Исторические инструменты (ансамбль)
Прием на программы ассистентуры-стажировки по специальности 53.09.01 «Искусство музыкально-инструментального исполнительства» осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующим требованиям к выпускнику ООП высшего образования специальностей подготовки в области музыкального искусства уровней «специалитет» или «магистратура».
Вступительные испытания по специальной дисциплине состоят из 2-х экзаменов:
1. Исполнение концертной программы;
2. Коллоквиум (собеседование).
1. Исполнение концертной программы. При прослушивании концертной программы экзаменационная комиссия имеет право выбора и (или) ограничения исполняемых произведений, а также сокращения и (или) остановки исполняемого произведения при выявлении творческих способностей абитуриента.
Комиссия оценивает исполнение по следующим критериям:
1. Творческая индивидуальность – убедительность интерпретации, яркость образного мышления, сценическая свобода, волевые качества, артистический темперамент (ансамблевое мастерство для поступающих по видам инструментального исполнительства, предполагающим совместное музицирование).
2. Зрелость музыкального мышления – понимание стиля, содержания и формы исполняемого произведения.
3. Виртуозная свобода, разнообразие приёмов звукоизвлечения, их соответствие стилю, содержанию и форме произведения, акустике зала, особенностям инструмента.
4. Организация процесса исполнения во времени, выразительности ритма, воля, понимание закономерностей агогики.
5. Художественный вкус и культура исполнения, знание исполнительских традиций.
2. Собеседование (коллоквиум) проводится в устной форме (без билетов) и состоит из трех разделов, каждый из которых оценивается отдельно. Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам.
Первый раздел связан с исполняемой абитуриентом программой. Абитуриент должен знать основные этапы и закономерности развития истории исполнительства, вопросы методики обучения игре на инструменте, методическую литературу по своей специальности, понимать содержание, форму и стилистические особенности исполняемых произведений, знать биографические данные и особенности творчества их авторов.
Второй раздел связан с историей музыки (в объёме программы ВУЗа). Раздел выявляет общекультурный уровень абитуриента, эрудицию в области музыкального искусства, знание предметов специальных курсов вуза.
Третий раздел связан с историей искусства и культуры (в объёме программы ВУЗ’а). Абитуриент должен владеть знаниями по основным направлениям развития истории искусства, науки, религии, философии.
Поступающий должен:
– иметь представление об основных направлениях научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человеческого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой деятельности, особенностях функционирования знания в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни, уметь ориентироваться в них;
– знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия в истории и человеческом поведении, нравственных обязанностей человека по отношению к другим и самому себе.
Примерная проблематика вопросов к 3 разделу и литература для самоподготовки (скачать PDF)
Итоговый балл по коллоквиуму (собеседованию) представляет собой среднее арифметическое значение оценок по трем разделам – 5-балльная система оценок.
Критерии оценки ответа:
5
баллов
отлично
|
Ответ полный и правильный; абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью.
|
4
балла
хорошо
|
Ответ полный и правильный (с наводящими вопросами); абитуриент самостоятельно излагает фактологические сведения, свободно владеет специальной терминологией, монологической речью; допущены несущественные ошибки, исправленные в ходе ответов на наводящие вопросы членов комиссии.
|
3
балла
удовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, с фактологическими ошибками; абитуриент в недостаточной степени владеет монологической речью и терминологическим аппаратом.
|
2
балла
неудовлетворительно
|
Ответ неполный и неаргументированный, допущены существенные ошибки, фактологические сведения изложены неверно; при ответе на дополнительные вопросы ранее допущенные ошибки исправлены не полностью.
|
1
балл
неудовлетворительно
|
Ответ на основной и наводящие вопросы неполный, несвязный, неаргументированный; допущены грубые ошибки в определениях, датах и т.п., искажающие смысл понятий.
|
Общие требования к составлению и исполнению программы
Исполняемая абитуриентом программа должна включать в себя произведения разных стилей, направлений, эпох, жанров, по одному из всех указанных разделов по каждой специальности. Произведения должны исполняться на аутентичных инструментах настроенных в исторических строях. Программа на исторических инструментах может исполняться по нотам. Произведения эпохи барокко и классицизма должны исполняться на историческом инструменты в строе 415 Hz (барокко) или 430 Hz (классицизм).
Ансамблевое исполнительство на исторических инструментах
Требования к программе:
1. Трио-соната или сюита для 2-х инструментов и basso continuo немецкой или итальянской школы XVII-XVIII веков либо сочинение для инструмента и облигатного клавира немецкой или итальянской школы XVII-XVIII веков;
2. Сочинение представителя французской школы для 2-х инструментов и basso continuo в форме трио-сонаты или сюиты либо сочинение для инструмента и облигатного клавира французской школы XVII-XVIII веков.
Примерные программы:
Вариант 1: И.С.Бах – Трио-соната для двух скрипок и континуо до мажор BWV 1037; Куперен – «Апофеоз Люли» для двух скрипок и континуо;
Вариант 2: Бах – Соната для флейты и облигатного клавесина си минор; Буамортье – Концерт для флейты и облигатного клавесина № 4 ми минор.