Хоровое дирижирование
Прием на ООП ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.05 «Искусство дирижирования» (вид – дирижирование академическим хором) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов.
1. Представление творческой программы (один тур, по видеозаписям);
1.1. Поступающий представляет видеозапись концертного выступления (ссылки на запись) продолжительностью не менее 30 минут;
1.2. Для выпускников МГК 2020г. (специалитет) исключается возможность предоставления записи, осуществленной для Государственной итоговой аттестации.
Примерный уровень сложности представляемых произведений (скачать PDF)
Комиссия оценивает творческую программу по следующим критериям (5- балльная система оценок):
1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент.
2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения, убедительная демонстрация методических и организационных навыков работы с хоровым коллективом;
3. Техника дирижирования, знание стилистики звукоизвлечения, соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала.
4. Организация процесса исполнения во времени, выразительность метро-ритма, слух, воля, понимание закономерностей певческой агогики и вокальной дикции.
5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум)-устный раздел / выполнение письменных работ (по сольфеджио, гармонии, полифонии).
2.1. Примеры письменных работ (скачать PDF)
Сольфеджио: 3-голосный диктант (время выполнения 20-25 минут, кол-во проигрываний – не более 10);
Гармония: задача (время выполнения 2-2,5 часа без проигрывания на фортепиано);
Полифония: простая 3-голосная полная фуга, выполняется 5 часов без проигрывания на фортепиано.
Каждый из письменных разделов оценивается самостоятельно.
Итоговая оценка за письменный раздел коллоквиума представляет собой среднее арифметическое значение оценок, полученных на каждом из этапов конкурсного испытания.
2.2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме без билетов.
Первый раздел связан с представляемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории хорового исполнительства, вопросы методики обучения дирижированию, литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.
Примерные вопросы и список литературы (скачать PDF)
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗ’а). Выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, литературы, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление о научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Примерная проблематика вопросов к 3 разделу (скачать PDF)
Критерии оценки ответа:
5
баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
|
4
балла
хорошо
|
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
|
3
балла
удовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
|
2
балла
неудовлетворительно
|
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
|
1
балл
неудовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
|
2.3. Итоговая оценка за устный раздел коллоквиума (собеседования) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.
2.4. Итоговый конкурсный балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по двум разделам (письменному и устному) – 5-балльная система оценок