижерам хора, обучающимся как в вузе, так и в колледже. Произведения хорового репертуара представлены в курсе анализа музыкальных форм в очень ограниченном количестве. Эта тема разработана в недостаточной степени. Дирижеры хора практически хорошо знают классическую хоровую музыку, но их умение разобраться в структуре того или иного произведения, в связях текста и музыки, воздействующих на выбор музыкально-выразительных средств и тип музыкальной формы, оставляет желать лучшего. В среде хоровых дирижеров общеупотребительно лишь одно определение формы, относимое к большинству хоровых произведений, — строфическая. Она покрывает собой всё разнообразие структур в этом жанре.
В предлагаемом пособии на примере хоровой музыки С. И. Танеева уточняется методика анализа произведений хорового жанра, даются рекомендации для анализа синтаксических структур стихотворного текста и музыки, рассматриваются характерные особенности вокальных форм, типичных не только для этого композитора, но и для многих других. Знания в этой области необходимы дирижеру хора как для практического овладения хоровым репертуаром в исполнительской практике, так и для написания аннотаций по произведениям хорового репертуара на младших курсах и научно-методической и дипломной работ (ВКР) на старших.
В учебное пособие включен обзор литературы по данной проблематике (раздел I), предложен план анализа хорового произведения (раздел II), освещены некоторые особенности хоровой музыки Танеева (раздел III). Далее следуют разделы IV и V, где в хронологическом порядке представлены анализы его хоров. Это отражает эволюцию хорового творчества композитора. Такое расположение материала целесообразно еще и потому, что оно соответствует наиболее полному изданию: С. Танеев. Хоры без сопровождения: в 2 выпусках. Вып. 1. М.: Музыка, 1989; Вып. 2. М.: Музыка, 1991. Оно является актуальным рабочим материалом в различных курсах учебной программы дирижеров хора. Раздел VI содержит краткое заключение, в котором музыкальные формы обобщены по типам структур и степени их значимости в хорах Танеева. Далее помещены список рекомендуемой литературы и приложение, в котором воспроизводится полный текст лекции Ростислава Берберова «Специфика структуры хорового произведения» (1981). Ставшая библиографической редкостью, она содержит ценные методические рекомендации.
В настоящем пособии анализируются хоры Танеева a cappella на светские тексты русских поэтов. Духовные хоры не рассматриваются, ибо они обладают совсем другой спецификой формообразования и требуют отдельного исследования. Не анализируются и обе кантаты Танеева — «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма», поскольку они относятся к жанру вокально-инструментальной музыки.
Аналитические разделы содержат полное изложение текста стихотворных первоисточников, так как сравнение поэтической и музыкальной структур дает едва ли не главное основание для трактовки музыкальной формы хоров. В связи с этим вводится понятие вторичного синтаксиса, активно воздействующего на особенности той или иной формы. Текст первоисточника набран прямым шрифтом, повторенные слова, синтагмы и строки (вторичный синтаксис) выделены курсивом, что позволяет точнее оценить синтаксические изменения, внесенные композитором в тексты стихотворений. Каждый анализ хора содержит схему его формы.
В пособии автор опиралась на долголетний опыт ведения курса «Анализа музыкальных форм» для дирижеров хора, читаемого в Московской консерватории. Пособие может быть полезно не только для студентов, но и для педагогов, преподающих курс музыкальных форм в колледжах и консерваториях.